Доклад по проекту для детей старшей группы «Танграм – волшебный квадрат»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Акжанова Евгения Андреевна

Интеллектуальное развитие выступает в качестве главного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда формируются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, насколько полно были использованы ресурсы интеллектуального развития в  дошкольном возрасте. На современных детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить ребёнка справляться с нею. Обрабатывать, анализировать и контролировать, ежедневно увеличивающийся объем знаний. Этому способствует использование в работе с дошкольниками игр-головоломок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_proektu_dlya_detey_starshey_gruppy.docx47.36 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_proekta_.ppt2.41 МБ

Предварительный просмотр:

                   

           Доклад по проекту  для детей старшей группы

 «Танграм – волшебный квадрат» 

Добрый день! Уважаемые коллеги, как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Недавно я  заново открыла для себя очень увлекательную  игру-головоломку — Танграм.

Танграм считается древней игрой. По легенде, почти 4 тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился наследник Лао. Император призвал к себе трех мудрецов и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в Европу, где получила название « Танграм»  ( тан –китаец, грм – буква).

Чтобы  познакомить детей с этой игрой-головоломкой , я разработала прект.

Обзор проекта хочется начать со слов Василия Александровича  Сухомлинского 

«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. 

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

         Проблема

       Интеллектуальное развитие выступает в качестве главного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда формируются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, насколько полно были использованы ресурсы интеллектуального развития в  дошкольном возрасте. На современных детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить ребёнка справляться с нею. Обрабатывать, анализировать и контролировать, ежедневно увеличивающийся объем знаний. Этому способствует использование в работе с дошкольниками игр-головоломок.

         Актуальность

    Головоломки – игрушки на все времена. С самых давних пор умельцы изготавливали подобные забавы, отличающиеся многообразием вариантов решения. До появления компьютерных игр и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей были игры - головоломки .Эти игры были любимы не только детьми, но и взрослыми.    

    Игры-головоломки  способствует развитию наглядно- образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. Они направлены на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть», - все то, чем так необходимо овладеть ребенку-дошкольнику.      

    Такие игры увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, не требуют специальных знаний. Они являются отличной заменой электронным гаджетам.

    Одной из самых известных головоломок является «Танграм». В результате использования «Танграма» у детей будут развиваться зрительное внимание, память, воображение, логическое и конструктивное мышление, будут совершенствоваться навыки ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация, произвольность поведения: умение играть по правилам и четко выполнять инструкции.

Поняв как интересна, увлекательна и полезна эта игра, я решила познакомить  с ней и детей . Для этого я разработала проект.

Цель: создать условия для развития логического мышления, познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через игру-головоломку «Танграм».

Задачи:

  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах и  их свойствах.
  • Развивать  умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  • Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.

Участники проекта:

  • дети старшей группы
  • воспитатели
  • родители воспитанников

Тип проекта: познавательно - творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь-декабрь)

        

Поэтапный план реализации проекта

I этап – организационный:

  • создание проблемы, постановка цели и задач;
  • предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
  • подбор и изучение методической литературы по данному вопросу;
  • подбор наглядного иллюстрированного материала;
  • подбор материала для продуктивной деятельности детей;
  • составление  комплексно-тематического плана;
  • подготовка консультаций, рекомендаций для родителей;
  • обновление предметно-развивающей среды.

II этап – внедренческий

  • планирование деятельности в рамках проекта;
  • подборка игровых заданий по дидактической игре;
  • определение тематики и разработка конспектов ОД;
  • образовательная деятельность по ФЭМП;
  • выстраивание сотрудничества с педагогами и родителями;
  • пропаганда педагогических знаний среди родителей.

III этап – результативный

  • анализ результатов реализации проекта, подведение итогов;
  • мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Танграм» – волшебный квадрат»;
  • составление картотеки к игре-головоломке «Танграм»;
  •  создание книги «Заюшкина избушка» с использованием головоломки «Танграм».
  • презентация результатов проекта.

Ожидаемые результаты

Предполагаем, что в результате реализации данного проекта дети будут:

  • Проявлять интерес к играм-головоломкам;
  • Стремится к достижению поставленной цели;
  •  Самостоятельно преодолевать трудности в решении познавательных задач;
  • Уметь переносить усвоенный опыт в новые ситуации;
  • Уметь  дружно работать в паре, помогать товарищу.

Перспективное планирование по работе с детьми для реализации проекта «Танграм»-волшебный квадрат»

Октябрь

  1. Беседа: «Знакомство с игрой «Танграм»(история возникновения игры, содержание  игры, правила игры).
  2. Знакомство с образцами фигур, обследование геометрических фигур, закрепление названий геометрических фигур.
  3. Составление фигур из двух-трех элементов: квадрат из треугольников, домик из трех треугольников, елочка из треугольников и др.
  4. Накладывание фигур на карточки-схемы  «Лиса», «Домик», «Зайка» «Петушка».

Ноябрь

  1. Складывание  фигуры «Зайца» «Лисы»  по  образцу-контуру. 
  2. Складывание фигуры «Домик» «Петушок» по  образцу-контуру. 
  3. Складывание фигуры «Собачка» по  образцу-контуру.
  4. Математический КВН с использованием игры-головоломки  «Танграм».

Декабрь

  1. Воссоздание фигуры «Дом» « Зайка»  без образца.
  2. Воссоздание фигуры «Лиса» « Петух» без образца.
  3. Самостоятельное экспериментирование детей с геометрическими фигурами головоломки «Танграм».
  4. создание книжки «Заюшкина избушка» с использованием головоломки «Танграм» (парно-индивидуальная работа).

