Развитие познавательной активности через игровые технологии
материал

Еремеева Ольга Константиновна

Наше общество развивается стремительными темпами,   появляются новые разработки и технологии, требующие от современных людей  дополнительных знаний, умений и навыков. Это касается всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и подходов к современному воспитанию и образованию. Например, несмотря на то, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве остается игра, требования к ее организации меняются кардинально, так как  современные дети  несколько  отличаются от своих сверстников предыдущих поколений (мало читают, но очень рано осваивают игры на планшетах и телефонах  и т.д.). В связи с этим, игровые технологии постоянно совершенствуются в соответствии с запросами общества и времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

(МАДОУ № 2)

Развитие познавательной активности через игровые технологии

Еремеева О.К.,

воспитатель МАДОУ №2

Слайд 1.

Наше общество развивается стремительными темпами,   появляются новые разработки и технологии, требующие от современных людей  дополнительных знаний, умений и навыков. Это касается всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и подходов к современному воспитанию и образованию. Например, несмотря на то, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве остается игра, требования к ее организации меняются кардинально, так как  современные дети  несколько  отличаются от своих сверстников предыдущих поколений (мало читают, но очень рано осваивают игры на планшетах и телефонах  и т.д.). В связи с этим, игровые технологии постоянно совершенствуются в соответствии с запросами общества и времени.

Слайд 2.

 Наш  многолетний опыт работы с детьми показывает, чтобы  активизировать  познавательную деятельность дошкольников первоначально необходимо решить три задачи: организовать  увлеченную команду, подобрать эффективные методы взаимодействия, создать современное интересное развивающее пространство. Таким  пространством в МАДОУ №2 стала STEM-лаборатория. Почему мы выбрали именно STEM- технологии? Сегодняшним дошколятам   придется решать высокотехнологичные задачи, и нам, педагогам, необходимо  было пробудить интерес к естественным наукам, заложить основы научно – технического творчества, стать для ребят «проводниками» в интереснейший мир познания и исследования.

А игровые технологии помогли сделать этот процесс увлекательным, повысили мотивацию к совместной деятельности, способствовали развитию коммуникативных компетенций мальчишек и девчонок. Особо хочется сказать об эмоциональной составляющей занятий в STEM-лаборатории.  Для ребятишек это всегда открытие, положительные эмоции, радость познания, а для педагогов  позитивное «эмоциональное заражение», возможность посмотреть на знакомые вещи со стороны  «детского восприятия», и даже освоить что-то новое. Мы знаем, что наши педагоги, в основном, гуманитарии. Знаниями в области робототехники и программирования   могут похвастаться далеко не все. Таким образом, мы учимся вместе с нашими ребятишками, совместно осваиваем  «современные технологии».

Слайд 3.

Внедрение   STEM- технологии, направленной на  развитие познавательной активности, поддержку индивидуальности и детской инициативы  в практическую деятельность учреждения началось в 2019 году и осуществлялось поэтапно.  

  1. Проектно – аналитический (сентябрь - декабрь 2019 года)
  2. Практико-ориентированный (январь 2020 года - март 2021 года)
  3. Результативно – рефлексивный (апрель-май 2021года).

Слайд 4.

На первом этапе мы занимались подготовительной работой: подбирали команду единомышленников (считаем личную заинтересованность педагогов важной составляющей педагогического процесса), обучали педагогов в области STEM-образования.  STEM-технология  предполагает реализацию  следующих образовательных модулей:

  1. «Дидактическая система Ф. Фрёбеля»;
  2. «Экспериментирование с живой и неживой природой»;
  3. «LEGO-конструирование»;
  4. «Математическое развитие»; 
  5. «Робототехника»;
  6. «Мультстудия «Я творю мир».

   Слайд 5,6

 Особое внимание уделили созданию развивающей предметно-пространственной среды STEM-лаборатории: произвели ремонт помещений, закупили детскую мебель, приобрели оборудование. Хотим отметить, что мы постоянно отслеживаем  новинки, которые появляются в образовательных модулях, и обновляем свою материально- техническую базу.

 Разработали программу дополнительного образования с использованием STEM-технологий и методические материалы для проведения занятий по образовательным модулям. Методическая копилка постоянно пополняется конспектами мероприятий и дидактическими пособиями.

Слайд 7

На втором этапе мы  апробировали STEM-технологии в работе с детьми, имеющими ТНР, и продолжаем работать в этом направлении (занятия в STEM-лаборатории проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю во второй половине дня).

Слайд 8.

