опыт работы по технологии ТРИЗ
методическая разработка (старшая группа)

Козулина Элеонора Владимировна

В работе перечислены основные методы работы по технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_1_kozulina_e.v.docx85.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО Видяево «Детский сад №1 «Солнышко»»

Обобщение  опыта работы по теме:

 «Использование элементов технологии ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель МБДОУ ЗАТО Видяево

«Детский сад №1 «Солнышко»»

Э.В. Козулина

ЗАТО Видяево

2023

Сведения об авторе:

Ф.И.О.

Козулина Элеонора Владимировна

Образование

Высшее

Название (полное) учебного заведения, год его окончания

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет», 2012 г.

Специальность по диплому

Дошкольная педагогика и психология

Квалификация по диплому

Преподаватель дошкольной педагогики и психологии

Место работы

МБДОУ ЗАТО Видяево «Детский сад №1 «Солнышко»»

Должность

Воспитатель

Стаж работы в занимаемой должности

8 лет

Стаж работы в образовательной организации

8 лет

Педагогический стаж

11 лет

Квалификационная категория (дата, месяц, год её присвоения)

I кв. категория, 1.05. 2021 г.

Награды

2016 год - Благодарственное письмо Главы муниципального образования ЗАТО Видяево

2017 год - Почетная грамота Главы муниципального образования ЗАТО Видяево,

2022 год - Благодарственное письмо Министерства образования и науки  Мурманской области

Содержание:

Глава I. Информация об опыте

1.1. Условие формирования опыта

5

1.2. Теоретическая база

5

1.3. Актуальность и перспективность опыта

7

1.4. Новизна опыта

8

1.5. Адресность опыта

8

Глава II. Технология опыта

9

Глава III. Трудоемкость опыта

13

3.1. Результативность  опыта

21

Заключение

22

Список литературы

23

Приложения                                                                                                        24

Цель работы - развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования элементов технологии ТРИЗ.

        Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

1)изучить особенности мышления детей старшего дошкольного возраста;

2)изучить исходный уровень творческого мышления детей старшего дошкольного возраста;

3) учить детей анализировать объекты, учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны;

4)учить устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени;

5)развивать системность, диалогичность, образность мышления;

6)развивать связную речь, речевой слух;

7) Воспитывать умение мыслить и думать самостоятельно.

I. Информация об опыте

        1.1. Условия формирования опыта

«Знание ТРИЗ расширяет представление о мире и дает возможность решать задачи, которые ранее казались неразрешимыми. Творческий подход к решению проблем требуется сейчас в любой области знаний, везде требуются свежие и оригинальные идеи. А идеи – это и есть продукт изобретательского творчества, это и есть сфера, где так сильна ТРИЗ…»

                                                                                                Г.С. Альтшуллер

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков. Носила репродуктивный информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности, творческого мышления и воображения.

Современные педагоги должны находить новые неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможность понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.

Поэтому встал вопрос о применении элементов программы по ТРИЗ – РТВ «Росток» А.М. Страунинг и других программ для развития творческого мышления   детей старшего дошкольного возраста.

Программа разрабатывалась с учетом возрастных особенностей воспитанников, ежегодно (для воспитанников старшей группы (5-6 лет), подготовительной к школе группы (6-7 лет). Программа ориентирована на взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, партнеры), создают атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать способность мыслить творчески, системно, неординарно. Специфика отбора содержания рабочей программы зависит от возраста детей, их способностей нестандартно смотреть на окружающий мир

1.2. Теоретическая база

        Проблема творческого мышления  освещена во многих научных исследованиях. В отечественной педагогике и психологии вопросами творческого мышления занимались такие ученые как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, В.В. Гагай. Среди зарубежных исследователй можно выделить Дж. Гилфорда, Э.П. Торренса, Ф. Гальтона, Ч. Пирсона.

        В частности, Дж. Гилфорд, установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление, которое необходимо развивать у детей. Люди, обладающие таким типом мышления (творческим) при решении какой – либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственного правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, а следовательно быстрее и качественнее решают жизненные задачи.

        Ш.А. Амонашвилли, И.П. Волков, В.А. Библер убедительно доказывают, что развитие творческого мышления осуществляется тем эффективней, чем в более ранние сроки начинается данный процесс.

        При изучении данной темы я начала с первоисточника – это создатель ТРИЗ – технологии Г.С. Альтшуллер, в своей работе «Найти идею», он описывает эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста,  в основе которых лежит принцип природосообразности обучения.

Также в своей работе я основывалась на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

        Дальнейшую разработку идей Г.С. Альшуллера  и конкретной педагогической технологии осуществили его ученики, наиболее известными из которых являются Л.М. Курбатова, М. Шустерман, Г.И. Гин, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко.

        Данные авторы считают, что традиционная система обучения лишает детей внутренней мотивации и естественной любознательности, а познавательный инстинкт заменяется внешней оценкой. Развитие же творческого мышления является более эффективным если развивать смекалку и научить видеть в педагогических проблемах новые возможности.

        На сегодняшний день ТРИЗ – педагогика как инновационное педагогическое направление описано Г.К. Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческого мышления, входит в состав современных образовательных программ для дошкольных учреждений, включена в структуру современной педагогики.

