Мастер - класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Хорошилова Ольга Александровна

Цель мастер-класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.

На мастер-классе продемонстрированы опыты с водой, магнитом, пищевой пленкой, газированной водой, мыльными пузырями и т.д., которые можно использовать в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_konferentsiya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Хорошилова О.А.

Мастер - класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»

                                            МДОУ №1 «Березка»

Цель мастер-класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.

Слайд 1

Ход мастер-класса (научная обоснованность, практическая часть):

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме  «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Слайд 2

 Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

Слайд 3

 Я  использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность.

Слайд 4

Объекты  неживой природы для исследования с дошкольниками:

  • вода, свойства воды,
  • воздух и его свойства,
  • твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса,
  •  свет: отражение света, источники света,
  • цвет: что такое радуга, смешение цветов,
  • звук,
  • магнетизм: магнит и его свойства,
  • увеличительное стекло.

Слайд 5

В результате систематической организации деятельности детского экспериментирования у детей формируется: любознательность, самостоятельность, активность.

А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

Сказка «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный цыпленок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Слайд 6

 Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)

Опыт №1.

Поместим их в емкость. Сверху наденем  на горлышко пищевую пленку, натянем её, и аккуратно сделаем  пальцами небольшое углубление и в углубление нальем  воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на божью-коровку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Слайд7

Цыпленок отправился дальше  и  увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и он увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 2

У вас на столах лежат цветы. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд 8

Цыпленок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 3

Возьмем  стакан со свежей газированной водой  и бросим в нее виноградинку. Она чуть тяжелее волы и опустится на дно. На нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз. пока вода не «выдохнется».

Слайд 9

Цыпленок пошел дальше и увидел море. У берега  он заметил, качающуюся на волнах небольшую бочку. Он  удивился, почему она не тонет. Ваши предположения. Почему бочка не тонет?

(Предположения педагогов.)

Соленая вода имеет еще большую плотность и сейчас мы это увидим в следующем опыте.

Опыт №4

Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И бочка не тонет.

Опыт № 5

Цыпленок  посмотрел в воду и увидел на дне блестящие предметы, как мы можем достать не замочив рук? (ваши способы очень интересные, предлагаю магниты)

Слайд 10

Цыпленок отправился в обратный путь. По дороге домой он увидел детей, которые играли с какими-то прозрачными пузырями, они выдували их из трубочки, а потом ловили и звонко смеялись. Что же это за пузыри? ( мыльные пузыри)

Опыт № 6 ( с мыльными пузырями)

Цыпленку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

Почему же распускаются кувшинки? Почему плавают рыбки? Почему  не тонет лодка?

Дети должны дать ответы на поставленные вопросы без труда.

Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома.

Слайды  ( опыты  с детьми)  11-18

Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников.

В заключение приведу слова академика Е.И.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в физкультурном комплексе «3D Физкультура»

Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в физкультурном пространстве "3D Физкультура" показывает, как можно развивать у реб...