Развитие познавательной активности через проведение экспериментов, опытов
опыты и эксперименты на тему

Шнякина Олеся Сергеевна

Мастер-класс для педагогов по проведению опытов с воздушным шариком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с воздушными шарами.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

 

Ход мастер-класса.

       Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам провести несколько занимательных  экспериментов из разных областей науки - от термодинамики до космологии, - в которых общим является один реквизит, а какой вы узнаете, если отгадаете загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Воздушный шар)  

Всё верно это воздушные шарики.  Сколько радости приносят воздушные шарики! Такая мелочь, а улыбаешься, как ребенок. Также воздушные шарики - прекрасный материал для демонстрации различных опытов и моделей. Было бы интересно написать книжку, в которой все физические понятия будут объясняться через них.

Так что же такое воздушный шарик?  Воздушный шарик – игрушка, сделанная из латекса, небольшого размера. В основном применяется для оформления помещений и праздников.  Воздушные шары всегда создают атмосферу праздника. Глядя на современные воздушные шары, многие думают, что эта яркая, приятная игрушка стала доступной только недавно. Кто и когда придумал воздушный шарик, остается тайной. Но известно, что раскрашенные и наполненные воздухом шары, сделанные из кишков и желудков животных, использовали еще древние греки для украшения пиров и церемоний. Еще в старинных книгах об игрушках можно найти упоминания о шарах животного происхождения, которые наполнялись водой и использовались как шуточные водяные бомбы. Со временем воздушные шары не только украшали праздники и карнавалы. Их использовали в своих выступлениях шуты и клоуны. В России скоморохи давали представления князю Владимиру, где использовали пузыри из бычьих внутренностей. А первые шарики, для которых использовались производные каучука и резины, появились в Англии в 1824 году. Впервые резиновый шар был изготовлен профессором Михаэлем Фарадеем для опытов с водородом. Воздушный шар – очень старая игрушка. Дети играли с шариками еще более сотни лет назад. Шар всегда был круглым, пока не появились так называемые «шары-карандаши», известные сейчас, как шары для моделирования. Их стали использовать фокусники, создавая из них различные фигуры животных. Чем и как заполняют воздушные шары. Самый простой способ – воздухом с помощью рта. Но он применим только в отношении латексных шариков. Чтобы шары летали, их наполняют газами, имеющими плотность, ниже плотности атмосферного воздуха. Это водород и гелий. Но водород горюч. Поэтому современные воздушные шарики заполняют безвредным гелием из баллона под давлением. Именно гелий заставляет шарик подниматься вверх.

Еще шарики можно надувать с помощью химической реакции... Реакции, в результате которой выделяется углекислый газ. Конечно, такой шарик не полетит в небо, так как углекислый газ тяжелее воздуха.

1). Для этого опыта нам потребуется пустая пластиковая бутылка, сода и уксус.

В пластиковую бутылку наливаем немного уксуса, через воронку насыпаем соду в воздушный шарик.  Закрепляем шарик на горлышке бутылки и постепенно высыпаем соду в бутылку. Сода вступает в реакцию с уксусом, выделяется углекислый газ и воздушный шарик надувается.

2) А как насчёт того чтобы попробовать надуть шарик другим способом? Вы когда-нибудь надували шарик внутри бутылки? Давайте устроим соревнования, кто первым надует шарик внутри бутылки. Натяните шарики на горлышки бутылок и заправьте их внутрь. Теперь на счёт 1,2,3  приступаем к соревнованию, надувайте шарики. Посмотрите, почему же у меня получается надуть шарик внутри бутылки, а у вас нет? Предположения коллег. 

Секрет фокуса в том, что для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух.

3) А ещё воздушные шарики отлично электризуются. Самый простой способ наэлектризовать шарик — потереть его о волосы, но можно потереть и о шерстяной шарф. И тут начинаются опыты со статическим электричеством. Эти опыты лучше всего проводить в сухую погоду! Детям нравится свойство наэлектризованного шарика притягивать мелкие предметы.  Можно использовать конфетти, мелко нарезанную фольгу. Интересно и звонко получается, если взять простую соль!

4) Так же воздушные шарики можно использовать для создания транспортных средств, например лунохода или реактивной машины.

Для этого надуваем шарик, как можно больше. Затем шарик устанавливаем на машинке с помощью двухстороннего скотча. Теперь отпускаем палец и за счет вырывающегося из шарика воздуха, машинка мчится, как ветер. Правда, недолго. По такому же принципу строятся реактивные двигатели.

5) Чтобы сделать луноход нам понадобятся: CD диск, клей, крышечка от бутылки с детской водичкой, воздушный шарик. Крышечку приклеиваем к диску, сверху надеваем шарик и надуваем его. Воздух вырывается из шарика и создается «прослойка» между полом и диском — воздушная подушка.

6) Все, наигрались шариками. Давайте же их лопнем звонко и громко. Кстати, чем сильнее надут шарик, тем громче он лопнет. Интересно, а чем больше иголок в него вонзятся, тем больше шума будет? Оказывается, нет! Из-за большого количества острых концов, с которыми соприкасается шарик, давление на шарик оказывается незначительным.

Итак, последний опыт, который мы сегодня с вами проведём. Нам необходимо взять надутый шарик и приклеить на его верхнюю часть (где есть уплотнение) кусочек скотча. Теперь берем иголку и протыкаем в этом месте шар. Он не лопается! Секрет опыта заключается в том, что скотч не дает давлению разорвать шар, а сама иголка закрывает отверстие, не позволяя выходить воздуху. Если протыкать шарик спицей или деревянной шпажкой в наименее растянутых местах, то он не лопнет!

    Здорово все-таки, что в 1824 году Майкл Фарадей придумал воздушные шарики. Без них было бы скучно, и мы не смогли бы сделать столько интересных опытов с шариками. Надувать воздушные шарики не только весело, но и полезно! Оказывается, они "дарят" здоровье нашим легким. Надувание шаров положительно влияет на наше горло (даже служит средством профилактики ангины, а также помогает укрепить наш голос). Этой помощью часто пользуются певцы, так как такая тренировка помогает им правильно дышать во время пения. Надеюсь, что вы сегодня узнали для себя что-то новое и интересное.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЕЛОЧКА»

Г. БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 « Развитие познавательной активности через проведение экспериментов, опытов».                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                Подготовил

                                                                                                   воспитатель:

Шнякина О.С.

Г. БАЛАШОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"...

развитие познавательной активности через мир природы

Мы  живем в современном  мире, в мире технологий и инноваций. К всеобщему сожалению, гоняясь за инновациями, люди, перестали обращать внимание на окружающую их природу. Они забыли, что являю...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Развитие познавательной активности через экспериментирование". Рекомендации для педагогов.

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....