        ТРИЗ – педагогика во многом является практико – ориентированной педагогической системой, теоретические концептуальные положения данной технологии еще разрабатываются. При этом, опыт, накопленный в ТРИЗ  может быть использован для повышения эффективности развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1.3. Актуальность и перспективность опыта

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит педагога перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому в качестве одного из приоритетных направлений я выбираю развитие творческого мышления. Адаптированная  возрасту ТРИЗ – технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество и развитие во всем».

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем свою жизнь без компьютеров, телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам все большие возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие личности и ее способности мыслить творчески.

С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью  самостоятельно мыслить, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

Я считаю проблему развития творческого мышления дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку развитие творческого мышления является предпосылкой для развития самостоятельной и инициативной личности. Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития творческого мышления, я пришла к выводу, что существует необходимость дополнить традиционную технологию инновационной, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.

Данный педагогический опыт способствует развитию творческого мышления, воображения, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями, успешному адаптированию в школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.

1.4. Новизна опыта

        В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются первые творческие проявления.

        Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, а мое педагогическое творчество в усовершенствовании, т.е. модернизации и адаптации педагогического процесса  к конкретным условиям уже известной технологии.

        В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовать детей, но помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно применять их в жизни.

1.5. Адресность опыта 

                Опыт может быть интересен воспитателям ДОО, а также может использоваться родителями в условиях семейного воспитания.

Формы работы по технологии ТРИЗ можно использовать в кружковой деятельности, ООД, в свободном от занятий времени. Исходя из опыта работы, мною были проведены консультации для воспитателей по организации работы по данной технологии в ДОО, проведено открытое занятие для родителей.

Глава II. Технология опыта.

        В процессе работы с детьми я опиралась на такие принципы ТРИЗ-педагогики:

1. Принцип свободы выбора

«В любом обучающем действии нужно предоставлять ребенку свободу выбора с важным условием: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной»

2. Принцип открытости

«Педагогу нужно не только давать знания, но еще и показывать их границы, использовать в обучении открытые задачи, т.е. задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей, а в процессе занятий  постоянно втягивать  ребенка в принятие решений, в обсуждение проблем»

3. Принцип деятельности

«Освоение детьми знаний, умений, навыков должно происходить преимущественно в форме деятельности». Если в совместной деятельности стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач.

4.Принцип обратной связи

«Регулярно контролировать процесс обучения с помощью приемов обратной связи». При обращении педагога к обратной связи помогает не только удержать группу в «рабочем» состоянии, но и контролировать понимают ли ребята объяснение.

5.Принцип идеальности (принцип «сам»)

«Максимально использовать возможности, знания, интересы детей с целью повышения результативности». Стараться побуждать детей к самостоятельным открытиям.

В процессе работы с детьми использую следующие традиционные методы:

1. Наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);

2. Словесный (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);

3.Практический (упражнение, экспериментирование, моделирование);

4.Игровой (дидактическая игра, словесная игра, воображаемые ситуации с ролями).

Помимо традиционных педагогических методов обязательно использую методы ТРИЗ – педагогики:

1.Мозговой штурм – из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются  наиболее перспективные с практической точки зрения. Данный метод можно назвать «палочкой – выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации, например: «Как рисовать без кисточки?», «Как перенести воду в решете?», «Как помешать медведю развалить теремок?»

В процессе применения метода педагог поощряет творческий азарт, не критикует, не оценивает.

2. Синектика – перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким – либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера.

3.Метод каталога – формирование умения составлять сказочный текст по модели, в которой существуют 2 героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели, а также их друзья, которые помогают достигнуть данную цель.

4.Метод фокальных  объектов – поиск новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно объектов.

5.Метод морфологического анализа – систематизация перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

6.Метод «Системный анализ» - возможность рассматривания объектов во времени и пространстве, что формирует у ребенка навыки системного анализа и многоэкранного мышления.

7.Метод ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое, жидкое, газообразное состояние веществ)

8. Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка» - разделение ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений  фантастической составляющей.

Согласно методическим рекомендациям по развитию творческого мышления по технологии ТРИЗ для осуществления данных методов  не нужно специально организованных условий.

В процессе данной деятельности ребенок постепенно готовится к работе с различного рода задачами, которые поставит перед ним жизнь.

Часть этих задач носит исследовательский характер, и для того, чтобы научиться их решать нужен определенный способ мышления.

Творческое, системное мышление формируется постепенно через решение творческих задач, но только при условии самостоятельно установленных связей. Уровень мастерства педагога определяется умением подвести мышление ребенка как бы к озарению, к убеждению, что ребенок САМ понял или САМ догадался.

Усвоение каких – то конкретных знаний по объектам окружающего мира идет на второй план и не становится основной целью наших педагогических воздействий. Во время установления системных связей ребенок сам достраивает информационное поле. У детей возникает устойчивая познавательная мотивация, которая становится основой для последующего расширения и углубления своих знаний.

Для развития творческого, системного мышления в качестве основных способов работы, я считаю наиболее приемлемыми следующие:

  • непосредственное наблюдение, не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель этих наблюдений – обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех этих явлений;
  • система игр, состоящая из нескольких блоков:
  • Игры на познание признаков и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих: «Природный мир бывает разный», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка», «Кто, где живет?», «Летает, плавает, бегает»;
  • Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек»;
  • Игры, способствующие формированию основ самосознания: «Хорошо - плохо», «Один – хорошо, много - плохо», «Что будет, если…», «Портрет природы» и т.д.;
  • Игры на формирование навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (различные модификации игры «Да – нет»).

Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Это касается метода маленьких человечков. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, смоделировать процесс с помощью модели «Маленькие человечки». В конце работы обязательно обсудить итоги исследования.

Дети более чувствительны к восприятию мира в единой системе, чем взрослые, особенностью детского мышления является стремление связывать «Все и во всем». Именно в этом кроется тайная причина неправильных выводов и умозаключений дошкольника, здесь находятся истоки детского словотворчества. Но, взрослые, не осознавая того, стремятся его погасить, растолковывая детям настолько, что остается только их запомнить и при необходимости воспроизвести. В результате появляется привычка к усвоению только того, что очевидно. Важно самому взрослому использовать схему талантливого мышления для осознания причин проблемы и возможных способов решения.

Игры, наблюдения, творческие упражнения и используемые методы ТРИЗ позволяют в течение дошкольного периода сформировать у детей основы системного и творческого мышления, что помогает детям успешнее обучаться в начальной школе.

Занятия с детьми по данной теме проводятся как организованная деятельность с октября по май, 2 раза в неделю, во 2 половине дня, 20- 25 минут (старшая группа), 25 - 30 минут (подготовительная группа).

Тематика образовательной деятельности в календарных планах воспитательно - образовательной работы построена с учетом возрастных особенностей дошкольников  и требованиями воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Организуя деятельность по данной технологии так же опираюсь на программы и методики: «Учимся системно думать вместе с детьми (технология ТРИЗ) И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук; «Юный гений» Т.В. Корепанова, «ДАРИЗ – Детский алгоритам решения изобретательских задач» Пчелкина Е.Л.; «Умка» Л.М. Сидорчук, «Росток» А.М. Страунинг.

Глава III. Трудоемкость опыта.

                

        Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и, тогда все, что вас окружает – мебель, посуда, камешки и листики, - превращаются в «орудия» творчества. Но, конечно, при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплекты игр, картинок по данной технологии, это облегчает работу педагога и позволяет детям более полно воспринимать информацию.

Золотым правилом для педагога, заинтересованного в познавательном развитии дошкольника  должен стать личный творческий подход. Только увлеченный и изобретательный наставник обеспечит полноценные условия для развития творческого мышления ребенка.

Работа по данной теме проводится следующим образом:

на первом этапе я знакомлю детей с 5 - ю анализаторами «Помощниками умной головы», это важный этап, т.к. человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, затем передает эту информацию в головной мозг, который определяет признаки предмета. Постепенно идет обучение именам признаков предметов в окружающей действительности (величина, форма, цвет, запах, вкус, рельеф, влажность, количество, движение и т.д.). В старшем дошкольном возрасте имен признаков должно быть 17 – 20. Работу по ознакомлению с именами признаками начинаю с того, что определяю с детьми конкретный анализатор, например глаза. Глаза видят, а «умная голова» «видит» и понимает признаки объекта: например, цвет. Я показываю значок данного признака,  далее предлагаю детям карточки разного цвета, дети называют цвет и сравнивают его с предметами или явлениями окружающей жизни. Например, голубой, как небо, зеленый, как трава. Следующий анализатор, с которым я знакомлю детей – нос. Нос - помощник умной головы, нос нюхает, а «умная голова» понимает значение признака «запах» у объектов. Я показываю значок данного признака и достаю баночку с кофе. Дети сравнивают запах с предметами или явлениями из окружающей жизни, например,  ароматный как цветок, вкусный как булочка и т.д.

Далее я знакомлю детей с природным и рукотворным миром. Здесь я использую игры: «Живая и неживая природа», «Природа и рукотворный мир», провожу занятия с использованием элементов технологии ТРИЗ по ознакомлению с природным миром и рукотворным миром. В процессе занятий дети учатся классифицировать предметы в «модели мира». Где «модель» делится на 2 части: природный мир, рукотворный мир. Каждая из частей делится на секции: земля, вода, воздух. Каждый предмет ребенок относит к одному из частей в «модели мира» и к одной из секций, расположенной в этой части. К группам природного мира относятся животные, растения, грибы. К группам рукотворного мира: одежда, обувь, посуда и т. д.

Следующий шаг в моей работе – знакомство с противоречиями.

Противоречие - это борьба противоположных интересов. Решая с детьми изобретательские задачи, я учу их находить  противоречия в окружающей действительности. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.

 Для решения этой задачи предмет анализируется с точки зрения его хороших и плохих сторон. Так, на основе игры «Хорошо – плохо» обсуждаем с детьми все, что угодно. Например, выбираем любой объект – чайник и предлагаем ребенку придумать плюсы и минусы данного предмета (Чайник: + в нем можно нагреть воду для чая, — можно обжечься; Дождь: + «напоит» растения и животных, — люди промокнут).

На основе игры «Наоборот» дети научились придумывать обратные признаки, а затем совмещать оба признака в каком – то объекте. Например, что у нас разрезанное и сшитое одновременно (одежда).

В игре «Объяснялки» ребенок старается объяснить наличие противоположных признаков объекта. Например, «зонтик» — маленький и большой, маленький – чтобы его можно было убрать в сумку, когда дождя нет, а большой – чтобы защититься от дождя.

Игра при знакомстве детей с противоречиями является основным  методом использования  технологии ТРИЗ. Также игра может использоваться как самостоятельный вид деятельности, который направлен на развитие творческого мышления и воображения ребенка.

