Консультация для воспитателей «Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
консультация

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается. А главное, что любой предмет является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx252.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Системный оператор»

 как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

     С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир. И мы, взрослые, должны им в этом помочь. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается. А главное, что любой предмет является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит сам.

        Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗЕ он называется «Системный оператор» цель которого, дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме. Система – это рассматриваемый объект, любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: состоит из частей, само является частью чего-то, каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие её, каждая имеет свою функцию, без которой система существовать не может.  

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система.

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.

В детском саду этот приём получил название «Волшебный экран».

Что он из себя представляет? Это квадрат или прямоугольник, который разделён на 3, 5, 9 частей (экранов).

Надсистема в прошлом

Среда обитания

6

Надсистема в настоящем

Среда обитания

3

Надсистема в будущем

Среда обитания

9

Система в

прошлом

Кем был?

4

Система в

настоящем

Кто (что) это?

Что делает?

1

Система в

будущем 

Кем будет?

7

Подсистема в прошлом

Части

5

Подсистема в настоящем

Какой?

Из чего состоит?

2

Подсистема в будущем 

Части

8

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить   на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы   рассказать: какое оно, из чего состоит?

В окошке № 3 - мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В окошке № 4 - познакомимся с прошлым объекта.

В окошке № 5 - мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.

В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.

В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.

В младшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу с развития умений анализировать и обобщать, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». Сразу после названия системы (объекта), идёт рассматривание подсистемных признаков, а потом уже определяем в какую надсистему она входит.
Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.

В среднем дошкольном возрасте знакомим детей с моделью анализа объектов «пятиэкранки», где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/fa/1e/b433316aaf8444f640faad7298666c84ee.jpg

             Познакомить детей с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх; а так же позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.

          В старшем дошкольном возрасте детей знакомим с настоящим названием - «системный оператор». И начинаем работу с полной версией «системного оператора» - «девятиэкранкой» - Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность. Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/f2/32/b4b1b791af9262bc76a6abd08db99cc3b5.jpg

            В старших группах необходимо соблюдать  последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, в какой надсистеме она рассматривается.
Для более успешного порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение «Что-то» автор М.С. Гафитулин.

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

            С помощью «Системного оператора» дети учатся рассматривать объект с разных позиций. У них развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. «Системный оператор» позволяет развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; растет словарный запас, развивается связная речь ребенка; «системный оператор» преподносит знания в интересной, увлекательной форме, обеспечивая тем самым их прочное усвоение и систематизацию, развивает умение отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «ЛЕГО». Конструирование из Лего – конст...

"Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые, должны им в этом помочь...

Консультация для воспитателей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»...