Игровые образовательные ситуации для детей 5 – 7 лет «Железная дорога»
картотека (старшая группа)

Четверикова Ольга Михайловна

Основными задачами решаемыми при использовании материала  являются:

  • формирование представлений детей о железной дороге;
  • формирование у детей интереса к железнодорожным профессиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx889.73 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение\\192.168.1.49\1$\Логотип_216.png

«Детский  сад № 216 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Игровые образовательные ситуации для детей 5 – 7 лет «Железная дорога»

\\192.168.1.49\1$\фото\на выбор\DSC_2035.JPG

автор: Четверикова О.М., старший воспитатель

Задачи:

  • формировать представления детей о железной дороге;
  • формировать у детей интерес к железнодорожным профессиям.

 

Введение в ситуацию

Актуализация знакомой информации

Затруднение в ситуации, открытие нового, нахождение способа действий, установление причинно-следственных связей

 (смогли потому, что узнали как)

1

тема: «Кто работает на железной дороге»

Педагог обращает внимание детей на огорченного пассажира, он не смог вовремя уехать и теперь хочет узнать, кто виноват, он сам или кто-то  из железнодорожников ошибся, выполняя свою работу.

 

Машинист

проводник  

Описание трудовых действий, нахождение причинно следственных связей

Путевой обходчик (путь необходимо все время проверять)

Дежурный по станции следит за отправлением и прибытием поездов.

Диспетчер  следит за соблюдением расписания, что бы поезда не столкнулись.

Работники диспетчерской службы переключают сигналы на компьютере, видят, где находятся поезда, направляют поезда на свободные пути.

2

тема: «Вокзал»

Алеша решил побывать на Байкале, он приехал на вокзал Иркутск - пассажирский и растерялся (он думал, что все вокзалы одинаковые), ему необходимо купить билет на электричку до станции Слюдянка. Как помочь Алеше?  

 

Вокзал  

Составление карты путеводителя по вокзалу Иркутск-пассажирский

(Вокзал – место, откуда для пассажира начинается железная дорога)

Блетные кассы

Кассы дальнего следования

Выход на платформы

Зал ожидания

3

тема: «Железнодорожное полотно»

На интерактивной доске сигнальный знак. Это электронное письмо «Дорогие ребята мы - новые вагончики, нас недавно изготовили на заводе, скоро нам предстоит отправиться в путь по железной дороге, но мы ничего незнаем о рельсах и шпалах, очень боимся. Помогите!»

 

Железная дорога

поезд

вагоны

 

Экспериментирование

рельсы и шпалы, шпала опора для рельсов, благодаря шпалам рельсы не проваливаются и не разъезжаются в разные стороны

балласт- насыпь из мелких камней (рельсы и шпалы нельзя положить на землю сразу – она не ровная, болотистая и т. д.)

костыль – это металлический штырь похожий на большой гвоздь с его помощью рельсы прикрепляются к шпалам

4

тема: «Локомотив»

В группе из энциклопедии «Поезда» пропадает страница с описанием устройства кабины электровоза. Нужно «вылечить книгу», восстановить утраченную страницу.

 

Машинист

помощник машиниста    

Оформление  страницы книги

Оборудование:

пульт управления (руль),

приборы для управления тормозами, ручной тормоз,  

клапан для включения гудка (один длинный отправление, три коротких остановка)

5

тема: «Поезда»

Незнайка жалуется детям на то, что его не пустили  прокатиться  в вагоне: - Все же ездят, почему нельзя сесть в любой поезд?

 Поезд

Составление тематического экрана «Какие бывают поезда?

По роду службы пассажирские – перевозят пассажиров, грузовые

По маршруту – дальнего следования, электрички  

По скорости движения – высокоскоростные, скоростные, пассажирские

6

тема: «Пассажирские поезда»

                   

Сказочная королева желает путешествовать по железной дороге.  Её интересуют самые комфортные, красивые  и удобные поезда.  

