Дополнительная общеразвивающая программа: «Моя малая и большая Родина»
рабочая программа (подготовительная группа)

Рубцова Анна Николаевна

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с детьми старших  и подготовительных групп (5-7 лет) дошкольного учреждения, построена на принципах:

- развивающего обучения, предполагающего формирования у детей патриотических чувств;

- индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей;

- взаимодействия: совместное взаимодействие детского сада и семьи, направленное на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка;

- принцип психологической комфортности: личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_nravstvenno.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                Центр развития ребенка детский сад «Сказка»

                            обособленное подразделение

              Центр развития ребенка детский сад «Росинка»

Дополнительная общеразвивающая программа

                   

             «  Моя малая  и большая  Родина»

Направленность: нравственно – патриотическое

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор: Рубцова А.Н.

       

                                   Ковылкино

                                               2021 год

Содержание

Целевой раздел программы

Пояснительная записка …………………………………………… 3

Планируемые результаты освоения программы ………………… 7

Содержательный раздел

Учебный план ………………………………………………………. 8

Содержание учебного плана ………………………………………. 9

Организационный раздел программы

Материально-технические условия рабочей программы ………    13

Учебно-методическая и информационное обеспечение реализации программы …………………………………………………………   16

Список используемой и рекомендуемой литературы ………    19

             

Целевой раздел программы

                               

                             Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа нравственно-патриотической направленности «Я и моя Родина» разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерств образовании и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом  Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014. №41 «Об утверждении Сан-ПИН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №9-3242 «О направлении информации», «Основной общеобразовательной программой ОП «ЦРР – д/с «Росинка» МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка».

Направленность (профиль программы) – нравственно-патриотическое.

Программа направленна на организацию дополнительных занятий с детьми старших  и подготовительных групп (5-7 лет) дошкольного учреждения, построена на принципах:

- развивающего обучения, предполагающего формирования у детей патриотических чувств;

- индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей;

- взаимодействия: совместное взаимодействие детского сада и семьи, направленное на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка;

- принцип психологической комфортности: личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.

Актуальность  образовательной программы  определяется важностью патриотического воспитания в современном обществе. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования одной из важных задач современного образования определяет «воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины».   В условиях современной России в течение последних десятилетий, дети, начиная с дошкольного возраста,  страдают дефицитом знаний о стране,  родном городе, особенностях местных традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей  их среды. Взрослые, увлеченные решением материальных вопросов, забывают о живом  человеческом общении с ребенком, так необходимом ему.  Поэтому изучение истории родного края становится ведущим фактором воспитания патриотизма, что очень актуально в наши дни.

Чувство любви к малой  Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Данная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию представлений о Родине,  воспитанию любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному достоянию своего народа.

В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность узнать историю своей малой Родины, своего города, традиций своего народа, получить представления о природе своего края.

Занятия по программе «Я и моя малая Родина» помогает расширить знания детей об истории родного города,  воспитать чувство гражданственности и духовности.

Цель программы: формирование  у дошкольников  нравственно-патриотических чувств, через приобщение их к истории  города, республики.

Задачи программы:

Обучающие:

уточнить и расширить знания о малой Родине, родном крае и городе, о людях, прославивших его;

создать предпосылки для развития способности творчески мыслить и ориентироваться в ближайшем окружении; познакомить с устным народным творчеством русского и мордовского народа, подчеркивая их самобытность;

 Развивающие: развивать интерес к прошлому своего края,  развивать познавательную активность, логическое мышление, воображение, речь; активизировать словарный запас;

совершенствовать умение  инсценировать  сказки;

Воспитательные: воспитывать патриотические и нравственные чувства;

воспитывать бережное отношение  к культуре родного края, к своему городу, уважение к его традициям, знаменитым людям малой Родины.

Категория обучающихся по программе – дети 6-7 лет, подготовительная к школе группа дошкольного учреждения. Численность детей в группе – 10 человек. 

Срок реализации программы – программа рассчитана  на 1 год обучения. Занятия запланированы 2 раза в неделю длительностью не более 30 минут с использованием пальчиковой гимнастики, физкультминуток с целью снятия утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста). Всего 60 минут в неделю. Полный курс – 64 занятия, 32 часа.

