Краткосрочный исследовательско-творческий проект "Маленькие Эрудиты" совместно с родителями первая младшая группа "Гномики"
проект (младшая группа)

Федотова Виктория Викторовна

Лучший проект для малышей совместно с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект63.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» (МАДОУ «Детский сад № 26»)

Юридический адрес: 624092, Свердловская область, город Верхняя Пышма, улица Петрова, дом 55 а. Тел.

+7(34368) 79041; Е-mail:

КРАТКОСРОЧНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Маленькие Эрудиты»

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА «Гномики»

Совместно с родителями воспитанников

ПЕДАГОГИ:

Федотова В.В., 1 КК

Верхняя Пышма, 2024 год

Паспорт проекта:

  1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
  2. Продолжительность: краткосрочный, (С по год)
  3. Авторы проекта: Федотова В.В.
  4. Участники проекта: дети раннего возраста (2-3 года), воспитатели, родители.
  5. Примут участие: не менее 80-85% семей

6. Актуальность темы:

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  1. Цель проекта: развивать у детей познавательную активность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию в условиях семьи и ДОУ.
  2. Задачи проекта:

-расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность; -развитие мыслительных способностей;

-развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

-привлечь родителей воспитанников к совместной деятельности через организацию детского экспериментирования в условиях семьи

-организовать педагогическое сопровождение семейного проекта «Домашняя лаборатория»

8. Предполагаемый результат:

  • у детей будут развиты познавательная активность через детскую экспериментальную деятельность;
  • обогатится социальный опыт ребенка во взаимодействии с родителями
  • активное включение родителей воспитанников в жизнь группы и участие в проекте не менее 85% семей

9. Продукт проектной деятельности:

Изготовление книги опытов «Маленькие Эрудиты» совместно с родителями воспитанников.

Презентация семейного опыта на городской конкурс «Домашняя лаборатория»

План реализации проекта:

#1040;налитический этап:

-анализ ситуации, определение цели, основных задач: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

#1054;рганизационный этап:

-скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметноразвивающей среды в рамках оформления уголка «Маленький эрудит»;

-разработать основные методические материалы и изготовить необходимые методические пособия;

- педагогическое сопровождение родителей воспитанников по организации семейного проекта «Домашняя лаборатория»

-обогащение уголка экспериментирования материалами, приборами;

-подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе;

-составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

3. Практический этап:

-осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружаю

- организация и проведение простых доступных опытов в семье – знакомство с опытами (см. приложение «мини-каталог опытов»)

Продукт проекта: «Большая» книга экспериментирования. Участие в семейном проекте «Домашняя лаборатория»

Виды деятельности практического этапа:

Виды деятельности

Название. Цель

Понедельник- вторник «Водичка, водичка»

1

Беседы о свойствах воды.

СВОЙСТВА:

-Какой может быть вода? (горячей, теплой , холодной, прозрачной, можно переливать, твердой лед)

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ:

-Для чего нужна вода? (умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения

2

Чтение художественной литературы.

Разучивание потешек, прибауток, закличек

Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания. «Водичка, водичка…»

3

Игры – опыты

Экспериментирование

«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.

«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному

«Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и

назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом Игра: «Тонет – не тонет»

4

Рисование

Лепка

«Снежинки» Цель: научить рисовать разные по длине лини.

«Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности

5

Музыкальные произведения для прослушивания

«Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик).

Игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Падают снежинки» (громко-тихо). Музыкальная игра: «Снежки»

Среда–четверг- «Солнышко, солнышко!»

1

Беседа Тематическая прогулка

«Учимся радоваться зимнему солнышку и природе»

Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы

«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком

2

Чтение художественной литературы. Разучивание потешек, прибауток, закличек

Стихотворение Г. Бойко «Зимнее солнышко»

Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.

Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко». Способствовать развитию моторики рук

3

Игры – опыты

«Солнечные зайчики»

4

Рисование

Лепка

Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру

«Солнышко» Цель: развивать умение скатывать круглую форму(солнце)

5

Музыкальные произведения для прослушивания

Песня: «Улыбнулось солнышко» Музыкальная игра: «Солнышко»

6

Просматривание мультфильмов

«Рыжий, рыжий, конопатый.»