В своей практике использую такие игры как: «Что лишнее?», «Что вначале, что потом?», «Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?», «Логический поезд», в которой  дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны (например: книга – дерево – липа-чай-стакан-вода-река-камень – башня - принцесса).

Кроме того, на начальных этапах внедрения ТРИЗ эффективны и очень интересны детям игровые упражнения типа «Дорисуй», «Дострой», «Составь картинку из геометрических фигур», «На что это похоже?», «Найди сходства», «Найди различия».

Дидактическая игра «Круги Луллия» - это непревзойденное универсальное средство развития интеллектуально – творческих способностей детей. Задание предполагает соотнесение предметов и его свойств. Ребенок, выбирая объект  или явление на первом круге, должен самостоятельно подобрать свойства или часть этого предмета на втором и третьем круге, и  грамотно составить связное высказывание. Допускается и раскручивание всех кругов без какого - либо соотнесения и дети составляют предложения по тем картинкам, на которые указывает стрелка в независимости от того, подходят ли они друг другу в реальном мире, что является фантазированием.

Наряду с играми мы с детьми активно составляем описательные загадки, стараемся угадать задуманный объект. Для этого используем имена – признаки, которые уже знаем. Для того чтобы составить загадку, мы придумываем объект загадки. Выделяем у объекта основные признаки. К каждому признаку подбираем другой объект, который обладает этим же признаком. Например, загадываем кота. Определяем его признаки (ласковый, теплый, усатый). Затем подбираем к каждому признаку свой объект. Ласковый, как солнышко, теплый, как свитер, усатый как сом.

Усложняя, я даю детям возможность самостоятельно определить признаки, по которым мы будем рассматривать объект.

Данная форма работы  позволяет расширить словарный запас и установить связи между объектами, сравнивать их или противопоставлять.

Один из методов, которые я использую в своей работе: «метод эмпатии», который основан на развитии способности представлять себя на месте другого человека или предмета  (взять роль героя из сказки и вести монолог от лица героя). Работая с использованием данного метода предлагаю детям представить себя в роли комнатного растения - фиалки. Обсуждаю объект с обычной точки зрения, говорю с детьми о ее внешнем виде, зависимости роста от ухода за растением, эмоциональном состоянии человека при восприятии фиалки разными органами чувств.

Далее предлагаю пофантазировать с объектом: превратиться в данный объект и рассказать, что ребенок при этом почувствовал. Например: что чувствует «фиалка», если ее забыли полить и на 3 дня оставили на подоконнике, освещенном жарким солнцем.

         Далее предлагаю описать с помощью образов, метафор, сравнений выбранный объект. Например, взять какое-нибудь свойство фиалки и сравнить его с другим объектом: («листья пушистые, как цыплята»).

Когда дети научились устанавливать связи между объектами, мы познакомились с методом системного анализа, который позволяет заглянуть в историю предмета, разложить предмет по частям и даже заглянуть в будущее предмета.

        Метод системного анализа я начала использовать с задания «системный лифт» и предложила  детям  изображения дома с 3- мя этажами. В центре - на втором этаже мы помещаем предмет, например, яблоко. На первый этаж мы помещаем картинку «Из чего сделан предмет» - семечки, кожура, мякоть. На 3 этаж помещаем картинку «Функциональное назначение этого предмета» - человек ест яблоко. Только после того, как дети с легкостью начали справляться с «системным лифтом», я начала использовать  в работе «Волшебный экран», который состоит из 5 частей.

Такой волшебный экран мы называем «Пятиэкранка» - системный лифт, на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых предмет состоит; поедешь вверх – узнаешь, частью чего он сам является, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.

Так, используя, пятиэкранку, мы с детьми составляли рассказ о лягушонке (приложение 1).

Работая по данному методу, с ребенком можно изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления. Для более легкого понимания детьми сути рассматриваемого предмета, я использую следующий текст: «Если мы рассмотрим что – то, это что – то для чего – то, это что – то из чего то, это что – то часть чего – то, чем то было раньше что – то, что – то будет с этим что- то, что – то ты теперь возьми, на экране рассмотри».

Дети непроизвольно запоминают текст и начинают связывать слова стихотворения с необходимыми картинками на экранах, что позволяет добиться наилучшего результата за более короткий срок.

        В результате выполнения заданий с использованием «Волшебного экрана» дети приходят к пониманию, что все в мире устроено системно.

После того, как дети освоили «пятиэкранку», мы приступили к знакомству детей с методом маленьких человечков (ММЧ). Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества маленьких человечков. В зависимости от состояния вещества маленькие человечки ведут себя по-разному.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга, эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана). Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие» (приложение №2).

Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько этапов. Сначала я вместе с детьми выяснила, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ. Так, например, при моделировании стены дома маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками», которые плотно прижаты друг к другу. Затем дети начинают моделировать объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т. д.

На следующем этапе мы будем рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.

После освоения детьми механического ММЧ я планирую выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию, которая позволяет представить сочетание МЧ в разных агрегатных состояниях с помощью математических знаков «+» и «-».

Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков и позволяет детям схематично изобразить взаимодействие объектов в различных агрегатных состояниях.

На основе этого метода я разработала игру по принципу обычного домино «Маленькие человечки вокруг нас». Играя в игру, у детей формируются представления о физических свойствах объектов окружающей действительности. Также детям очень интересна подвижная игра «Жидкое, твердое, газообразное». В процессе игры дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово я произнесу, дети либо стоят, крепко держась за руки, начинают бегать или стоят рядом, касаясь локтями: все эти движения  соответствуют определенным схемам, которые уже знакомы детям.

