развитие познавательной активности через мир природы
консультация по окружающему миру

Мы  живем в современном  мире, в мире технологий и инноваций. К всеобщему сожалению, гоняясь за инновациями, люди, перестали обращать внимание на окружающую их природу. Они забыли, что являются частью единой системы и не могут существовать друг без друга. На сегодняшний день проблемы экологии стремительно набирают свою популярность. О них заговорили во всех сферах массовой информации. Поэтому тема экологического воспитания подрастающего поколения актуальна, так как  наблюдается процесс отчуждения детей от природы.  Дети больше времени проводят у компьютеров, телефонов. А так важно, чтобы восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Рядом ученых,  таких как Н.А.Рыжовой, С.Н. Николаевой  было доказано, что экологическое воспитание экологическая культура должны быть базовой потребностью и состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно - действенного, которые могут реализоваться последовательно и целенаправленно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности, через мир природы»

Мы  живем в современном  мире, в мире технологий и инноваций. К всеобщему сожалению, гоняясь за инновациями, люди, перестали обращать внимание на окружающую их природу. Они забыли, что являются частью единой системы и не могут существовать друг без друга. На сегодняшний день проблемы экологии стремительно набирают свою популярность. О них заговорили во всех сферах массовой информации. Поэтому тема экологического воспитания подрастающего поколения актуальна, так как  наблюдается процесс отчуждения детей от природы.  Дети больше времени проводят у компьютеров, телефонов. А так важно, чтобы восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Рядом ученых,  таких как Н.А.Рыжовой, С.Н. Николаевой  было доказано, что экологическое воспитание экологическая культура должны быть базовой потребностью и состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно - действенного, которые могут реализоваться последовательно и целенаправленно. Влияние экологической культуры на социализацию ребенка рассматривали такие ученые как О.С.Анисимов, И.С.Зинченко, А.В. Мудрик и т.д.  цель всех научных исследований:

  • формирование убеждения в необходимости бережного отношения к природе;
  • стремление к адекватному восприятии знаний и выработке навыков по охране природы;
  • приобщение к мировому уровню экологической культуре.

Понимая, что дошкольное детство - это как раз тот период, когда не только закладывается фундамент и происходит общее развитие ребенка,  а развитие позитивного отношения к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.  Мы определили цель  своей работы с детьми -  создание условий для  формирования у детей экологического мировоззрения, экологической грамотности и культуры.  Включающей в себя знания о природе и взаимосвязях в ней, способах ее сохранения, этические, эстетические чувства, интерес к природе и проблемам ее охраны, навыков культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе и экономного расходования ее богатств. Для приобщения детей к экологической культуре мы используем широкий спектр всевозможных методов и приемов. Самые распространенные методы экологического воспитания – наблюдения, беседы, экскурсии. Экологическую грамотность осуществляем через: поисково-познавательную, опытно-экспериментальную, моделирующую, игровую, социально-эмоциональную, природоохранную деятельность.

 В соответствии  с требованиями ФГОС ДО о создании  развивающей предметно - пространственной среды,  обеспечили максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Группа оформлена по теме «Времени года», в центре расположена «паутинка», на которой вывешиваются картинки по тематическим событиям. У детей в повседневной жизни в течении времени года, недели просматривается определенная тематика, как правило она связана с экологией. Создали центр «Галлилейка», где детям предлагается соприкоснуться  с многогранным миром природы, ежедневно взаимодействуя, ухаживая и заботясь о нем. Создавая центр, мы подобрали, оформили материал, таким образом, чтобы воспитанники могли исследовать, наблюдать, экспериментировать, думать, развиваться, устанавливать причинно-следственные связи, тем самым формируем  и накапливаем навык  познавательно - поисковой деятельности. Центр разделен на несколько под- центров:

«Методичка» - это центр больше адресуется педагогам.  Воспитатель должен быть всегда на шаг впереди детей. Центр пополняется новыми разработками, презентациями, методической литературой, которая в дальнейшем является толчком к новому в формировании экологической культуры дошкольников.

«Почитай-ка» - в экологическом воспитании большое значение имеет эстетическое восприятие. К нам на помощь приходят литература (А.Пушкин, М. Пришвин, Ф.Тютчев и т.д.), репродукции картин. Учитывая возрастные особенности детей, используем принцип фасцинации (очарования) и перцепции (восприятия). Рассматривая картину или слушая музыку, художественное произведение, дети попадают увлекательный   мир природы. Тем самым развиваем воображение, творчество, воздействуя на чувства и эмоции детей.

Как говорится в китайской пословице «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне сделать и я пойму». Она адресована к центру «Изучалка», «Следопытка». Одним из основных методов экологического воспитания является - метод экспериментирования, который считаем, что знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Это ведет к воспитанию ребенка, ориентированного на положительное отношение к природе, происходит взаимодействие детей с природой и социальной средой. Экспериментируя с воспитанниками, исходим из детских потребностей и интересов. Происходит «погружение» ребенка в определенную тему или проблему, повышается поисковая активность, что побуждает к творческому отношению выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.

Мир  ребенок познает через ощущение Центры - «Ощущалка», «Измерялка», «Насыпалка», «Ковырялка», доказывает,  что движение пальцев рук стимулирует развитие нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. В этих  центрах дети устанавливают причино-следственные связи, развивают мелкую моторику, происходит понимания весовых и измерительных эталонов предмета.

