Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей
консультация

Коваленко Марина Михайловна

Мастер-класс: "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2023.docx21.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей»

Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ—одна из важных и от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.

И если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом.

2. Воспитатель перебивает исполнение.

3. Не понимает своих задач.

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

           Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

 1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальной деятельности зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач.

 А сейчас, скажите мне, пожалуйста, из каких разделов состоит музыкальное занятие? (ответы педагогов)

Структура музыкального занятия:

Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки

Пение и песенное творчество

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах)

Танец

Игра

Теперь, уважаемые коллеги, мы переходим непосредственно к практической части нашего мероприятия «Мастер-классу»

Вам предложены листы, на которых написано о роли воспитателя в каждом разделе муз. деятельности. Посмотрев видео, вы легко можете заметить ошибки или правильные действия воспитателя.

Вводная часть:

Звучит марш, дети заходят под музыку в зал идут по кругу, дети садятся на стульчики. (Вот тут как никогда нужна помощь воспитателя: если дети садятся по большому кругу тогда воспитатель садится на стульчик перед детьми, показывает артикуляционные упражнения, поет Распевки и песни совместно. Если рассадка детей находится возле пианино, то тоже самое: воспитатель садится перед детьми). Итак, в начале музыкального занятия мы приветствуем друг друга, исполняя небольшие песенки-Распевки, которые способствуют развитию правильной артикуляции и дикции, координируют детский слух и голос, развивают чистоту интонирования.

Роль воспитателя во время слушания музыки:

·личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

·во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку;

·когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;

· следит за дисциплиной;

·оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Роль воспитателя во время распевания и пения:

· не участвует во время быстрых опросных упражнений;

· следит за правильной осанкой;

· во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет

музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем -дети.

·поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

·воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают

мелодию песни, выговаривают слова; следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;

·поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства

мимической и пантомимической выразительности;

·при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;· не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении

(исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).

Роль воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры:

·участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

·исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,

·следит за правильной осанкой;

·следит за качеством выполнения всего программного материала;

·дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей);

·принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

·корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;

·разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

· берет одну из ролей в сюжетной игре;

· наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Роль воспитателя во время игра на ДМИ:

· участвует в показе либо в моделировании приемов игры;

·принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов; в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;

·помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями);

· корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях;

· оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами

·наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Музыкальное развитие в режимных моментах.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на музыкальных занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. Музыка может входить, как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

ПАМЯТКА ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВОСПИТАТЕЛЕМ

1. Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере

решения общих задач;

2. Взаимные консультации по использованию музыкального материала в

образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

3. Совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;

4. Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в

ДОУ;

5. Совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;

6. Составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;

7. Предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;

8. Рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);

9. Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;

10.Отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно

старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;

11.Организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей

среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в эстетическом развитии детей»

          Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается ...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в эстетическом развитии детей

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя Возможности взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. О взаимодействи...

Из опыта работы: Мастер- класс на тему "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей"

            Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ—одна из важных и  от её решения зависит успеш...

Мастер – класс «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей».2021 год

Цель мастер – класса: повышение профессионального уровня и обмен опытом музыкальных руководителей и воспитателей. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальной НОД.В...

Консультация для воспитателей:"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. "

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но ...