Таким образом, я расширяю представления детей о многообразии живой и неживой природы, формирую умение опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.

Знания, которые мы получили в проведенной ранее работе по формированию сильного мышления мы применяем в следующем методе – метод морфологического анализа. Знакомство с данным методом начинаю с «Волшебной дорожки». В основе сюжета «Волшебная дорожка» лежит сказка, в которой совершает действия какой – либо герой. Он путешествует по дорожке с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами этой сказки. Волшебная дорожка состоит из 2 осей координат: горизонтальной, на которой находится  герой и вертикальной, где обозначены «друзья» главного героя, с которыми он встречается. На «вертикальной оси» я помещаю признаки, свойства, характеристики какого – либо одного объекта или же совершенно разных объектов.  Расположение объектов зависит от цели работы с данным методом  и фантазии педагога.

Алгоритм работы по данному методу строится следующим образом:

1.Путешествие героя по дорожке с определенной целью. На данном этапе ребенок называет главного героя и формулирует цель, которую он должен достичь.

2.Взаимодействие с другими объектами. Здесь ребенок называет персонажа, с которым повстречался главный герой, его отличительные признаки.

3.Присвоение какого – либо признака или группы признаков главному герою.

4.Изменение героя в процессе взаимодействия: дети рассказывают о том, каким стал главный герой, какие признаки он приобрел.

Например, рассказ, который мы составили с детьми о девочке – грязнуле  (приложение №3).

        Когда дети поняли алгоритм составления сказок с помощью «Волшебной дорожки», я постепенно начала усложнять задания: ввела новые показатели, увеличила их количество. Очень удобными в  использовании оказались «Волшебные дорожки» для ознакомления и закрепления представлений о частях суток. На горизонтальной оси выкладывала  по порядку  картинки частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещала  ребенка – это объект, который будем рассматривать. Перемещая фигурку по частям суток, проговаривала с детьми, что человечек делает в каждой ячейке: утром – просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает; днем: гуляет, обедает, ложится спать на тихий час; вечером: играет, ужинает, смотрит мультфильмы, готовится ко сну; ночью – спит. Потом можно добавить другой объект, например Петушка, Кошку, Сову.  Очень интересно рассмотреть какие-нибудь объекты рукотворного мира и придумать сказку-рассказ о том, как они проводят свой день. Например, сандалики: утром одеваются на ноги, днем бегают и прыгают, вечером слушают книжку, а ночью спят под кроваткой.

Для развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения целесообразно использовать морфологическую таблицу, где на

вертикальной оси расположены признаки предмета, а на горизонтальной оси – варианты изображения этого признака.

Суть метода «Морфологическая таблица» заключается в комбинировании признаков предмета и вариантов изображения данных признаков.

Рассмотрим пример (приложение №4).

С помощью данной таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных, птиц, сказочных персонажей.

При использовании данного метода ребенок учится работать с информацией, понимать и принимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям в окружающей действительности, уметь быстро находить верное решение.

        Работая с детьми дошкольного возраста, постоянно задумываешься над вопросами о том, в какую увлекательную и развивающую игру поиграть с детьми, чтобы детям было интересно и занятие давало положительный заряд и детям, и педагогу?

         Принимая во внимание возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста и способность к фантазированию я начала применять  в своей работе метод фокальных объектов. Данный метод работы я использую в подготовительной группе. На данном этапе я готовлю детей к восприятию данного метода, используя игру «Изобретатель», в которой дети изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки.

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, представленных на картинках, мы «применяем» признаки этих объектов к заданному объекту в фокусе. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

        Например, «соединение льва и обезьяны». Ребенок, перебирая все возможные варианты, делает вывод, что такое животное он назовет «левообезьян». Его родители: лев и обезьяна. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.

Также детям очень нравятся такие игры как «Подарок», «Путаница», «Давай поменяемся», «Отгадай секрет».

В процессе игр дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи, учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение.

        Использование метода фокальных объектов позволяет обогатить и активизировать речь детей. В процессе игр ребенок учится фантазировать и изобретать что – то новое, интересное.

Умения, которые ребенок приобретает в процессе игр по методу фокальных объектов, могут быть применены в творческом рассказывании. Работу по данному направлению я  начинаю со 2 полугодия старшей группы.

        Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению таких идей и творческого начала. Одним из средств для достижения этих целей является обучение рассказыванию с элементами творчества.

        В полной мере применение метода творческое рассказывание я буду использовать в подготовительной группе.

         Для формирования предпосылок к самостоятельному творческому рассказыванию детей я использую игровые задания и упражнения.

        Использование таких заданий как «Складные картинки», «Придумай рифму», «Рифмованные строчки», «Доскажи слово», «Сочини дальше», «Герои сказок», «Перечисли действия героя», «Добрым молодцам урок» позволяют организовывать детям собственно речевую деятельность.

        Умения, полученные детьми в процессе выполнения заданий и упражнений, позволяют им самостоятельно строить творческий рассказ. В данном задании я использую игру «В стране Котландии». В данной игре  4 группы карточек, каждая группа объединена одним цветом. «Жёлтый» цвет  - главный положительный герой-кот; «оранжевый» - увлечение главного героя; «фиолетовый» - друзья главного героя; «синий» - символы городов и стран.

