"Куклы обереги"
проект

Тихонова Евгения Олеговна

У детей современного поколения игрушки есть в огромном количестве и доступны каждому. Конечно же эти игрушки красочные, фантазийные, или реалистичные, на любой вкус. Выбор – это конечно хорошо. Но из-за огромного изобилия игрушек пропадает их смысловое значение. Большая часть детей даже и не знают, что раньше игрушки были незамысловатыми, мастерились родителями из сподручного материала, передавались из поколения в поколение. Они имели смысловое значение, выступали в роли оберегов. И для детей такие изделия были бесценны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly-oberegi_tihonova_e.o.docx478.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

 «Для чего же нужны куклы-обереги?»

                                                  Учитель-логопед: Тихонова Евгения Олеговна,

Белый яр- 2024

«Для чего же нужны куклы-обереги?»

C:\Users\Log\Desktop\7283a169-e3b0-43c2-b5eb-fdc36f282c7a.jpgC:\Users\Log\Desktop\a68a7c95-5390-4785-8699-20b7683b7712.jpg

C:\Users\Log\Desktop\9b7ef61f-c046-47e7-b51d-1579d621ac6f.jpg

Вид проекта: познавательный.

Тип проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст участников: дети подготовительной группы (5-6 лет)

Актуальность. У детей современного поколения игрушки есть в огромном количестве и доступны каждому. Конечно же эти игрушки красочные, фантазийные, или реалистичные, на любой вкус. Выбор – это конечно хорошо. Но из-за огромного изобилия игрушек пропадает их смысловое значение. Большая часть детей даже и не знают, что раньше игрушки были незамысловатыми, мастерились родителями из сподручного материала, передавались из поколения в поколение. Они имели смысловое значение, выступали в роли оберегов. И для детей такие изделия были бесценны.

Данный проект направлен на то, чтобы дети открыли для себя ценность не в дорогостоящем предмете, а в изделии сделанном своими руками. Что кукла не появляется сама, а создается человеком. Создатель игрушки вкладывает в нее свои чувства, эмоции. Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, которую вы можете создать своими руками. В играх с куклами дети фантазируют, общаются, учатся проявлять милосердие.

Мы с детьми не только познакомимся с историей возникновения оберега и для чего его использовали. Мы смастерим свои обереги и каждый ребенок придумает свое назначения игрушке. От чего она будет оберегать именно его.

Цель проекта.

- Обогащение словесного словаря ребенка через знакомство с самодельной игрушкой.

- Формирование у детей интереса к нашей истории через образ куклы-оберега.

- Научиться выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии.

Задачи проекта: Познакомить детей с культурными традициями нашего народа. Узнать историю кукол, их роль в жизни наших предков.

- Какие есть разновидности оберегов и их значение.

- Изучить материалы, которые использовали для изготовления оберегов.

- Научиться изготавливать куклу-оберег.

- Познакомить детей с художественной литературой, песнями, колядками, поговорками.

- Обогащать словарный запас новыми словами, знакомство с новыми словами и их значением.

- Оформить мини выставку оберегов выполненных детьми самостоятельно и с помощью родителей.

Предварительная работа:

- Беседа об истории появления кукол-оберегов.

- Выполнение рисунка оберега с акцентом на используемые орнаменты, цветовую гамму.

Основные направления реализации проекта:

- социально-нравственное развитие;

- развитие продуктивной деятельности;

- познавательно-исследовательское развитие.

- приобщение к русской истории, традициям.

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

I этап Установочный

- Подборка дидактических игр и методической литературы;
- Подборка художественной литературы, песен, напевов и стихов по тематике;

- Подборка иллюстраций, фотографий с изображением различных кукол-оберегов;
Подборка материалов для изготовления куклы-оберега;


Провести беседу о куклах-оберегах

Изучение вопроса о роли оберегов, какие виды оберегов бывают. Какое у каждого назначение. Изучался вопрос о наличии оберегов в доме.

