Приобщение детей дошкольного возраста к олонхо как к сокровищнице вековой мудрости народа
проект (старшая группа)

Николаева Нина Александровна

Олонхо активно развивает у детей: грамотную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, прививает любовь  к родному краю, народу и т.д. Учит детей отличать добро от зла, тем самым помогает противостоять всему плохому, прививает такие важные качества, как гуманность, справедливость, храбрость, милосердие, любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к олонхо

как к сокровищнице вековой мудрости народа

Николаева Нина Александровна,

воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/с
№10 «Туллукчаан» г. Якутска

Героический эпос олонхо был провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005 г. Как известно, олонхо – вершина якутского фольклора. Оно уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа. Олонхо - великолепный памятник самобытного якутского поэтического искусства, имеющий непреходящую художественную, идейную и познавательную ценность. Нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса олонхо в современных условиях. В наше время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращали свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации.

В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо как сокровищницы вековой мудрости народа. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит духовной культуре народа, которая в силу своих особенностей способна влиять на духовное развитие личности, формировать мировоззрение и воспитывать гуманистические идеалы.

В настоящее время в нашей республике идет ознакомление с олонхо с дошкольного возраста. Это обогащает детей духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Рассматриваемый нами в данной работе вопрос восприятия олонхо детьми дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.

Олонхо активно развивает у детей: грамотную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, прививает любовь к родному краю, народу и т.д. Учит детей отличать добро от зла, тем самым помогает противостоять всему плохому, прививает такие важные качества, как гуманность, справедливость, храбрость, милосердие, любовь к природе.

В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных учреждениях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка. Педагогика олонхо включает основные факторы народного воспитания, выделенные доктором педагогических наук, профессором Г.Н.Волковым: природу (среда), игру, действие (труд), общение (во всех видах деятельности), традицию, быт, искусство народа. Дошкольный возраст благоприятен для начала обучения языку, культуре, различным знаниям. В это время ребенок более восприимчив к овладению ими.

В нашем ДОУ разработали план работы, по изучению олонхо, целью которой является развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, развитие познавательных процессов, развитие способности мыслить свободно, творчески.

Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. В современных условиях олонхосутов почти не осталась, и сами педагоги не знаем олонхо. Поэтому в первую очередь была поставлена задача - изучить и собирать литературы, материалы про олонхо.

После изучения распределили материал олонхо по образовательным областям:

- развитие речи

- художественно-эстетическое развитие

- музыка

- трудовая деятельность

- взаимодействие с родителями

Задачи изучения олонхо:

- Выявить интерес к олонхо

- Создать микроклимат и условие для восприятия олонхо

- Обеспечить правильное усвоение текста

Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас. Сначала олонхо рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется.

Ознакомление с эпосом - олонхо в детском саду тесно связано с изодеятельностью. Прочитав отрывок из олонхо, рассматриваем картинки, рассуждаем, по содержанию дети рисуют эскиз. Передача образов олонхо в рисунке несет познавательную, воспитательную, эстетическую функции. Дети достигают определенного уровня знаний об олонхо, о главных героях, с помощью изобразительных средств создают образ в рисунке. И все это способствует разностороннему развитию детей.

Также для изучения олонхо огромное значение имеет музыка. Народные песни якутов о природе, о жизни навевают на детей чувство родины. В старину каждый якут становится певцом, если сядет на быка или лошадь как гласит народная мудрость. К приходу олонхосутов в гости готовятся заранее. В этот вечер быстро управляются с домашними делами, сытно ужинают и всю ночь слушают олонхо. В песне они слышат образы человека айыы, адьарай, их сражения, родную природу, трех миров, перевоплощения и т.д. На этом этапе запланировали слушание отрывки из олонхо в исполнении Г.Г.Колесова и других певцов. Образ героев через музыку, пение "дьээ-буо" должен передать детям прекрасную музыку стихосложения. Пение "дьээ-буо" в олонхо занимает огромное значение. Каждый образ имеет свои своеобразные мелодии, темы.

И еще, Олонхо «Күөнэ Күөх Көҕөччөр аттаах Күн Күндүлү Бухатыыр» показывали как спектакль. Распределяли роли, дети учили слова из реплик, разучивали танцы, готовили декорации, костюмы, атрибуты.

У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала. У каждого якутского народа имеются игрушки, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. В детстве наши предки играли этими игрушками развивались в соответствии с природой. Все игры детей отражают заботу о домашних животных, об охоте, подготавливая к экстремальным условиям, к труду.

В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и игрушек очень велик, детские и классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры, основанные на олонхо придуманы именно опираясь на них. Это игры-путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, кукольные и т.д. Цель игр развитие словарного запаса, воображения, чувства сопережения у детей, внимания, ловкости и силы.

Таким образом игра помогает детям показать и воспроизвести смысл олонхо, развивает умственные способности. Усвоив и переиграв дети начинают самостоятельно строить пересказ.

Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения.

Поэтому организовали мероприятия с целью ознакомления с эпосом олонхо:

- подвижные якутские игры

- шитье и изготовление кукол-персонажей

- вечер олонхо

- национальные костюмы

- спектакль с силами воспитанников

- изготовление дидактических игр

И так, олонхо через игры, изобразительную, музыкальную деятельность детей может глубоко проникнуть в душу ребенка и иметь значительное влияние на воспитание.

Подводя итог, своим суждениям и опираясь на опыты педагогов, можем сделать выводы, что последовательная работа по изучению олонхо героического эпоса народа саха должна развиваться, совершенствоваться.

Мы это судим и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах.

Отзывы, дипломы , сертификаты…

Список литературы

  1. Елисеева, М. М.///Приобщение детей дошкольного возраста к олонхо как компонент содержания поликультурного образования/М.М. Елисеева.
  2. Андреева Л. Д., Борисова Г. В. Особенности восприятия персонажей олонхо детьми 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 232–234. – URL: .
  3. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003. - 106 с.
  4. Степанова О.Н., Филиппова. П.И. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде дошкольного учреждения / Степанова О. Н., Филиппова П.И. ; Ин – т повышения квалификации работников образования имени С.Н. Донского – 2. – Якутск: изд – во ИПКРО имени С. Н. Донского – 2, 2006. – 68 с
  5. Чомчуук саас: ФГНУ “Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия )”№3 (23)2011. Ред.колл: Григорьева А.А., Николаева А. В., Ефимова Д.Г., Аммосова В. В., Иванова А.В.

Приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий.

Мы разработали календарно – тематический план и систему занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ (ознакомление с окружающим видом), развитие речи или проводить в свободное от занятий время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям  русского народа» ...

Название проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста традициям народа саха, связанное с коневодством»

Несмотря на высокий, постоянно возрастающий уровень механизации всех отраслей народного хозяйства лошадь продолжает иметь большое значение в жизни человека. Ее широко используют как транспортное...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего...

"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....