Дети сами вытягивают карточку из каждой стопки  и придумывают историю по тем 4 карточкам разных цветов, которые они вытянули.

Вот какие истории у нас получаются (приложение №5).

Таким образом, дети развивают  речевую активность, что позволяет в дальнейшем составлять творческие рассказы по картам Проппа и творческие рассказы по картине. С алгоритмом работы по данному направлению дети знакомятся уже в первом полугодии подготовительной группы.

        

3.1. Результативность опыта.

        Для выявления исходного уровня творческого мышления были выделены следующие критерии:

-беглость мышления;

-гибкость мышления;

-оригинальность мышления;

-разработанность;

-сопротивление замыканию.

        С целью определения уровня развития данных критериев за основу диагностики я взяла тест креативности Торренса.

        Данный тест позволяет оценивать эффективность использования элементов технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста, помогает выявить уровень развития творческого мышления. Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предположения о недостатках в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Год

Уровни

Октябрь %

Май %

Динамика %

2020-2021

Высокий

9

60

51

Средний

73

40

33

Низкий

13

0

13

2021- 2022 учебный год

Высокий

9

59

50

Средний

76

41

35

Низкий

15

0

15

2022- 2023 учебный

год

Высокий

23

Средний

75

Низкий

2

 

        В настоящее время работаю с детьми подготовительной группы, поэтому в течение года, во время образовательной и свободной деятельности, включаю элементы занятий по технологии ТРИЗ. 

        На следующий учебный год планирую начать работу кружка «Игротека ТРИЗ»

        Так же планирую принимать участие в конкурсах проектов в ДОУ и на муниципальном уровне. Для этого планирую разработать и создать следующие методические и вспомогательные материалы:

- систему дидактических игр;

- лепбуки на тему: «Страна Волшебнария», «Игры с элементами ТРИЗ»;

- альбом на тему «Знакомство с волшебниками ТРИЗ».

        Заключение

        Подводя итоги развития творческого мышления отметила, что дети стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах тел.

        Таким образом, систематическая, специально организованная работа по технологии ТРИЗ, позволила расширить границы детского мышления, сформировать у детей желание мыслить самостоятельно, выходить за рамки конкретных практических задач.

Список литературы:

1.Авдеева Т.Г. ТРИЗ как средство развития творческой личности//Инновации в науке, Новосибирск: СибАК, 2013.-127 с.

2.Альтшуллер Г.С. «Найти идею. Введение в ТРИЗ».-М.:Альпина Паблишерз, 2014.-402 с.

3.Ануфриенко Е.В., Попова Н.В. «Развитие творческого воображения у дошкольников»//Материалы: 66 –я научно – практическая конференция преподавателей и студентов. Изд- во: БГПУ, 2016.- с.4

4.Богат В. «Развивать творческое мышление».- Дошкольное воспитание.- 2014.-с.19.

5. Гин С.И.  «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» //С.И. Гин.-Минск, 2007

6.Корзун А.В. «Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками» //А.В. Корзун.- Мн., 2012 г.

7.Корзун А.В. «Элементы ТРИЗ в работе с дошкольниками» //Мн.:, 2000 г.

8.Козырева Н.А. «Теремок сказок». 110 развивающих игр со сказками для детей 4-7 лет в детском саду, Москва 2010 г.

9.Гуткович И.Я., Самойлова О.Н «Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов/ Под редакцией Т.А. Сидорчук.- Ульяновск,1998.-64 стр.

10.Журавлева Н.М., Сидорчук Т.А., Хижняк Н.В. «ОТСМ –ТРИЗ-РТВ-технологии как универсальное средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста: Научно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- Ульяновск, 2007.-41стр.

11. Сидорчук Т.А. , Лелюх С.В. «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практич.пособие.-М.: Аркти, 2010 – (Растем умными (Технология ТРИЗ).

Приложения

Приложение №1.

«Жил-был Лягушонок. Он был… каким? Да, маленьким, зеленым, большеглазым, быстрым, прыгучим, весёлым, квакающим. Лягушонок считал себя очень красивым, ему нравилось в себе всё: а что именно? Что есть у лягушонка? (Голова, туловище, лапки).

А где живёт Лягушонок? (в водоёме, в пруду). Кто еще там живёт, рядом с лягушонком? (стрекозы, рыбки). По ночам Лягушонок в самых интересных снах видел свое детство. И был он тогда кем? (маленьким головастиком). Лягушонку даже не верилось, что когда - нибудь он вырастет и станет каким?

(Большим). И его уже будут называть не лягушонком, а лягушкой.

Приложение №2.

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась. 

Приложение №3.

Жила была девочка Оля - грязнуля. Она не любила мыться, и никто из ребят не хотел с ней играть. Стыдно ей стало, и пошла она, куда глаза глядят, и попала на «волшебную дорожку».

Идет она, идет, и видит Мыло, красивое, душистое. (Ребенок берет карточку с изображением мыла и вставляет её в пустое окно «волшебной дорожки», отвечая на вопрос: что это, какое оно, для чего нужно мыло).

И просит Мыло Олю: «Возьми меня, помой руки, лицо, волосы!». Сначала Оля боялась Мыла, с опаской намылила руки, лицо, даже волосы намылила, потом старательно все смыла, посмотрела на себя в зеркало и залюбовалась: лицо беленькое, ручки чистенькие, волосы шелковые.

