Консультация для педагогов и родителей « Развитие познавательной активности через проведение экспериментов, опытов»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Щукина Оксана Викторовна

практические приёмы для развития позноввтельной активности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для педагогов и родителей

« Развитие познавательной активности через проведение

экспериментов, опытов»

Подготовила:воспитатель МБДОУ ДС №1: Щукина О.В.

         Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.

Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!

- Откуда берется снег?

- Почему в дырках ничего нет?

- Почему птица летает, а змея ползает?

- Откуда приходит дождь?

        В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для

ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

        Дошкольники очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

       В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

  • мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
  • воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
  • внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
  • речь;
  • мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

       Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Дима отделить фасоль от гороха – Николь предложит свою помощь).

       Дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками.

       Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

        Занимательные опыты для дошкольников, эксперименты для детей, фокусы для детей, занимательная наука…Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.

         В детском саду мы уделяем много внимания экспериментированию. Организуя исследовательскую деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности,  в  центре экспериментирования имеются материалы для проведения опытов (лейки, воронки, магниты, весы и многое другое). И пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать, как можно больше тайн живой и неживой природы, экспериментируя вместе с ними.

         Вовлечение родителей    в совместную с детьми  исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность   является частью образовательной деятельности в нашей группе. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности.

        Одной из форм взаимодействия с родителями является  оформление наглядной информации в родительском уголке. Сегодня я хочу представить вам брошюру «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».  В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка

       Во время совместного экспериментирования с родителями  дома или в ДОУ,   ребенок  самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.  Родители и дети предлагают разнообразные возможные решения, и опытным путём доказывают их возможность, исходя из данных, делают выводы. Таким образом, совместная деятельность родителей и детей в  ходе экспериментирования, ставит ребёнка в позицию активного участника, дает возможность  активно развивать инициативность и самостоятельность при корректной помощи взрослого.

       Как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Посмотрим, что же получится у нас?

       На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей и поэкспериментировать. Предлагаю вам провести несколько занимательных  экспериментов из разных областей науки - от термодинамики до космологии, - в которых общим является один реквизит, а какой вы узнаете, если отгадаете загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Воздушный шар)  

Всё верно это воздушные шарики.  Сколько радости приносят воздушные шарики! Такая мелочь, а улыбаешься, как ребенок. Также воздушные шарики - прекрасный материал для демонстрации различных опытов и моделей.

Чем и как заполняют воздушные шары. Самый простой способ – воздухом с помощью рта.

Еще шарики можно надувать с помощью химической реакции... Реакции, в результате которой выделяется углекислый газ. Конечно, такой шарик не полетит в небо, так как углекислый газ тяжелее воздуха.

1). Для этого опыта нам потребуется пустая пластиковая бутылка, сода и уксус.

В пластиковую бутылку наливаем немного уксуса, через воронку насыпаем соду в воздушный шарик.  Закрепляем шарик на горлышке бутылки и постепенно высыпаем соду в бутылку. Сода вступает в реакцию с уксусом, выделяется углекислый газ и воздушный шарик надувается.

2) А как насчёт того чтобы попробовать надуть шарик другим способом? Вы когда-нибудь надували шарик внутри бутылки? Давайте устроим соревнования, кто первым надует шарик внутри бутылки. Натяните шарики на горлышки бутылок и заправьте их внутрь. Теперь на счёт 1,2,3  приступаем к соревнованию, надувайте шарики. Посмотрите, почему же у меня получается надуть шарик внутри бутылки, а у вас нет? Предположения коллег. 

Секрет фокуса в том, что для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух.

3) А ещё воздушные шарики отлично электризуются. Самый простой способ наэлектризовать шарик — потереть его о волосы, но можно потереть и о шерстяной шарф. И тут начинаются опыты со статическим электричеством. Эти опыты лучше всего проводить в сухую погоду! Детям нравится свойство наэлектризованного шарика притягивать мелкие предметы.  Можно использовать конфетти, мелко нарезанную фольгу. Интересно и звонко получается, если взять простую соль!

4) «Реактивный шарик» Так же воздушные шарики можно использовать для создания транспортных средств, например лунохода или реактивной машины.

Выполнение эксперимента: надуваем и отпускаем шарики и смотрим на траекторию полета. Обращаем внимание, что чем больше шарик, тем дальше он улетает. Такой же принцип используется в реактивных двигателях самолета.

Опыт помогает выявить свойство воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

5) Все, наигрались шариками. Давайте же их лопнем звонко и громко. Кстати, чем сильнее надут шарик, тем громче он лопнет. Интересно, а чем больше иголок в него вонзятся, тем больше шума будет? Оказывается, нет! Из-за большого количества острых концов, с которыми соприкасается шарик, давление на шарик оказывается незначительным.

Итак, последний опыт, который мы сегодня с вами проведём. Нам необходимо взять надутый шарик и приклеить на его верхнюю часть (где есть уплотнение) кусочек скотча. Теперь берем иголку и протыкаем в этом месте шар. Он не лопается! Секрет опыта заключается в том, что скотч не дает давлению разорвать шар, а сама иголка закрывает отверстие, не позволяя выходить воздуху. Если протыкать шарик спицей или деревянной шпажкой в наименее растянутых местах, то он не лопнет!

   

     Здорово все-таки, что в 1824 году Майкл Фарадей придумал воздушные шарики. Без них было бы скучно, и мы не смогли бы сделать столько интересных опытов с шариками. Надувать воздушные шарики не только весело, но и полезно! Оказывается, они "дарят" здоровье нашим легким. Надувание шаров положительно влияет на наше горло (даже служит средством профилактики ангины, а также помогает укрепить наш голос). Этой помощью часто пользуются певцы, так как такая тренировка помогает им правильно дышать во время пения. Надеюсь, что вы сегодня узнали для себя что-то новое и интересное.

        В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». 

Подготовила воспитатель: Щукина О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....

Развитие познавательной активности через проведение экспериментов, опытов

Мастер-класс для педагогов по проведению опытов с воздушным шариком....

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".

Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"....

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности через игру"...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Развитие познавательной активности через экспериментирование". Рекомендации для педагогов.

Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей....

Мастер - класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»

Цель мастер-класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.На мастер-классе продемонстрированы опыты с водой, магнитом, пищевой пленкой, ...