Планируемые результаты освоения программы:

Формирование к концу года учебно-познавательных компетенций (умение использование в жизни, полученные знания, умения и навыки):

- знает свой домашний адрес, название своего города, республики;

- знает профессии своих родителей;

- имеет представления о символике города;

- знает название своей улицы и близлежащих улиц;

- имеет представления о жизни и быте народа, живущего в родном городе;

- узнает на фотографиях достопримечательности своего города, умеет рассказывать о них;

- иметь представление о гербе, гимне, флаге Мордовии;

- иметь представления о реках, озерах, заповедниках Мордовии;

- знает правила поведения в природе;

- имеет представления об охране природы;

- имеет представления об особенностях мордовского декоративного прикладного и художественного искусства Мордовии;

-  выразительно читать небольшие стихотворения, песенки, потешки, считалки;

- называть имена мордовских писателей, любимые сказки и рассказы;

- принимать участие в мордовских подвижных играх.

Определения результативности усвоения программы.

Оценка усвоения программы происходит постоянно в процессе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие.

     

        Содержательный раздел программы

                 Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Количество

часов

1

Моя семья

  2

2

Семейные традиции и праздники

  1

3

Мой дом

  2

4

Моя родословная

  1

5

Я и мое имя

  1

6

Детский сад

  2

7

Мой город, в котором я живу

  2

8

Достопримечательности моего города

  1

9

Люди, живущие в нашем городе

  2

10

Моя улица

  1

11

Моя Мордовия

  3

12

О гербе, флаге и гимне

  1

13

Саранск – столица нашей Мордовии

  2

14

История и знаменитые люди Мордовии

  2

15

Олимпийские чемпионы Мордовии

  1

16

Фольклор земли мордовской

  1

17

Мордовские композиторы

  1

18

Национальный костюм мордвы

  1

19

Мордовская народная игрушка

  1

20

Народные промыслы Мордовии

  1

21

Земля – наш общий дом

  3

22

Человек – защитник природы

  1

23

Природа родного края

  1

24

Животные и растения моего края

  1

25

Наша Родина Россия

  3

26

Герб, флаг и гимн России

  2

27

История русского народа

  3

28

Москва – столица России

  2

29

Русские народные праздники

  2

30

Русская народная игрушка - матрешка

  1

31

Наши защитники

  2

32

Боевая слава нашего народа

  3

33     

Итоговое занятие

  1

         

        Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. Моя семья (1 занятие)

Содержание: уточнить знания детей о родственных связах; воспитание любви и уважение к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода.

 Беседа «Семья»: дать понятие, что такое  «семья», о родственных отношениях.  Рассматривание фотоальбома «я и моя семья». Рисование на тему: «Моя семья».

Тема 2. Моя семья(2 занятие)

Содержание: закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви к членам семьи.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Игра с мячом «Моя семья». Отгадывание загадок о семье. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье. Дидактическая игра «Я и моя семья».

Тема 3. Семейные традиции и праздники

Содержание: прививать любовь к традициям семьи, желание поддерживать семейные традиции и праздники. Воспитывать в детях гуманные чувства  по отношению к своим близким, своему дому, формировать эстетические представления.

Рассказ педагога о семьи, о значении семейных традиций. Дидактическая игра «Назови сказки, в которых упоминается семья». Игра «Кто ты мне?».

Тема 4. Мой дом

Содержание: дать детям понятие о том, что такое «дом»; рассказать об обрядах и обычаях, связанные со строительством дома и новосельем. Уточнить и расширить представления детей о назначении материалах, из которых строят дома, о профессиях людей, занимающиеся строительством домов. Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Дидактическая игры  «Чей домик?», «Кто где живет?». Рассматривание иллюстраций с изображением жилища человека. Словесная игра «Профессии (строительные)».

Рисование   на тему «Мой дом».

Тема 5. Мой дом

Содержание: закрепить у детей знания о понятии «дом», продолжать знакомить детей с историей жилища, с видами домов разных районов нашей Родины. Закрепить умение называть свой адрес.

Беседа «Мой родной дом». Чтение «Дома бывают разные». Рассматривание картинок «Жилища человека». Конструирование из крупного строительного материала «Мой дом».

Тема 6. Моя родословная

Содержание: Воспитывать в детях чувство гордости за свою семью, гуманные чувства по отношению к своим близким, прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Загадка «Пальцы», рассказывание потешки «Этот пальчик – дедушка». Чтение стихотворения Я. Аким «Родня». Дидактическая игра «Назови ласково». Рассматривание семейных фотографий.

Тема 7. Я и мое имя

Содержание: познакомить детей с историей русских имен. Вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Развивать желание обращаться к людям. Учить называть полным именем своих родителей, друзей.