Пошла Оленька дальше по «волшебной дорожке». Шла она, шла и повстречала Полотенце, мягонькое, пушистое. (Ребенок берет карточку с изображением полотенца и вставляет её в пустое окно «волшебной дорожки», отвечая на вопросы: что это, какое оно, для чего нужно полотенце.). Просит Полотенце Олю: «Возьми меня, вытри свои руки, лицо, волосы». Послушалась Оля Полотенце: вытерла тщательно лицо, руки, волосы. От этого ее настроение еще больше поднялось. Пошла наша Оля дальше по «волшебной дорожке» и повстречала она Расческу. (Ребенок берет карточку с изображением расчески и вставляет её в пустое окно, отвечая на вопросы: что это, какая она, для чего нужна расческа.) Расчесала Оля волосы расческой, стали они гладенькие, аккуратные. Шла-шла Оля по «волшебной дорожке» и попала в детский сад. Ребята увидели, какой она стала чистой, красивой и аккуратной девочкой, и все захотели с ней играть!

Приложение №4.

Творческое задание для детей – постройка фантазийного дома. Справа от таблицы я помещаю карточку с изображением дома. На вертикальной оси таблицы выставляю параметры: форма, цвет, рельеф, части, материал. Затем размещаю варианты изображения данных признаков по горизонтали. Например, дом может иметь форму сердца, креста, может быть круглым, овальным. Разновидности цвета, которые могут использоваться в постройке: цвет «хаки», в горошек, в клетку, радужный, в полоску. Рельеф дома может быть волнистым, пушистым, колючим, гладким. Дом может иметь части животного, растения, зонта, мебели, насекомого. Материал, который используется при постройке дома: ткань, бумага, песок, стекло, резина.

Произвольно я выбираю из каждого ряда признак  и соответствующую ему характеристику. Ребенок пытаемся соединить их воедино. В результате у нас получаются «ушастые» дома в форме сердца из песка и резины.

Приложение №5.

В деревне Муромка жил кот Матроскин. Он любил ходить на рыбалку и приговаривал: «Ловись рыбка большая и маленькая». Кот часто дремал в ожидании удачного улова. Однажды в такой момент, неуклюжая лошадка Огонёк пробегая рядом задела и перевернула копытом баночку с червяками. Кот сразу же проснулся, и начал ругать лошадку: «Что ты наделала, как же я теперь буду ловить рыбку? Что же делать?» Лошадка предложила: «А давай поедем в Санкт – Петербург, ловить рыбку около Петропавловской крепости». «Хорошо», - ответил Матроскин. «Я тебе помогу!» - воскликнула лошадка.

Приложение №6.

Игры – триз

1. «Хвастуны»

Цель: упражнять в навыках описания и сравнения объектов по признакам

Ход игрового упражнения:

Хвастались как – то тыква и помидор, кто из них лучше. Только по разным признакам.

-Я, - кричал помидор, - самый лучший, такой же круглый как солнце.

-Я тоже похожа на солнце, - возражала тыква, - солнышко желтое и у меня желтый бочок. А по размеру я зато больше тебя.

Воспитатель предлагает детям пару объектов (кот и собака, ручка и карандаш и т.д) и объект, с которым производится сравнение. Дети находят как можно больше признаков для сравнения.

2. «Ромашка»

Цель: закрепить стадии роста и развития живых объектов (растительный и животный мир).

Ход игрового упражнения:

В игре используется волчок, вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов, кто – то из детей должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далеком будущем.

3. «Был. Есть. Будет»

Цель: закрепить стадии роста и развития живых объектов (растительный и животный мир).

Ход игрового упражнения:

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например: яблоко сейчас – сладкое, сочное, красное..

было – зеленое, кислое, терпкое…

будет – сухое, сморщенное, червивое.

4. «Угадай – ка»

Цель: закрепить части и места обитания объекта живой природы.

Ход игрового упражнения:

Ребенок загадывает объект живой природы и описывает его, не называя. Остальные по описанию должны догадаться , кого ребенок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств  ребенок может назвать несколько надсистем  объекта (я бываю в лесу, на дереве, в воздухе и т.д) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

5. «Чудо – юдо»

Цель: закрепить названия частей объектов живой природы. Побуждать к фантазированию.

Ход игрового упражнения:

Перед детьми картинка, составленная по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путем соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ. Картинки для этого тренинга можно заранее изготовить с группами детей старшего возраста.

6. «Разведчики»

Цель: закрепить части и места обитания объекта живой природы.

Ход игрового упражнения:

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор картинок с изображением объектов живой природы. По команде: «Разведчики, вперед!» дети из множества картинок должны выбрать те, которые характерны для места изображенного на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в поле, в комнате и т.д. Если ребенок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребенок не может объяснить почему к картине с изображением фермы, он выбрал черепаху.

7. «Что- то часть чего – то».

Цель: закрепить  части и места обитания объекта живой природы.

Ход игрового упражнения.

Для игры понадобится разрезная предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывается один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже открывающееся изображение, у каких предметов еще бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывается следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображение на картинке.

Усложнение: изображение места обитания объекта живой природы (пустыня, тропический лес).

8. «Цепочка».

Цель: формировать навыки описания объектов по признакам.

Материал: мяч, картинки объектов

Ход игрового упражнения:

Воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как больше признаков объекта и не повториться. Например: морковь сладкая, сочная, оранжевая, хрустящая, растущая на грядке.