01-05 февраля

 Учитель-логопед, воспитатели

II этап Основной

 Познавательное развитие:
Беседы:
- Какие бывают обереги. Их назначение.

- Какие цвета использовались в создании оберегов.

- Почему куклы-обереги изготавливались без лица.


Подвижные игры:
- «Карусель», «Краски», «Ручеек».

Дидактические игры:

«Угадай по цвету».

Народные пальчиковые игры:

«Пальчики», «Клубок».


Дидактические упражнения:
- «Палитра – что рисовал художник?».
 

Речевое развитие:
- Речевые игры: «Игра с куклой», «Кукольная считалочка»
- Обсуждение с детьми назначения оберега, в чем различие нынешних кукол от тех, что были в старину.


- Чтение художественной литературы:

Художественно-эстетическое развитие:
- Прослушивание песен из русского фольклора; песня «Оберег», песнь Ярославны «Обереги;
Стихи-обереги для заучивания;
«Солнышко», стихи о народных куклах.
- Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о куклах, о оберегах:

- «Тряпичная кукла»
- «Куколка – красавица, красна девица»
 

- «С куклами возиться - бытию учиться»

- «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал»

Физическое развитие:
- пальчиковые игры: «Игрушки», «Потешка».

- Разработка технологической карты для занятия, презентаций для мастер-класса, книжки –брошюры с информацией для детей совместно с родителями.

- Мастер-класс – изготовление куклы-оберег. Презентация кукол изготовленных совместно с детьми. Мини выставка кукол-оберегов.

 

06-12 февраля

 

Учитель-логопед, воспитатели

Учитель-логопед, воспитатели

Учитель-логопед, воспитатели

Учитель-логопед, воспитатели

Учитель-логопед, воспитатели

III этап Заключительный

Формы работы

Содержание

1. Занятия.

1. беседа: Что такое оберег и какое у него назначение;

3. обсуждение и рассматривание наглядного материала – различных кукол-оберегов;

2.подвижная игра «Карусель»;

3.речевая игра «Игра с куклой»;

4.подбор материалов для создания оберега;

5. пальчиковая игра: «Пальчики».

2. Совместная деятельность с детьми.

1. рисунок на тему «оберег кукла - Десятиручка»;

 2. Чтение художественной литературы: «365 кукол со всего света»

М. Левена;

3. стихи о народных куклах;

4. изучение пословиц: «Тряпичная кукла», «Куколка – красавица, красна девица»; 

5. пальчиковая игра: «Клубок».

3. Самостоятельная деятельность.

1. Продолжение и завершение изготовления кукол-оберегов;

2. Заучивание поговорок про кукол- оберегов ;

3. дидактическое упражнение «Палитра – что рисовал художник?»

4. Чтение художественной литературы: «Талисманы, амулеты, обереги» Е.И. Ененко.  Москва 2015 год.

5. игра: «Кукольная считалочка».

Список использованной литературы:

  1. «Домашние обереги своими руками» А. Э. Шептуля. - Москва 2016;
  2. «365 кукол со всего света» М. Левена. Айрис-Пресс.Рольф. Москва. 2000 год;
  3. «Игрушка» Л.Н. Соловьёва. ЗАО «Интербук-бизнес», 2002 год;
  4. «Обереги для вашего хозяйства» С.В.Прошельцева  Обереги. - 2014. №2;
  5. Журнал «Кукольный мастер» за 2004-2005 годы;
  6. «Мягкая игрушка. Игрушки в подарок», Н. Деревянко, Москва.
  7. «Талисманы, амулеты, обереги» Е.И.Ененко. Москва 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.

Конспект занятия (Подготовительная группа)...

Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".

Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....

Мастер-класс для родителей «куклы Травницы»: Кукла-оберег.

Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией ...

Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"

Познакомить с технологией изготовления народной куклы....