Дополнительная общеразвивающая программа "Моя Родина - Югра"
рабочая программа (старшая группа)

Нурудинова Мадина Алиевна

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины. Неоспоримо то, что малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека: частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-_yugra_nurudinova_m.a.docx690.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Раздел I                                                                                                                              

1.1 Пояснительная записка………………………………………………..

2

1.2 Учебный план………………………………………………………….

4

1.3 Содержание программы……………………………………………….

6

1.4 Планируемые (ожидаемые) результаты……………………………...

7

1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы…………...

8

Раздел II.                                                                                                                                                                                                                                                            Организационно-педагогические условия реализации Программы

2.1 Календарный учебный план…………………………………………..

10

2.2 Условия реализации программы……………………………………..

10

2.3 Методические материалы……………………………………………..

10

2.4 Список литературы……………………………………………………

11

Раздел I.

1.1 Пояснительная записка

image1image3В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины. Неоспоримо то, что малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека: частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Работа по воспитанию настоящего гражданина своей страны начинается в детском саду  первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к природе родного края, окружающему миру в целом. Одной из главных задач дополнительного образования дошкольников является воспитание уважения к историческому прошлому нашей страны, любви к Родине. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордиться им, надо знать его историю. Знания и любовь к родному краю позволят сохранить и развить лучшие его традиции. 

Направленность (профиль) программы  туристско-краеведческая.

Направление  экологическое краеведение. 

Уровень  общекультурный (базовый).

Актуальность программы заключается в том, что она выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей с включением в образовательную деятельность регионального компонента. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, способствует формированию у детей гражданского мировоззрения, ранней социализации детей. Изучение окружающего мира своего края необходимо, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Особая эмоциональность детей, восприимчивость и огромный интерес к окружающему миру являются основополагающими факторами для успешного воспитания гражданственно ответственной личности. Программа «Моя родина-Югра» имеет туристско-краеведческую направленность. Она является одним из средств формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств. Содержание программы предполагает комплексное изучение родного края, т.е. дошкольники знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края.       Новизна программы основана на комплексном подходе к подготовке обучающихся, заключающегося в поэтапном изучении разделов эколого-краеведческого материала дополнительной программы. Данная программа разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта образования.

Отличительная особенность программы состоит в ее практической значимости: изучение материала программы происходит через вовлечение обучающихся в игровую и экскурсионную деятельность. В процессе обучения дошкольники знакомятся с историей родного края, памятниками истории и культуры, с разнообразием растительного и животного мира природы родных мест. Дети могут проследить взаимосвязи между человеком и природой, усвоят навыки здорового образа жизни, принять участие в природоохранных акциях и трудовых десантах. 

Адресат программы - программный материал рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста (5-6 лет), проявляющих интерес к естествознанию. Он предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю.

Наполняемость групп - количественный состав группы 10-16 человек.

Форма обучения по данной программе  очная. Объѐм программы  Курс программы рассчитан на 1 год обучения, объм составляет 36 часов.

Режим занятий  Занятия проводятся 1 раз в неделю (36 недель в год), академический час - 30 минут.

     Цель и задачи программы

Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации воспитанников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

  • формировать экологически-грамотную личность;
  • формировать чувства любви к своей малой родине, краю, бережное отношение к природе;
  • прививать навыки здорового образа жизни.
  • формировать знания о природных богатствах края, быте и традициях народа, его культуре, хозяйственной деятельности;
  • прививать навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • развивать нравственно – патриотические качества.
  • развивать познавательный интерес к изучению родного села, края;
  • развитие навыков пешеходного туризма, посредствам экскурсионной деятельности;
  • развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира.