Усложнение: воспитатель называет объект и передает мяч. Первый ребенок называет объект, второй – его признак. Третий – объект с названным признаком. Четвертый – другой признак нового объекта.

9. «Главный помощник умной головы Мастера»

Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии т ого или иного органа восприятия для людей определенной профессии (повар, музыкант, парфюмер, фокусник)

Ход игрового упражнения.

Дети получают карточки с изображением органов чувства людей разных профессий. По команде воспитателя играющие объединяются в пары по принципу, какой орган чувств важнее для Мастера (представитель профессии).

Например:

Повар – вкусовые ощущения (язык)

Музыкант - слух (ухо);

Парфюмер – обоняние (нос);

Художник – зрение (глаз)

Дети в парах объясняют, почему данной профессии особенно необходимы эти помощники.

10.«Я возьму тебя с собой»

Цель: расширять представление о ресурсах объектов неживой природы.

Ход игрового упражнения.

Дети стоят в кругу. Воспитатель вводит игровую ситуацию: «Я возьму тебя в морское путешествие, если ты скажешь, что умеет делать вода».

Дети по очереди называют, что умеет делать вода: «Вода может растекаться, высыхать, пить, переливаться, напоить землю, может смыть грязь и т.д.»

Игровое упражнение проводится аналогично с другими объектами неживой природы.

11. «Ты – мой кусочек»

Цель: уточнить представление о том, что объекты неживой природы включают в себя разнообразные части.

Ход игрового упражнения:

Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные – его части: я – озеро, а ты мой кусочек. Я – твой берег, дно, вода и т.д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: «Я – озеро, а ты мой кусочек, Я – твой берег, а ты мой кусочек. Я – песочек на берегу, а ты мой кусочек - …»

12. «Что умеет превращаться?»

Цель: упражнять в поиске объектов, которые могут переходить из одного агрегатного состояния в другое.

Ход игрового упражнения.

Упражнение может быть проведено с использованием картинок или схем объектов.

Воспитатель задает вопросы:

-Что умеет превращаться из твердого в жидкое? (лед, сахар, металлы, воск, парафин).

-Что умеет превращаться из твердого в газообразное? (лед, кофе, ванилин)

-Что умеет превращаться из жидкого в газообразное? (вода, духи, бензин)

-Что умеет превращаться из газообразного в жидкое? (пар)

-Что умеет превращаться из жидкого в твердое? (вода, молоко, лимонад, сок)

13. «Ходим в гости»

Цель: уточнять знания детей о переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое. Побуждать объяснять причины преобразования веществ.

Ход игрового упражнения:

Воспитатель называет вещество, а ребенок, который держит в руках эту картинку, объявляет в какой домик он пойдет в гости. Например:

Воспитатель:  молоко

Ребенок: я – жидкое. Могу замерзнуть на морозе , поэтому перехожу к твердым веществам.

Воспитатель: сосулька

Ребенок: Я – твердая. Могу растаять на солнце, поэтому я пойду в гости к жидким веществам. На морозе я могу испариться, тогда ч пойду к газообразным веществам.

14. «Я еду в деревню».

Цель: закреплять понятие о действиях и функциях объектов.

Ход игрового упражнения:

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянам, на северный полюс, на море и т.д.

15. «Выбери нужное»

Цель: побуждать детей выстраивать классификации по разным основаниям.

Ход игрового упражнения:

Данная   практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какой-либо признак (свойство объекта), а дети должны выбрать максимум предметов, у которых этот признак наблюдается.

16. «Из чего приготовлено?»

Цель: упражнять в выявлении подсистемных связей у объекта

Ход игрового упражнения.

Ведущий называет какое – то блюдо , а дети перечисляют продукты, необходимые для его приготовления.

Аналогично можно играть с предметами рукотворными: дети перечисляют материалы, которые необходимы для создания этого предмета.

17.«Настроения перепутались»

Цель: упражнять детей в выявлении ситуаций и описаний настроения героев.

Материал: на картинках герои сказок

Ход игрового упражнения:

Ведущий предлагает определить настроение героя, а потом их перепутать. Например: Колобок веселый, певучий, беззаботный. Лиса – сосредоточенная, обманно ласковая. Перепутаем их настроения. Как изменится ситуация встречи Лисы с Колобком?

Воспитатель задает ситуацию, а дети называют возможные эмоциональные переживания, связанные с этой ситуацией.

Например: Новогодний утренник в детском саду- радость, ожидание, веселье… Идет дождь – грусть, скука, тоска…

Когда бывает, что на утренниках – и грустно, и скучно, а в дождь – радостно и весело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

Данный опыт работы может быть полезен и интересен для педагогов, работающих с дошкольниками....

Современные формы работы по технологии ТРИЗ, упражнение " Полкном фантазии"

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста, при помощи которого ребенок учится придумывать рассказы по картинке....

Опыт работы: "Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре".

Одной из главных задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. В данном опыте работы подробно описаны все здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в до...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...

Опыт работы «Современные технологии в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир...

Опыт работы «Бережливые технологии в работе с детьми с ОВЗ».

Основной целью внедрения бережливого образования является формирование бережливого сознания детей. При организации работы в кабинете логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание...

Опыт работы «Бережливые технологии в работе с детьми с ОВЗ».

Основной целью внедрения бережливого образования является формирование бережливого сознания детей. При организации работы в кабинете логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание...