КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?
консультация (подготовительная группа)

Еретина Оксана Анатольевна

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?

Обучение чтению – это важный этап в развитие интеллекта дошкольника. От того, как пройдет этот процесс, зависит отношение ребенка к книгам и занятиям. Неумение читать или медленное чтение  является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. На сегодня существует множество методик по обучению чтению дошкольников, начиная с обычного букваря и заканчивая методиками . Однако не все из них строятся в игровой форме. А ведь именно это – самое важное. Прежде чем выбрать какую – либо методику, родители должны ответить себе на вопрос: «Каковы мотивы, побуждающие их обучить ребенка чтению?»

Начинать обучать чтению следует если:

 1. Ребенок сам проявляет интерес к буквам и знакам. В этом случае обучать ребенка можно в любом возрасте, предварительно подобрав такие игровые методики, которые развивали бы интерес ребенка, а не отбивали его.

 2. Когда не за горами поступление ребенка в школу и необходимо научить его читать, чтобы ему легче было приспособиться к школьным условиям. Но, прежде чем начинать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Оказывается, что детям в старшем дошкольном возрасте  очень интересно заниматься звуковой стороной речи. Воспользовавшись этим интересом, можно ввести ребенка в удивительный мир звуков, открыть языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, тем самым привести к чтению . При обучении ребенка чтению для разнообразности занятий можно использовать кубики, карточки с буквами и т. д. Начинаем учить с букв, затем слогов, слов и наконец, переходим к несложным предложениям. Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает ребенка, указывая на какую – либо букву вывески: «Какая это буква?» Ребенок с радостью отвечает: «Пэ!», или «Мэ!». Уважаемые родители! Если вы так называете детям буквы, то как ваш ребенок прочитает слог «ма»? Поэтому у ребенка, скорее всего, получится «Мэа»! А слово «ма-ма» будет читаться как «мэа – мэа»! Очень важно при обучении чтению называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не «эм», «м», не «пэ», а «п». Это вовсе не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук – разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий. Придет время, и ребенок усвоит знания по фонетике языка. А пока он может учиться и без этих знаний. Сколько раз нужно называть ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от возраста и частоты занятий. Необходимо окружать ребенка буквами в кубиках, на магнитных карточках и т. д. Полезно выкладывать их из палочек, мозаики, горошин, пуговиц, моделирование из пластилина, обводка и штриховка букв. Помочь в запоминании могут стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы. Игры для запоминания букв: «Собери букву», «Дорисуй букву», «Какие буквы спрятались?», «Сложи букву из палочек» и т. д. Когда ребенок выучит буквы, можно приступать к обучению чтению. Для многих детей момент понимания того, как читается слог, становится началом быстрого освоения навыков чтения. Поскольку слоги с гласными е, ё, я, ю являются наиболее трудными для чтения, начинать лучше занятия со слогов, включающих в себя гласные буквы а, о, у, и, ы, э; ба, ва, на и т. д. Необходимо набраться терпения. Если возникают трудности, можно предложить варианты правильного ответа на выбор – спросите «Это Ло или Мо?». Возможно, ребенок забыл одну из букв слога. Но нельзя спрашивать: «н и о – что получится?» – это разобьет единство букв и помешает ребенку сложить слог. Регулярные занятия со слогами – слияниями помогут скорейшему их запоминанию и более легкому переходу к чтению слов. Помогут ребенку в продвижении от буквы к слогу также игры, поскольку у дошкольников на первом плане игра, то именно она должна стать незаменимым помощником в обучении его чтению. Игры для обучения чтению: «Бросаемся слогами», «Продолжай! Полсловечка за тобой», «Путаница» и т. д.

Чтобы добиться успеха  у ребенка , необходимо следовать определенным правилам:

 1. Соблюдайте последовательность этапов.

2. Используйте больше наглядных материалов.

3. Избегайте однообразия.

4. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей.

 5. Хвалите ребенка за минимальные успехи.

6. Помните, что вы играете с ребенком, это занятие должно доставлять ему удовольствие.

7. Нежелание ребенка заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

 Список литературы

1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. – М.: Гном и Д, 2001.

 2. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Н.С. Варенцова, Н.С. Старжинская. – Минск: Нар. Асвета, 1992.

3. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание. – 1996. – №2.

4. Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах. Ч. 4 (Читаем сами) / Н.В. Дурова, Л.H. Невская. – М.: Школьная пресса, 2001.