1.2.Учебный план

 п/пimage13image14image15image16image17image18

Название раздела, темыimage19image20image21

Количество часовimage22image23image24image25

Формы выявления результатов усвоения  программного материала.image26image27image28image29

всегоimage30

теорияimage31

практика

1.image32image33

Введениеimage34

2image35

image36

image37

image38

1.1image39image40

Давайте познакомимсяimage41

1image42

0,5image43

0,5image44

image45

1.2image46image47

Родные тропинкиimage48

1image49

0,5image50

0,5image51

Обобщающая беседаimage52

2.image53image54

Мой край роднойimage55

7

image57

image58

image59

2.1.image60image61

Россия  родина мояimage62

1image63

1image64

image65

Викторинаimage66

2.2.image67image68

Моя малая Родинаimage69

2image70

1image71

1image72

Заседание юного краеведаimage73

2.3.image74image75

Когалым - город мой роднойimage76

1image77

1image78

image79

Интеллектуальная викторинаimage80

2.4.image81image82

Путешествие в прошлоеimage83

2image84

1image85

1image86

Обобщающая беседаimage87

2.5.image88image89

Милые сердцу родные просторыimage90

1image91

image92

1image93

Игра  викторина image94

3.image95image96

Природа  мой домimage97

12image98

image99

image100

image101image102

3.1.image103image104image105image106

Живая природаimage107image108

2image109image110

1image111image112

1image113image114

Игра «Живое- неживое»image115image116

3.2.image117image118

Времена года.image119

2image120

1image121

1image122

Заполнение дневника наблюденийimage123

3.3.image124image125

Растения Югры.image126

3image127

1image128

2image129

Викторина  image130

3.4.image131image132

Все животные нужны.image133

3image134

1image135

2image136

Игра «Что? Где? Когда?image137

3.5.image138image139

Будь природе другомimage140

2image141

1image142

1image143

Викторинаimage144

4.image145image146

С  кем я живуimage147

8image148

image149

image150

image151

4.1.image152image153

Это мой любимый домimage154

2image155

1image156

1image157

Обобщающая беседаimage158

4.2.image159image160

Я и моя семья.image161

2image162

1image163

1image164

Творческая работаimage165

4.3.image166image167

Семейные праздники и традицииimage168

2image169

1image170

1image171

Творческая работа, выставка рисунковimage172

4.4.image173image174

Бабушкин сундукimage175

1image176

image177

1image178

Обобщающая беседаimage179

4.5.image180image181

Загляните в семейный альбомimage182

1image183

-image184

1image185

Творческая работаimage186

5.image187image188

Азбука здоровьяimage189

2image190

image191

image192

image193

5.1.image208image209

Мы юные туристы Югрыimage210

1image211

0,5image212

0,5image213

Турнир «Вопрос - ответ»image214

5.2.image215image216

Олимпионикimage217

1image218

0,5image219

0,5image220

Спортивный досугimage221

6.image222image223

Экскурсииimage224

5image225

image226

image227

image228

6.1image229image230

Экологические маршрутыimage231

1image232

-image233

1image234

Заполнение дневника наблюденийimage235

6.2image236image237

Экскурсия в музейimage238

1image239

-image240

1image241

Заполнение дневника наблюденийimage242

6.3image243image244

Островки памятиimage245

1image246

-image247

1image248

Обобщающая беседаimage249

6.4image250image251

Жемчужины родных местimage252

1image253

-image254

1image255

Практическое занятиеimage256

7.image257image258

Итоговое занятие «Всезнайки»image259

1image260

image261

1image262

Викторина «Умники и умницы»image263

image264image265image266

ИТОГО:image267

36image268

14image269

22image270

image271image272

1.3. Содержание программы

 

1.1. Давайте познакомимся

Теория: Т.Б на занятиях и во время экскурсий. План работы детского объединения.

Родными тропинками. 

Практика: Знакомство с детьми, кабинетом. Игра «Давайте познакомимся».

1.2. Родные тропинки

Теория: Введение в программу. Краеведение  как важнейшее средство всестороннего развития личности.

Практика: Презентация фильма «Родные тропинки»

2.Мой край родной (12) 2.1. Россия  родина моя

Теория: Моя Родина Россия. Россия - самая большая страна в мире. 