7

Игра-ситуация

Игра-ситуация «Солнечные зайчики зимой» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности

Пятница-понедельник «Воздушные чудеса»

  1. Беседы.СВОЙСТВА

Наблюдение «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздух

«Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку

  1. Чтение Отрывок из сказки АС Пушкина : «Ветер по морю художественной гуляет…»

литературы. «Ветер, ветер, ты могуч»

  1. Игры – опыты «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что Экспериментирование внутри человека есть воздух, помочь обнаружить

Эксперимент воздух.

«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену»

Подвести к выводу о том, что мыло пенится

«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.

«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.»

Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.)

Послушный ветерок»

Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу

  1. Муз.произведения для Звуки природы . Ветер, ураган, вьюга прослушивания Песня «Ветерок»
  2. Игры. «Пускание мыльных пузырей»

Стимулировать двигательную активность Игры с вертушками.

Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее.

Вторник-среда «Фокусы с песком»

1

Беседы

«О свойствах мокрого и сухого песка»

Развивать познавательную и речевую деятельность детей

2

Игры – опыты

Экспериментирование

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим

песком

«Пирожки для Машеньки» Развивать познавательную активность в процессе

экспериментирования, делать выводы

3

Рисование на мокром песке.

«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей

4

Игры

Проблемная ситуация, игра

«Маленькие кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке

Игра с песком «Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в

совершенствовании конструктивных умений

Четверг-пятница «Волшебная лаборатория»

1

Музыкальная станция

(игры со звуком)

  • Ребята, в природе очень много звуков и некоторые из них вы уже знаете! Давайте присядем в кружок и внимательно послушаем, что это за звук? (звуки ветра, прибоя волн, дождя, птичьи голоса, шелест листьев, крик медведя) Молодцы, угадали)))

  • А теперь ребята, громко за мной повторяйте:

Ла-ла-ла — зима пришла!

Ема-ема-ема — наступила зима!

Ега-ега-ега — зимой много снега!

Ета-ета-ета — зимой много цвета!

Но-но-но — на дворе холодно!

Ра-ра-ра — зимняя жара!

Ину-ину-ину — будем ждать машину!

Ишни-ишни-ишни — будем ждать вишни!

Ивы-ивы-ивы — созревают сливы!

Уши-уши-уши — очень любим груши!

Осы-осы-осы — любим абрикосы!

Рад-рад-рад — сладкий виноград!

Игра "Музыканты" Картушиной

- А сейчас все ребята встают в кружок. Под музыку идем по кругу. По сигналу останавливаемся, берем музыкальный инструмент, который к вам ближе всего и играем!

Музыкантами мы стали Друг за другом зашагали. Инструменты в руки взяли – Очень весело сыграли.

2

Художественноэстетическая станция

Детки, я хочу вам стишок прочитать. Течёт в стране песочной

(игры с песком)

Песочная река.

Построен дом высотный Из жёлтого песка.

А справа, возле речки,

Где круче бережок,

Пекут в песочной печке Песочный пирожок.

Давайте теперь попробуем печь куличики из песочка, который на дорожке лежит. Не получается? Здесь песочек сухой, он сыплется, и вылепить из него ничего нельзя. Но если мы его водичкой смочим, он тоже станет влажным и липким. И можно опять играть. А теперь давайте подойдем к песочнице. Песочек мягкий, влажный, из него можно лепить фигурки. Печём куличики.

(Дети «пекут» куличики, воспитатель проговаривает

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки испеку два пряничка!)

-А давайте ребята, сделаем отпечатки на мокром песке своих рук. А затем их украсим камешками! Посмотрим на что они стали похожи! (веселые мордочки, птички, рыбки) и т.д.

-А сейчас я посмотрю какие вы у меня внимательные! Воспитатель показывает детям 2-3 игрушки. Дети их называют.

Затем все поворачиваются спиной к песочнице. Воспитатель одну игрушку закапывает. По сигналу «Готово, можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая игрушка зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему се хлопают в ладоши. Игра повторяется, постепенно увеличивается количество закопанных игрушек.