 

Пассажирский поезд

Заполнение интеллект – карты

Фирменный поезд

Двухэтажный поезд

Пассажирские вагоны («общие», где пассажиры могут только сидеть, плацкартные, выгоны-купе, для дальнего следования, самые комфортные «люкс»)

7

тема: «Грузовые перевозки»

Три поросенка (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф) затеяли строительство нового, крепкого дома. Материалов и техники не хватает, нужно отправить для них по железной дороге груз. Поросята просят объяснить, что и куда грузить.  

 

Вагоны, локомотив

Формирование состава для поросят

Тяга локомотива

Назначение грузовых вагонов (внешний вид грузового вагона зависит от типа груза, который он должен везти):

Крытые – для перевозки хрупких, нежных грузов на которые не должен попадать дождь;

Полувагоны – вагоны без крышки  перевозят сыпучие грузы, которым нестрашен дождь;

Вагоны – цистерны – для жидких грузов

Вагоны – платформы для длинных грузов

8

тема: «Скоростные поезда»

Айболит озабочен необходимостью  быстро доставить лекарство больным зверятам. Там, где они живут, нет аэропорта. Нужен самый быстрый наземный транспорт.

 

Лошадь

Машина

Поезд

Изготовление ленты скоростей

Поезда на магнитной подушке, не касаются рельсов и едут в 10 раз быстрее

Сапсан (сокол – сапсан самая быстрая птица в мире)

Синкансэн,

Международный экспресс Германия

Евростар Великобритания

Шанхайский маглев Китай

(600 км/час, самолет -1000 км/час)

9

тема: «Железнодорожные сооружения»

Дети получают видео сообщение в интернет сети от иностранного мальчика. Он смотрел фильм о Байкале и увидел КБЖД.   Его заинтересовали сооружения,  через которые идет поезд, но что это,   он не знает.      

Мост

 

Лего – конструирование «Галерея»

Тоннели и галереи

Тоннель пробивают сквозь горную породу, для последующей укладки пути. Галерею строят, чтобы защитить дорогу от камнепадов. 

10

тема: «Семафор»

Педагог читает детям отрывки из произведений (Т.И. Михайлова)

«Вдруг Семафор услышал далекий стук колес. - Что бы это могло быть?...

 «Семафор поднял руку. Поезд, замедлив ход остановился. - Что случилось? …

 Паровоз

Диалоги, монологи героев  

Дрезина

11

тема: «Железная дорога»

Педагог обращает внимание детей на электронную переписку девочек - подружек. Одна  живет на берегу моря, где есть только морской порт и никогда не видела железную дорогу. А другая -  живет,  но  рядом с железной дорогой. Что можно сделать, чтобы   подруга, живущая у моря, смогла понять, что такое железная дорога,    (только приехать она не может)?

Рельсы

станция

 

Изготовление макета

Как устроена железная дорога

\\192.168.1.49\1$\фото\Детская жд дорога\DSC_0047.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая образовательная ситуация для детей младшей группы "Снежный хоровод"

Игровая образовательная ситуация для младшей группы...

Игровая образовательная ситуация для детей второй младшей группы «Про маленькую капельку»

Обобщение  и систематизация знаний детей о свойствах воды. Формирование  умений устанавливать причинно-следственные связи. Подведение  детей к пониманию того, что без воды не могут жить...

Конспект игровой образовательной ситуации для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Уроки Мыльного пузыря!»

Конспект игровой образовательной ситуации для детей младшего дошкольного возраста...

"Горох" - игровая образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста

Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром...

Тема игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир эмоций»

Игровая ситуация разработана в рамках образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» общеобразовательной программы дошкольного образования.Игровая ситуация  провод...

Методическая разработка игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста Тема: «По дорогам сказок»

Применяемая технология: информационно-коммуникационнаяЦель: закрепление знаний детей о сказках.Задачи:Обучающие:Расширять словарный запас детей;Обогащать знания детей о сказках.Развивающие:1. Развиват...