 5. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_chitat.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?

Обучение чтению – это важный этап в развитие интеллекта дошкольника. От того, как пройдет этот процесс, зависит отношение ребенка к книгам и занятиям. Неумение читать или медленное чтение  является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. На сегодня существует множество методик по обучению чтению дошкольников, начиная с обычного букваря и заканчивая методиками . Однако не все из них строятся в игровой форме. А ведь именно это – самое важное. Прежде чем выбрать какую – либо методику, родители должны ответить себе на вопрос: «Каковы мотивы, побуждающие их обучить ребенка чтению?»

Начинать обучать чтению следует если:

 1. Ребенок сам проявляет интерес к буквам и знакам. В этом случае обучать ребенка можно в любом возрасте, предварительно подобрав такие игровые методики, которые развивали бы интерес ребенка, а не отбивали его.

 2. Когда не за горами поступление ребенка в школу и необходимо научить его читать, чтобы ему легче было приспособиться к школьным условиям. Но, прежде чем начинать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Оказывается, что детям в старшем дошкольном возрасте  очень интересно заниматься звуковой стороной речи. Воспользовавшись этим интересом, можно ввести ребенка в удивительный мир звуков, открыть языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, тем самым привести к чтению . При обучении ребенка чтению для разнообразности занятий можно использовать кубики, карточки с буквами и т. д. Начинаем учить с букв, затем слогов, слов и наконец, переходим к несложным предложениям. Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает ребенка, указывая на какую – либо букву вывески: «Какая это буква?» Ребенок с радостью отвечает: «Пэ!», или «Мэ!». Уважаемые родители! Если вы так называете детям буквы, то как ваш ребенок прочитает слог «ма»? Поэтому у ребенка, скорее всего, получится «Мэа»! А слово «ма-ма» будет читаться как «мэа – мэа»! Очень важно при обучении чтению называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не «эм», «м», не «пэ», а «п». Это вовсе не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук – разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий. Придет время, и ребенок усвоит знания по фонетике языка. А пока он может учиться и без этих знаний. Сколько раз нужно называть ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от возраста и частоты занятий. Необходимо окружать ребенка буквами в кубиках, на магнитных карточках и т. д. Полезно выкладывать их из палочек, мозаики, горошин, пуговиц, моделирование из пластилина, обводка и штриховка букв. Помочь в запоминании могут стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы. Игры для запоминания букв: «Собери букву», «Дорисуй букву», «Какие буквы спрятались?», «Сложи букву из палочек» и т. д. Когда ребенок выучит буквы, можно приступать к обучению чтению. Для многих детей момент понимания того, как читается слог, становится началом быстрого освоения навыков чтения. Поскольку слоги с гласными е, ё, я, ю являются наиболее трудными для чтения, начинать лучше занятия со слогов, включающих в себя гласные буквы а, о, у, и, ы, э; ба, ва, на и т. д. Необходимо набраться терпения. Если возникают трудности, можно предложить варианты правильного ответа на выбор – спросите «Это Ло или Мо?». Возможно, ребенок забыл одну из букв слога. Но нельзя спрашивать: «н и о – что получится?» – это разобьет единство букв и помешает ребенку сложить слог. Регулярные занятия со слогами – слияниями помогут скорейшему их запоминанию и более легкому переходу к чтению слов. Помогут ребенку в продвижении от буквы к слогу также игры, поскольку у дошкольников на первом плане игра, то именно она должна стать незаменимым помощником в обучении его чтению. Игры для обучения чтению: «Бросаемся слогами», «Продолжай! Полсловечка за тобой», «Путаница» и т. д.

Чтобы добиться успеха  у ребенка , необходимо следовать определенным правилам:

 1. Соблюдайте последовательность этапов.

2. Используйте больше наглядных материалов.

3. Избегайте однообразия.

4. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей.

 5. Хвалите ребенка за минимальные успехи.

6. Помните, что вы играете с ребенком, это занятие должно доставлять ему удовольствие.

7. Нежелание ребенка заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

 Список литературы

1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. – М.: Гном и Д, 2001.

 2. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Н.С. Варенцова, Н.С. Старжинская. – Минск: Нар. Асвета, 1992.

3. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание. – 1996. – №2.

4. Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах. Ч. 4 (Читаем сами) / Н.В. Дурова, Л.H. Невская. – М.: Школьная пресса, 2001.

 5. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...