«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Анна Андреевна Чупрова

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»

Что такое коммуникативная деятельность – взаимодействие посредством общения.

Общение является одним из основных условий развития ребенка, важным компонентом формирование его личности, ведущим видом деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Для многих детей все трудней становится нормально взаимодействовать с другими. У ребенка любимые занятия – просмотр фильмов, компьютерные игры.

По результатам диагностики у 70% детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере; 80% детей этой категории имеют нарушения эмоционально-волевой сферы: тревожность, повышенная обидчивость, увеличение количества страхов, повышенная возбудимость или вялость, пассивность; для 40% характерен низкий уровень развития познавательных процессов.

Наблюдение за повседневной деятельностью детей, за их общением показывает, что в детских коллективах присутствует высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Кроме того к старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть коммуникативными навыками: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольника часто остается за пределами внимания. Опыт социального поведения, ребенок может накопить и усвоить не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а скорее всего в практической деятельности. И здесь большое значение имеет игра. Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка, эмоционально-важный опыт в игре получает осмысленное выражение. В игре закрепляются навыки социального поведения, дети учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально-нравственные навыки: отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, а также игра-действующее средство формирование у дошкольников навыков общения. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых самые не общительные вступают в речевое общение и раскрываются.

Известный писатель Дж. Родари утверждал «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку».

Психоаналитики утверждают, что ребенок который проиграет про себя страшную неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции. Как бы самоочищается.

Активизировать коммуникативные навыки нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Существует большая группа развивающих игр по развитию коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи которые они решают следующие:

1) Повышение собственной активности детей.

2) Способствуют самопознанию.

3) Помогают осознать свои характерные особенности и предпочтения.

4) Развивает навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе

 5) Формирует адекватные эмоциональные реакции, оценки себя и других.

 6) Помогают ребенку прожить определенное эмоциональное состояние.

 7) Изменение личностной позиции в процессе общения.

 8) Вырабатывают у ребенка положительные черты характера.

 9) Развивают творческие способности и воображение.

Игры проводятся с группой детей не более 12 человек, продолжительностью 25-30 минут, один раз в неделю. В начале занятий используют игры для настроя детей, а в конце – расслабляющие упражнения. Подвижные чередуются со спокойными. При проведении игр, упражнений необходимо: продумать содержание инструкции, форму подачи; должна быть выразительно окрашенная речь, прогнозировать возможные реакции детей на правила, условия; помнить, что каждый ребенок имеет право на свою индивидуальность, своеобразие, мысли, уважение, достоинства.

Дети на занятиях знакомятся с правилами игры, играют в нее, после анализируют, обсуждают полученный опыт. Затем игра может проводится воспитателем в течение недели.

Различают игры, направленные на снижение агрессии, страхов, умение владеть своими эмоциями.

Игры направленные на сотрудничество

Игры направленные на сплочение группы

Игры познавательные

Игры подвижные с правилами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.

Игровые упражнения для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрывается значение игры в развитии коммуникативного поведения детей дошкольного возраста. Родителям рекомендованы разнообразные игры для развития речи детей в домашних условиях....

Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста

На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

Мастер-класс «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Игровые подходыв развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».Слайд 1 Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного ...

Игры и игровые упражнения для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Организация игр и игровых упражнений по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста создаёт определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное ...