Дошкольная педагогика как наука. Её взаимосвязь с другими наукам.
материал

Ефимова Наталья Валерьевна

Дошкольная педагогика является частью общей педагогики, но имеет собственный объект и предмет исследования. В качестве объекта выступает ребёнок или процесс, а в качестве предмета выступают цели, задачи, содержание и формы, методы и средства.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольная педагогика как наука. Её взаимосвязь с другими наукам.


Дошкольная педагогика - это отрасль педагогики изучающая закономерности развития воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте до 7 лет.
Источниками знания выступают следующие аспекты:
- Практический (многовековой опыт воспитания)
- Философский (педагогические и психологические труды)
- Мировая и отечественная практика воспитания
Дошкольная педагогика является частью общей педагогики, но имеет собственный объект и предмет исследования. В качестве объекта выступает ребёнок или процесс, а в качестве предмета выступают цели, задачи, содержание и формы, методы и средства.
Как наука дошкольная педагогика выполняет следующие функции:
- Теоретическая
- Прикладная
- Прогностическая
- Воспитательно-образовательная
В настоящее время выделяются следующие отрасли:
- Дидактика дошкольного образования
- Теория и методика воспитания дошкольников
- Теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному образованию

Основные понятия:
Социализация - это процесс усвоения социального опыта осуществляемого в процессе деятельности.
Развитие - это процесс и результат в изменении психики человека, а также цель и результат воспитания.
Воспитание - это ведущая функция дошкольной педагогики.
Образовательная программа разрабатывается учебным заведение самостоятельно.
Основные принципы воспитания можно объединить в 3 группы:
- Содержательно-целевая
- Педагогические принципы
- Социально-психологические принципы

Принципы обучения определяют систему требований к содержанию методики обучения, сознательность активности, самостоятельность в обучении его наглядность последовательность и т.д

Средства воспитания :
- Методы воспитания
- Различные виды деятельности
- Педагогические техники
- Средства обеспечивающие нормальную жизнедеятельность воспитателей и воспитанников

Методы воспитания - это научно обоснованные способы достижения воспитательной цели:
- методы формирования сознания
- методы организации деятельности и формирование опыта поведения
- методы стимулирования поощрения и наказания

Методы обучения - это способы совместной работы обучающегося и обучаемых, организация познавательной деятельности ребёнка и позволяющее ему усвоить содержание образования.
Методы:
1 словесный
2 наглядный
3 практический
4 игровой
Методы контроля за эффективностью обучения, осуществляется как самим педагогом так и родителями.
Исследовательские методы:
- педагогический эксперимент
- тесты, анкеты, опросники
- методы обработки данных

Признаки образовательного процесса и его структура.
Функции образовательных процессов :
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, задач детей дошкольного возраста.
- строится с учётом принципов, целостности дошкольного образования.
- обеспечивает осуществление образовательного процесса двух основных моделей включающих действия взрослых и детей, а также самостоятельную деятельность детей.

Структура педагогического процесса:
Внешние компоненты. Педагог центральная фигура педагогического процесса. Выступает как субъект и объект педагогического процесса.
Внутренние компоненты выполняют реализацию задач, содержательный компонент определяет совокупность опыта деятельности, общения и знания.
Содержание образовательного процесса включает разные направления работы ФГОС:
- Физическое развитие связано с активностью ребёнка в упражнениях направленных на координацию и гибкость.
- Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей принятых в обществе.

- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей и познавательной мотивации, предполагает познавательные действия.
- Речевое развитие включает развитие речи как средство общения: культуры, развитие речевого творчества, знакомство с литературой.
- Художественно эстетическое развитие развивает предпосылки в понимании искусства, формирование элементарных представлений о видах искусств, а так же реализацию творчества детей.
Содержание образовательного процесса может быть реализовано либо как совместной работой с педагогом, либо как самостоятельная деятельность детей.
Совместная деятельность взрослого и детей это их сотрудничество, а так же сочетание индивидуальной и групповой формы работы с детьми.
Самостоятельная деятельность детей в условиях предметно развивающий среды.

Культурные практики.

 Виды самостоятельной деятельности поведения и опыта детей:
- Первый компонент. Практики культурной идентификации. Осознание ребёнком себя в мире культуры, формирование ребёнком о мире обществе и о себе.
- Второй компонент. Практики целостности ребёнка. Способность и возможности ребёнка целенаправленно познавать, созидание, преобразовать природную и социальную действительность.
- Третий компонент практики. Свободы выбора деятельности. Выбор ребёнком деятельности в условиях созданной воспитательно-образовательной среды.
- Четвёртый компонент практики. Возможности расширения ребёнком выделять необходимые условия расширения деятельности.
- Пятый компонент. правовые практики это практики готовности ребёнка отстаивать и защищать свои права и права других людей.
Все эти практики связанны друг с другом содержательно логически и структурно.
Изучается общий уровень образовательной деятельности связанный с промежуточным результатом образовательных областей.

Современные формы дошкольного образования
Выделяются след формы дошкольного образования детей от 2 месяцев до 7 лет.
- группы кратковременное пребывания
- центры игровой поддержки ребёнка (от 6 мес до 3 лет)
- семейный детский сад.
Согласно программе дошкольного образования в Москве целью является реализация право на качественное и доступное образование. Данная цель реализуется благодаря след направлениям:
- доступность дошкольного образования
Группы временного пребывания включают в себя адаптационную группу, группу развития, будущий первоклассник .
-Соответствие с запросами населения
-Соответствие до с качеством
-Обеспечение качества дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "Логопедия как отрасль специальной педагогики. Её связь с другими науками"

Цель  работы – выяснить, что логопедия - это отрасль специальной педагогики и как она связана с другими науками.Специальная педагогика является одним из направлений общей педагогики. В нашей стра...

Презентация "Сзязь логопедии с другими науками"

Презентация раскрывает внутрисистемные и мезсистемные связи логопедии, как науки....

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

«Взаимосвязь методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью с другими науками»

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития. Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не тольк...

конспект ООД по ФЦКМ и развитию речи "Сперва аз да буки, затем другие науки"

Конспект организованной образовательной деятельности с детими старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира и развитию речи с использованием ИКТ на тему: "Сперва аз да буки...

Связь педагогики с другими науками.

В презентации представлена информация о связи педагогики с другими науками....