Остановимся на  некоторых, наиболее интересных на наш взгляд, игровых технологиях, которые используем в STEM-лаборатории. Подготавливаясь  к занятию в  STEM-лаборатории,  педагоги значительное внимание уделяют продумыванию методов работы с детьми (в нашем случае речь идет о воспитанниках, имеющих тяжелые речевые нарушения), и коррекционная работа охватывает все режимные моменты.

Слайд 9.

 Выбор игровой технологии для  дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  в  условиях в  STEM-лаборатории  зависит от особенностей речевого и личностного развития детей.  Например, если ребенку  трудно сдерживать  и контролировать  свое поведение, ребенок  не умеет ориентироваться на заданную систему требований, мы подбираем игры с правилами. Вначале   необходимые умения и навыки отрабатываются на индивидуальных занятиях, а затем ребенок учится взаимодействовать в коллективе.  Задания с роботами великолепно «работают», обучая ребенка выполнять задания по правилам. Дети учатся основам «программирования».   Мальчишки и девчонки с удовольствием «подражают» роботам, выполняя инструкции пошагово.

Если у ребенка имеются коммуникативные трудности, (а у  большинства наших воспитанников есть особенности речевого развития, что осложняет коммуникацию), то применяем коммуникативные игры. В процессе коммуникативной игры  у ребят формируются способность действовать совместно с другими детьми, подчиняться интересам коллектива. Например, совместные постройки из Лего - конструктора,  создание анимационного фильма и другие.

Сюжетно- ролевые игры в STEM-лаборатории  дают первичные представления детям о профессиях биолога, инженера, робототехника, химика. Надевая очки и перчатки для проведения опытов и экспериментов, ребята чувствуют себя «взрослыми», «важными», а, это, безусловно,  повышает их самооценку, мотивирует для дальнейших исследований.

Технологии развивающих игр и игровая псих коррекция помогают развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников (тематические мультимедийные презентации, викторины, задания и т.д.)

Слайд 10.

В ходе реализации мероприятий второго этапа нами также  проведены ознакомительные экскурсии для родителей (знакомство со STEM-технологией, демонстрация оборудования и его возможностей при обучении дошкольников). Конечно, жизнь вносит свои коррективы, ситуация с Ковид -19 способствовала тому, что некоторые совместные мероприятия с родителями мы  перевели в дистанционный формат.  Но надеемся, что в ближайшем будущем мы сможем реализовать запланированные мастер- классы, перенести их заочно не удается, так как задействовано  специфическое оборудование  STEM-лаборатории (робомыши, рисующие роботы и т.д.).

Слайд 11,12.

 Хочется  сказать несколько  слов о наших партнерах в реализации мероприятий STEM-лаборатории. Это руководитель анимационной студии «Поляриса» и  специалисты «ФабЛаб», с которыми у нас заключено соглашение о сотрудничестве.  Поясним некоторые моменты  нашего взаимодействия. Совместно со специалистом «Поляриса» мы подготовили и разработали краткосрочный проект, где рассказали дошколятам  об анимации, анимационных техниках и оборудовании. В рамках проекта были проведены мастер-классы, где ребята осваивали практические навыки работы с  одной из техник анимации  и анимационным оборудованием, и даже сняли свой первый мультфильм.

Сотрудничество  с «Фаблаб»  в рамках реализаций  мероприятий STEM-лаборатории началось недавно, запланированы совместные мероприятия и экскурсии.  Расположение Фаблаб очень удобно для нас, и как только снимут ограничения, мы сможем  снова побывать на их площадке совместно с родителями воспитанников.

Слайд 13.

  В заключение хочется сказать несколько слов о практической значимости  применения игровых технологий в работе с детьми. Например, полученные  на занятиях навыки конструктивно-игровой деятельности с помощью Лего-конструктора, дошкольники активно применяют в свободной игровой деятельности. А игры с правилами помогают контролировать свое поведение, существенно  обогащают коммуникативные  возможности девчонок и мальчишек. Увлеченные сюжетно-ролевой игрой, они соблюдают очередность при выполнении заданий, переносят  усвоенный опыт общения в любые игровые ситуации.

Слайд 14.

 Результаты и перспективы представлены на слайде. Нам бы хотелось и дальше применять игровые технологии в условиях STEM-лаборатории, а для этого необходимо постоянно совершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)

   В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...

Развитие познавательной активности через проведение экспериментов, опытов

Мастер-класс для педагогов по проведению опытов с воздушным шариком....

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"...

развитие познавательной активности через мир природы

Мы  живем в современном  мире, в мире технологий и инноваций. К всеобщему сожалению, гоняясь за инновациями, люди, перестали обращать внимание на окружающую их природу. Они забыли, что являю...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Развитие познавательной активности через экспериментирование". Рекомендации для педагогов.

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....