Практика: Моя страна на карте. Раскрашивание символов России.

2.2. Моя малая Родина

Теория: Название нашего края. 

Практика: Мой край на карте России.

2.3. Город мой родной

Теория: История города, (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте)

Практика: Целевая прогулки по улицам города «Город мой родной». Конкурс рисунков «Родные места».

2.4.Путешествие в прошлое

Теория: Жизнь города, обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Практика: Экскурсия в музей.

2.5. Милые сердцу родные просторы

Теория: Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины. Практика: Практическое занятие «Красота моей улицы».

3.Природа  мой дом (21) 3.1. Живая природа

Теория: Живая и неживая природа. Уникальность планеты Земля. Практика: Игра «Живое  неживое». Солнце - источник тепла и света. Игра «Солнечный зайчик».

3.2. Времена года

Теория: Сезонные изменения в природе.

Практика: Наблюдения в природе. Ведение календаря наблюдений. 

Экскурсия по экологической тропе.

3.3. Такие разные растения.

Теория: Многообразие растений нашего края. Деревья и культурные растения ближайшего окружения. Дерево России  берѐза. Растения первоцветы. Практика: Природная мастерская. Изготовление поделок и аппликаций «Осеннее дерево».

3.4. Все животные нужны

Теория: Многообразие животного мира нашего края. Дикие и домашние животные. Животный мир степей. Кто такие насекомые. Водоемы нашей местности. Животные водоѐмов, их образ жизни.

Практика: Занятие  игра «Бабушкин двор». Дидактическая игра «Живые цепочки». Экологические пирамиды.

3.5. Будь природе другом

Теория: Взаимодействие человека и природы. Природа и мы. Практика: Трудовой десант. Сбор семян растений и цветов, природного материала для поделок. Опытническая работа «Царица-водица».

4. С кем я живу (12)

4.1. Это мой любимый дом

Теория: Дом, в котором я живу. 

Практика: Нарисуй красивый дом

4.2. Я и моя семья

Теория: Моя семья. Родственные связи. 

Практика: презентация семейного альбома. Рисунок моей семьи.

4.3. Семейные праздники и традиции

Теория: Праздники и традиции моей семьи.

Практика: Традиции семьи (масленица, Новый год). Экскурсия в музей «В светлой горнице».

4.4. Бабушкин сундук

Теория: Предания старины глубокой (рассказ о домовых, леших, русалках). Практика: Бабушкины сказки. Игровая программа «Тайны бабушкиного сундука».

4.5. Загляните в семейный альбом

Практика: Творческая работа «Загляните в семейный альбом». Фотовыставка «А это Я».

5. Азбука здоровья (14)

5.1. Мы юные туристы

Теория: Мы - юные туристы. Уроки этикета.

Практика: Д.И. «Правила поведения юных туристов в походе». Работа в 

группах «Собираем рюкзак».

5.2. Олимпионик

Теория: Основы здорового образа жизни.

Практика: Спортивно  оздоровительное мероприятие «В поход за здоровьем». Спортивные досуги «Богатырские забавы», «Мы  будущие олимпийцы».

6.Экскурсии  

Практика: экскурсии по экологическим маршрутам ; экскурсия в музей; целевая прогулка по улицам города. Ознакомление детей с природным окружением. Экскурсия к реке, в парк. Знакомство с достопримечательностями города Троицка, историческими и культурными памятниками.

7. Итоговое занятие «Всезнайки»

Теория. Подведение итогов за учебный год.

Практика. Викторина «Умники и умницы».

1.4. Планируемые (ожидаемые) результаты

В ходе реализации программы воспитанники приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности обучения. По окончанию курса воспитанник должен знать культурные и исторические памятники своего города; особенности природы родного края; семейные обычаи, традиции и праздники, иметь представление о родственных связях. Уметь применять практические навыки, в последующей деятельности; описывать исторические объекты, памятники своего города.