 Все эти под-центры, подводят детей к экспериментированию. С помощью опытов дети выявляют свойства предмета в зависимости от состояния температуры, влажности воздуха, сезона года, воздействия солнца. Дети учатся пользоваться весами, лупой, термометром, магнитом. При проведении опытов мы используем «метод посредника» (персонажа Совушки). Первые проблемные ситуации решаем в совместной деятельности. Затем у детей формируется умение самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, самостоятельно готовить оборудование для проведения опытов, осуществлять практические действия, графически составлять схему определения эксперимента и зарисовывать результат.

Центр  постоянно пополняется разными материалами: песком, глиной, камушками, сосудами. Находясь на отдыхе, дети приносят все интересное и значимое, с их точки зрения. Работая в центре,  разработали вместе с детьми правила техники безопасности, совместно подготовили карточки со схематическим изображением предлагаемых опытов. Результаты проведения исследований фиксируем в дневнике наблюдения.

Для формирования экологического мировоззрения и экологической культуры используем технологию сотрудничества (метод моделирования педагогических ситуаций), где воображаемый план,  дети придумывают самостоятельно. Создается тайна, загадка, на которые дети находят ответ. Темп игры держим через посредника, объединяя ребят в малые группы по счету, временам года, по желанию и т. д. Дети договариваются между собой, помогают друг другу, ищут выход из сложившийся ситуации. Отношения выстраиваются на принципе равенства и партнерства, дети чувствуют себя значимыми, защищенными, охотно идут на контакт, не боятся высказывать свое мнение, точку зрения.

Наряду с традиционными методами экологического образования применяем технологию макетирования. Игры на макетной основе способствуют развитию «погружения» детей в лексическую тему («Птицы», «Насекомые», «Зоопарк» и т.д.) и ознакомлению детей с окружающим миром. Все объекты (мелкие игрушки) не прикреплены к макетам, дети свободно перемещают по всей поверхности макета и  могут даже перенести на другой макет. Тем самым дети учатся устанавливать связь, видеть перспективу проживания данного объекта.

Развивая экологический потенциал современного дошкольника невозможно без трудовой деятельности. Поэтому участвуя в трудовой деятельн6ости дети получают представления о многообразии растительного и животного мира. О  том,  как растут и развиваются растения. Каждый день начинается с обхода своего участка. Дети сами находят объекты, которые нужно прибрать, полить. Осенью дети с удовольствием собирают семена с цветов, и сухие листья, зимой собирают снег и прикапывают его  к стволам деревьев, кормят птиц, а летом пропалывают цветник от сорняка.

Формируя основы культуры личности, даем детям понятия добра и зла, учим их отличать прекрасное от безобразного, пробуждаем доброе начало. Для воспитания коммуникативной культуры используем ряд ситуаций: «Сломанная ветка, висевшая на кустарнике» или  «полюбоваться осенним кленовым листом,  рассмотреть его и подумать, на что он похож, представить, чем он был раньше и где он находился, определить, какое у него в данный момент настроение»,  «придумать сказку между предметами, выдуманную детьми (камень, одуванчик, кузнечик беседуют о погоде)».

Творческая деятельность способствует процессу формирования у детей творческого воображения и образного мышления, развития высших психических процессов (памяти, восприятия, внимания, мышления), развивает эмоции. Дети перевоплощаются в животных, растения, дождик, камень. Они смотрят на мир другими глазами, учатся сопереживать, сострадать - цветку, бабочке, дождику.

Конечно, в решении поставленных задач воспитание будущего поколения не маловажную роль принадлежит семье. Работа с родителями является важным звеном в реализации экологического воспитания детей, именно семья дает первые уроки, опыт общения с природой, показывая пример отношения к объектам растительного и животного мира. Так для украшения детского участка, родители изготовили «сказочный уголок Гномика Тошки», оформили клумбу – для этого дети вместе с родителями собирали камушки, растили цветы, высаживали их в клумбу. И когда другие дети заходили в сказочный уголок, предостерегали,  делали замечания -  что руками трогать нельзя, а надо смотреть глазами. Тем самым принимали,  непосредственное отношение к происходящему заботились, охраняли.

Важнейшим показателем эффективности образовательного процесса и деятельности по данному направлению являются положительные результаты  освоения знаний по данному направлению. Целью мониторинга является изучение достижений планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми  программы и определение динамики детского развития.  

Мониторинг в группе  направлен на отслеживание качества  формирования экологического воспитания детей.

Мониторинг реализации системы работы  по формированию экологического воспитания детей за 2017 -2019гг

Год

Сформировано

 

На стадии формирования

Не сформировано

Кол. детей

(%)

Кол. детей

(%)

Кол. детей

(%)

Сентябрь 2017

4

15.5

10

38,5

12

46

Апрель 2019

18

69.5

7

27.5

1

3

Анализ результатов мониторинга апрель 2019г  системы работы показал рост высокого уровня в сравнении с годом 2017 на 54%. Таким образом, решение данной задачи (формирование экологической культуры), будь в игре или на занятии, в путешествиях или экскурсиях, является формирование таких качеств у детей, как системность мышления (способность воспринимать любой предмет, во всем многообразии связей), и диалектичность мышления (способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их), которые способствуют формированию первичных представлений об экологических связей и понятий.

Литература:

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н. В. Алешина. - М.:, «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», «ЦТЛ», 2003.

 Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева.-М.: АСАОЕМА, 2001.

Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду: книга для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н. А. Рыжова. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности через проведение экспериментов, опытов

Мастер-класс для педагогов по проведению опытов с воздушным шариком....

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"...

Методические рекомендации для педагогов "Развитие познавательной активности через экспериментирование".

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность"

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность"...

Мастер - класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»

Цель мастер-класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.На мастер-классе продемонстрированы опыты с водой, магнитом, пищевой пленкой, ...