Работа с родителями:

  • Консультация:   «Танграм» для дошкольников – развивающая головоломка»,  «Чем занять ребенка дома?»
  • Оформление родительского уголка на тему:  «Танграм» – через игру к творческому развитию»
  • Мастер-класс по изготовлению игры «Танграм»
  • Презентация проекта на родительском собрании

 Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. На первых ступенях знакомства с Танграмом, дети собирают фигуры по заданным моделям, а затем начинают придумывать самостоятельно. Данную технику Танграм можно использовать в различных видах деятельности с детьми, на занятиях по ФЭМП, в аппликации, в конструировании, в развитии речи .Можно составлять сказки и обыгрывать их . И, конечно в свободной деятельности детей.

Исследовав практическое применение «Танграма», я пришла к выводу, что эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учит  терпению и последовательности.

Закончить о танграмах можно словами Мартин Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

 

 Литература:

  1. Иванов А.И. Компьютерная игра «Танграм». Сборник материалов конференции Поиск, Москва, 2003. 
  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Танграм - волшебный квадрат» Подготовила: Воспитатель Акжанова Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Ромашка»

Слайд 2

«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский

Слайд 3

Проблема На современных детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить ребёнка справляться с нею. Обрабатывать, анализировать и контролировать, ежедневно увеличивающийся объем знаний. Актуальность Головоломки – игрушки на все времена. Они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, не требуют специальных знаний. Такие игры являются отличной заменой электронным гаджетам. Одной из самых известных головоломок является «Танграм». В результате использования «Танграма» у детей будут развиваться зрительное внимание, память, воображение, логическое и конструктивное мышление, будут совершенствоваться навыки ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация, произвольность поведения: умение играть по правилам и четко выполнять инструкции.

Слайд 4

Цель: создать условия для развития логического мышления, познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через игру-головоломку «Танграм». Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.

Слайд 5

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников. Тип проекта : познавательно –творческий Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь-декабрь)

Слайд 6

I этап – организационный: создание проблемы, постановка цели и задач; предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы; подбор и изучение методической литературы по данному вопросу; подбор наглядного иллюстрированного материала; подбор материала для продуктивной деятельности детей; составление тематического плана; подготовка консультаций, рекомендаций для родителей; обновление предметно-развивающей среды. Этапы реализации проекта

Слайд 7

II этап – внедренческий планирование деятельности в рамках проекта; подборка игровых заданий по дидактической игре; определение тематики и разработка конспектов ОД; образовательная деятельность по ФЭМП; выстраивание сотрудничества с педагогами и родителями; пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Слайд 8

III этап – результативный анализ результатов реализации проекта, подведение итогов; мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Танграм» – волшебный квадрат»; составление картотеки к игре-головоломке «Танграм»; создание книги «Заюшкина избушка» с использованием головоломки «Танграм». ; презентация результатов проекта.

Слайд 9

Ожидаемые результаты Предполагаем, что в результате реализации данного проекта дети будут: Проявлять интерес к играм-головоломкам; Стремится к достижению поставленной цели; Самостоятельно преодолевать трудности в решении познавательных задач; Уметь переносить усвоенный опыт в новые ситуации; Уметь дружно работать в паре, помогать товарищу.

Слайд 10

Перспективное планирование по работе с детьми для реализации проекта «Танграм»-волшебный квадрат» Октябрь 1.Беседа: «Знакомство с игрой «Танграм»(история возникновения игры, содержание игры, правила игры). 2.Знакомство с образцами фигур, обследование геометрических фигур, закрепление названий геометрических фигур. 3.Составление фигур из двух-трех элементов: квадрат из треугольников, домик из трех треугольников, елочка из треугольников и др. 4. Накладывание фигур на карточки-схемы «Лиса», «Домик», «Зайка» «Петушок» . Ноябрь 1. Складывание фигуры «Зайца», «Лисы» по образцу-контуру. 2. Складывание фигуры «Домик» «Петушок» по образцу-контуру. 3. Складывание фигуры «Собачка» по образцу-контуру. 4. Математический КВН с использованием игры-головоломки «Танграм». Декабрь 1. Воссоздание фигуры»Дом» «Зайка» без образца. 2. Воссоздание фигуры «Лиса» «Петух»без образца. 3. Самостоятельное экспериментирование детей с геометрическими фигурами головоломки «Танграм». 4. C оздание книжки «Заюшкина избушка» с использованием головоломки «Танграм». (парно-индивидуальная работа).

Слайд 11

Консультация: «Танграм» для дошкольников – развивающая головоломка», «Чем занять ребенка дома?» Оформление родительского уголка на тему: « Танграм» – через игру к творческому развитию » Мастер-класс по изготовлению игры «Танграм» Презентация проекта на родительском собрании Работа с родителями

Слайд 12

Работа с родителями (законными представителями)

Слайд 13

Игра на воображение «Угадай что это, кто это?»

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшей группы Тема: "Волшебный аквариум"

Конспект НОД  по художественному творчеству для детей старшей группы Тема: "Волшебный аквариум"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевой деятельности для детей старшей группы Тема: «Волшебные сказки»

Благодаря данному материалу можно уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам,...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы № 14 «Волшебный мир театра»

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно с...

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования для детей старшей группы Тема: «Волшебный мир природы»

Цель: продолжать формировать представления о нетрадиционных техниках рисования.Программные задачи:Развивающие:Развивать у детей интерес к живописиРазвивать творческую индивидуальность, память.Развиват...

Проект для детей средней группы «Танграм – Волшебные превращения"

Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время оче...

Занятие для детей средней группы "Танграм-волшебный квадрат"

Задачи:     -формировать представление о танграме, закрепить понятие головоломка.        -учить выделять особые признаки фигур с помощь...