  • сформированы дисциплинированность и инициативность, самостоятельность, доброта и любовь к Родине.
  • развивают умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать;
  • владеют навыками изучения и описания природных объектов.
  • учащиеся приобретают знания о природе, истории, культуре родного края; имеют устойчивый интерес к краеведению.

1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

 (Федеральный закон №273-ФЗ, ст. 2, ч.2, п.9).

         Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения достижения ее целей и задач разрабатывается схема изучения знаний и умений детей по сезонам и отдельным темам занятий. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки. Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей. Работа детей оценивается и стимулируется с помощью  медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток природы», и т. д. Формами подведения итогов на сезонных праздниках могут быть игры, конкурсы.

В конце изучения программы, на последнем занятии проводится экологический праздник в форме конкурсно - игровой программы по всему курсу с творческими посвящениями детей (стихами, загадками, песнями) временам года, с подведением итогов на месте проведения сезонных экскурсий, с вручением памятных призов. Дошкольники могут продемонстрировать образовательные результаты на итоговом праздничном интегрированном занятии «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» в присутствии родителей, которое готовят все педагоги, работающие в объединении. Выставляются творческие работы. Ребята в игровой форме показывают полученные знания по экологии и сформированные навыки правильного поведения в природе.

Оценочные материалы. 

Оценка эффективности усвоения программы проводится путем сопоставления результатов входящей (собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей в середине работы, декабрь) и итоговой диагностики (май). Оценка осуществляется по 5-ти бальной системе:

1 балл  ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь педагога не принимает;

2 балла  ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;

3 балла  ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога;

4 балла  ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и с частичной помощью взрослого;

5 баллов  ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания. Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы): Высокий уровень:

более 4,5 балла (более 90%) 

Средний уровень:

 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%) 

Низкий уровень:

менее 2,9 балла (менее 58%)

image557image558image559image560

ФИО ребенкаimage561image562

Критерии оценкиimage563image564image565image566image567

Итого:image568image569

1image570

2image571

3image572

4image573

5image574

12image575

05image576

12image577

05image578

12image579

05image580

12image581

05image582

12image583

05image584

12image585

05image586

1image587image588

2

3

ИТОГО:

Высокий уровень (детей / %)

Средний уровень (детей / %)

Низкий уровень (детей / %)

image603image604image605

Примечание 12 месяц декабрь, 05  месяц май

Критерии оценки:

1. Владение элементарными экологическими понятиями и знаниями.

Знает основные экологические понятия: живые организмы, взаимосвязи живых организмов, экология, среда обитания, перелетные птицы, зимующие птицы; знает представителей животного и растительного мира (более 20), животных и растений РФ и Ставропольского края, роль человека в природе; умеет различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. Знает строение растений, отличительные признаки насекомых, птиц. Знает экологические праздники: "День птиц", "День Земли".

2. Владение элементарными умениями и навыками.

Составляет простейшие пищевые цепи; видеть природу и природные объекты, ценить и отображать их разнообразие, выполняет познавательные и творческие задания педагога, решать простейшие экологические задачи.

3. Развитие навыков работы и поведения в природе.

Знает основы и владеет навыками правильного поведения в природе (на экскурсии, в походе). Проявляет бережное, заботливое отношение к отдельным природным объектам и к природе в целом.

4. Развитие познавательно-творческой деятельности

Проявляет активность в познании и творчестве, наблюдательность, добросердечность. Сохраняет интерес к изучению экологии через изобразительное и декоративно  прикладное творчество. Активно работает с семенами, плодами, листьями растений. Проявляет интерес к нетрадиционным изобразительным средствам. Умение видеть, отображать и ценить красоту природы.

5. Формирование и развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества.