3

Речевая станция (игры с мыльными пузырями)

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, на что похожи льные

пузыри? Сейчас я буду вас спрашивать, на что похож мыльный пузырь, а вы, если согласны, кричите громко

» и хлопайте в ладоши, а если не согласны, кричите

мко

«Нет» и топайте ногами.

-Мыльный пузырь похож на апельсин? (дети «Да») - А он похож на мандарин? (дети «Да»)

-А на яблоки в саду? (дети «Да»)

-А на рыбку, там в пруду? (дети «Нет»)

Мыльный пузырь похож на шар земной? (дети «Да»)

-А на мячик надувной? (дети «Да»)

- Он похож на телефон? (дети «Нет»)

-А на большой светофор? (дети «Нет»)

-Круглый он, как солнце в небе? (дети «Да»)

-И как колесо на велосипеде? (дети «Да»)

-А ещё, похож на дом? (дети «Нет»)

-А на белый снежный ком? (дети «Да»)

Вед. Молодцы! Справились с заданием.

у

Ребята, а вы любите дуть мыльные пузыри?

Дети: Да!!!

Ведущий: Давайте поиграем!

Раз, два, три, четыре, пять, Пузырь через верёвочку Заставим мы летать.

Аттракцион «Лети пузырь через веревочку» Натягивают веревочку, 2 детей выдувают пузыри так, б

ы они перелетели через неё. Аттракцион проводится 3-4

а.

-Молодцы, ребята! А сейчас мы превратимся в пузырики. Давайте скажем волшебные слова:

«Раз-два-три,

Все мы мыльные пузыри».

Пузырики любят летать. По сигналу: «Полетели» удете бегать по участку.У пузыриков есть домики. Это

учи.

По сигналу: «Пора домой!» вы постараетесь занять то в

«домике». Кому места не хватит, выбывает из нашей ы и превращается снова в мальчика или девочку.

4

Физкультурная станция

(подвижные игры, игры с зеркалом на улице

- У нас у всех одна планета- другой такой на свете нету! Ребята, а что не так на площадке? Конечно, везде разбросан мусор! Можно мусор бросать? Нет! Давайте быстрее соберем! (собирают в мешок мусор) -Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.

-А чтобы на нашей планете стало еще красивее, давайте поставим флажки! Эстафета «Поставь

флажок!» (дети делятся на две команды, по свистку бегут до ориентира и «ставят» флажок.

-Молодцы, ребята! Какая красиво у нас стало! А теперь давайте сядем в кружок, возьмите зеркало в руки. А теперь с помощью мимики изобразите различные эмоции: когда вы увидели нашу полянку всю в мусоре – какая у вас была эмоция ( злость, веселье), а когда мы поставили на полянке флажки? (радость, счастье). Если будет солнечная погода, можно половить зеркалом солнечных зайчиков.

Улыбается мой мальчик, Прыгает по стенке зайчик. Этот зайчик не простой - Лучик света золотой.

Кроха ручки к нему тянет,

Он пока ещё не знает,

Зайчик сможет ускакать, Не поймать его никак.

Литература:

  1. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод.

Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.

Приложение

Эксперименты, исследования и опыты. Мини-каталог

  1. Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
  2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
  3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
  4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
  5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза. 6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям

самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.

  1. «Пирожки для Машеньки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
  2. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
  1. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
  2. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
  3. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
  4. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
  5. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей и родителей первой младшей группы № 1 « Белочка»

laquo;А.П. Чехов и герои «Каштанки» в гостях у малышей»Тема: Изучаем творчество А. П. Чехова всей семьей.    Паспорт проектаУчастники проекта: воспитанники ...

Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Проек включает в себя эксперементирование с детьми младшего возраста.Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес длоя детей.Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они удивляют маленьких ис...

Краткосрочный исследовательско - творческий проект в первой младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты».

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жа...

Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?&raq...

Краткосрочный исследовательский творческий проект в первой младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Краткосрочный исследовательский  творческий проектв первой младшей группе«Чудеса, фокусы, эксперименты»    Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.Ч...