Понимает информацию в виде рисунков, таблиц; умеет сравнивать и группировать природные объекты; умеет слушать и слышать педагога, участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. Задает много поисковых и проблемных вопросов, делает самостоятельные выводы и умозаключения. Выводы делаются на основе визуальных наблюдений педагога, текущих бесед - опросов с ребенком, родителями, анализа продуктов детской деятельности: рисунков, поделок.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы

2.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Режим занятий

1 год

01.09.2023

31.05.2024

36 недель:

I  полугодие –

17 недель

   II полугодие –

19 недель

1 ч., один раз в неделю, 30 минут

2.2 Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации Программы

      Специально оборудованный кабинет, магнитная доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер, фотоаппарат, спортивный и садовый инвентарь, стенд для выставки. Демонстрационные материалы, канцелярские принадлежности - по количеству обучающихся, материал для творчества по количеству обучающихся, материал для проведения опытов; учебная и художественная литература по краеведению и туризму. Видеосюжеты по темам, презентации к занятиям, энциклопедии, справочники. Исторические и современные фотографии села, карта края и села (со спутника).

     Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:

педагогм-психологом; родителями и родственниками воспитанников; воспитателем и музыкальным руководителем.

      Кадровое обеспечение:

  Программу реализует воспитатель, имеющий профессиональное педагогическое    образование.

        2.3.Методическое обеспечение программы

    При изучении программного материала, согласно возрастным особенностям обучающихся, используются словесные, наглядные и практические методы: беседа, объяснение, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, тренировочные упражнения, работа по образцу.

    Формы организации занятия: групповая, индивидуальная, фронтальная.

      Формы деятельности детей: традиционные занятия; игровые и сюжетно-ролевые; интегрированные занятия; экскурсии, экспедиции, турпоходы; презентации, защита проекта; занятия-соревнования: конкурсы турниры, викторины и т.д.

      Педагогические технологии:

image709психолого-педагогические; технология использования игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

      Ддидактические материалы:

  • дидактические игра и упражнения «Живое – неживое»;
  • д/и «Цветочный магазин», «Первоцветы», «Деревья наших мест»;
  • д/у «Посмотри и назови», «Что такое хорошо?», «Профессии», «Правила поведения воспитанных детей», «Экологические пирамиды», «Мой родной город», и т.п.
  • Комплект рабочих листов для занятий «Занимательная экология», «Экология в картинках», «Что задумал художник»,
  • д/и «Зоологическое лото», «Дикие и домашние животные», «Животные Красной книги»; набор раздаточных карточек «Правила поведения юных туристов – краеведов», и т.д.

2.4. Литература

1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие  г.Москва, ФЦДЮТиК, 2006 г. -600 с.

2. Белавина И.Н. «Планета  наш дом», М., 1995 г.

3. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2002 г.

4. Николаева С. Н. «Как приобщить ребѐнка к природе», М., 1995 г.

5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в д/саду», М., 1999 г.

6. Николаева. С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., 1995.

7. Планета Земля. Энциклопедия. М., 2001 г.

8. Черкасова М. В. «Они должны жить» Москва 1998 г.

9. Справочник путешественника и краеведа/ Под. ред. Обручева С.В. Том 1 и 2. Гос. издательство географической литературы, 1949—1950.

10. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся.  М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

11. Энциклопедия туриста.  М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"

Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...

Дополнительная общеразвивающая программа: «Моя малая и большая Родина»

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с детьми старших  и подготовительных групп (5-7 лет) дошкольного учреждения, построена на принципах:- развивающего обучения, предполагаю...

Дополнительная общеразвивающая программа "Это русская сторонка, это родина моя"

В русском фольклоре, без которого невозможно представить какой – либо народный праздник, гуляние, ярмарку, особым образом сочетаются слово и музыкальный ритм, многовековой опыт народа и вер...

Дополнительная общеразвивающая программа «Это русская сторонка, это Родина моя!»

Народные календарно-обрядовые праздники являются богатешем источником познавательного, нравственного и этического развития детей. Ведь содержание праздников это жизнь народа, человеческий опыт, просея...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...