Беседа «Почему меня так назвали?». Чтение Э. Успенский «Ты и твое имя». Аппликация «Это я». Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Тема 8. Детский сад (1 занятие)

Содержание: воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым.

Беседа «Хорошо у нас в саду». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Тема 9. Детский сад (2 занятие)

Содержание: закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада. Воспитывать уважение к людям труда.

Составление схемы «Я иду в свой детский сад». Дидактическая игра «Кто что делает?».

Тема 10. Мой город, в котором я живу (1 занятие)

Содержание: формировать знания детей о родном городе. Воспитывать гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Прививать уважение и любовь к традициям и обычаям своей малой и большой Родины.

Чтение стихотворения «На широком просторе». Дидактическая игра «Что такое Родина?». Игра  с флажком «Назови свой домашний адрес»».

Тема 11.  Мой город, в котором я живу (2 занятие)

Содержание: расширять знания детей о своем городе;  формирование основ патриотического воспитания, чувства любви к своему городу.

Рассказ воспитателя об истории родного города. Слушание песни М. Бернеса «С чего начинается Родина». Чтение стихотворения И. Мазнина «У каждого листочка».

Дидактическая игра «Назови правильно». Дидактическая игра «Что лишнее».

Тема 12. Достопримечательности моего города

Содержание: формировать у детей чувство любви к своему городу.  Познакомить детей с достопримечательностями города. Дать представления о транспорте. Учить детей соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.

Презентация «Мы любим свой город». Дидактическая игра «Подбери родственное слово».  Дидактическая игра «Будь внимателен».

Тема 13. Люди, живущие в нашем городе (1 занятие)

Содержание: познакомить детей с земляками,  в разные  годы прославившие наш город. Воспитывать уважение к их труду, вызвать желание быть  на них похожими. Формировать у детей чувство патриотизма к своему городу.

Беседа «Мои земляки». Д/игра «Цветок красивых слов».

Дидактическое упражнение «Кто мы?». Рассматривание открыток «Мои земляки ». Дидактическое упражнение «Мечтатели».

Тема 14. «Люди, живущие в нашем городе» (2 занятие)

Содержание: закрепить знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному городу. Уточнить и обобщить знания детей о профессиях людей, живущих в нашем городе.

Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите».

Тема 15. Моя улица

Содержание: познакомить детей с улицами родного города – их названием, с историей возникновения. Формировать основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему городу, осознание личной причастности к жизни города.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Викторина «Как я знаю свой город».

Тема 16. Моя Мордовия

Содержание: формировать у детей представление о своей малой Родине – Мордовии. Воспитывать чувство любви к малой Родине.

Чтение стихотворения «Милый край! Мордовия родная!». Слушание гимна Республики Мордовия. Рассматривание фотовыставки «Саранск – город будущего».

Тема 17. Моя Мордовия

Содержание: расширять знания детей о своей малой Родине – Мордовии. Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа.

Рассматривание альбомов о Мордовии. Чтение стихотворения:  М. А. Бебан «Мой край, мордовская земля».

Тема 18. Моя Мордовия

Содержание: воспитывать уважение к мордовскому народу, гордость за свою Родину.

Прослушивание песни А. Аверкина на слова П. Черняева «Земля моя любимая».

Чтение стихотворения:  Л. Норкин  «О Мордовии». Дидактическая игра «Подбери правильно».

Тема 19.  О гербе, флаге и гимне

Содержание: познакомить с гербом, флагом Мордовии. Продолжать воспитывать любовь к своей малой Родине. Рассказать детям о достопримечательностях города Саранска.

Беседа «Государственные символы нашей Мордовии». Игра «Собери герб», «Собери флаг». Чтение стихотворения:  Н. Эркай  «Родной мой край».

Тема 20. Саранск – столица Мордовии

Содержание: познакомить детей с историей возникновения города Саранск, его названием, вызвать интерес к столице Мордовии. Прививать чувство гордости за него.

Слушание стихотворения:  Б. И. Просвирин «Начало». Рассказ воспитателя об истории города Саранска. Рассматривание иллюстраций о Саранске. Дидактическая игра «Что покажем гостям Саранска».

Тема 21. Саранск – столица Мордовии

Содержание: воспитывать уважение к мордовскому народу, гордость за свою малую Родину. Знакомить детей с национальной символикой республики Мордовия.

Рассматривание карты Мордовии, беседа  о столице Мордовии. Слушание гимна Мордовии. Рассматривание альбома «Саранск – столица Мордовии».

Тема 22. История и знаменитые люди Мордовии

Содержание: воспитывать у детей интерес к  жизни и творчеству знаменитых людей Мордовии;  развивать эстетическое чувство,  умение рассматривать  и восхищаться увиденным и услышанным. Прививать чувство гордости за своих земляков. Приобщать детей к истории и культуре родного края.

Рассказ воспитателя о знаменитых уроженцах Мордовии.

Рассматривание  репродукций. Портретов знаменитых деятелей науки, искусства.  Создание альбома «Знаменитые люди Мордовии».

Тема 23. История и знаменитые люди Мордовии

Содержание: развивать интерес к истории малой Родины. Познакомить детей с людьми, чьими именами гордится Мордовия.  Прививать чувство гордости за своих земляков.

Рассматривание книг, фотографий с почетными уроженцами республики Мордовия. Рассказ педагога о знаменитых великих поэтов и писателей Мордовии (А. И. Полежаев, Н. П. Огарев). Показ презентации «Знаменитые люди Мордовии».

Тема 24. «Олимпийские чемпионы Мордовии»

Содержание: познакомить детей со знаменитыми спортсменами. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, желание быть похожими на них.

Рассказ педагога о знаменитых спортсменах Мордовии. Рассматривание иллюстраций о спортивных достижениях наших спортсменов. П/игры «Ручеек», «Чей ручеек сильнее».

Тема 25. Фольклор земли мордовской

Содержание: продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством мордовского народа. Прививать любовь к мордовским сказкам. Познакомить с мордовскими народными сказительницами.

Рассказ педагога о сказительницах мордовских сказок (Ф. И. Беззубова, С. М. Люлякина).

Чтение мордовской сказки «Как  собака друга искала».

Игр «Угадай, из какой сказки».  Слушание песни А. Аверкина на слова П. Черняева «Земля моя любимая».   Мордовская народная игра «В горшки».

Тема 26. «Мордовские композиторы»

Содержание: продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями мордовских композиторов.

Рассказ о творчестве мордовских композиторов (Г. И. Сураев-Королев, Л. П. Кирюков, Л. И. Войнов). Рассматривание книг-альбомов и слайдов «Мой край», «Здравствуй, Мордовия». Дидактическая игра «Узнай и назови».

Тема 27. Национальный костюм мордвы

Содерание: рассказать детям об особенностях, деталях и атрибутах мордовского национального костюма. Воспитывать любовь и бережное отношение к костюму.

Подвижна игра «Вышивание полотна». Рассматривание слайдов с изображением людей в национальных костюмов. Рассказ педагога об особенностях мордовского костюма. Дидактическая игра «Собери мордовский узор».

Тема 28. Мордовская народная игрушка

Содержание: познакомить детей с историей развития народного творчества мордовского края, воспитывать чувство гордости и уважения к своей малой родине Мордовии.

Рассматривание иллюстраций с изображением мордовских игрушек.  Рассказ воспитателя об  истории появления мордовских игрушек. Дидактическая игра «Назови игрушку».  Пальчиковая гимнастика «Веретено».

Тема 29. Народные промыслы Мордовии

Содержание: познакомить детей с народными промыслами республики – тавлинской резьбой, урусовскими валенками, гончарным мастерством. Вызывать чувство восхищения от творчества мордовских мастеров.

Рассказ воспитателя о народных промыслах Мордовии (резьба по дереву, плетение из лозы, из бересты, валяние валенок, мордовская национальная вышивка, изготовление национальных кукол). Рассматривание иллюстраций о народном промысле Мордовии. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

 Тема 30.  Человек – защитник природы

Содержание: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Учить передавать в высказываниях свое отношение к природе.

Беседа об  экологах  – защитниках природы.  Слушание фонограммы «Пение птиц» и «Лес». Разучивание стихотворения «Есть на Земле огромный дом» Л.Дайнеко. Дидактическая игра «Кто живет на лугу?».

Тема 31. Земля – наш общий дом

Содержание: познакомить детей с глобусом – моделью земного шара; дать элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному.  Расширять представления о том, что Земля – общий дом для всех. Формировать стремление беречь свой общий дом. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, к природе.

Рассматривание глобуса – модели земного шара. Рассматривание  иллюстраций на тему «Береги живое». Беседа на тему «Живое и неживое». Отгадывание загадок о природе. Игра «Живая и неживая природа».

Тема 32. Земля – наш общий дом

Содержание: закрепить понятие, что мы люди являемся частью природы. Воспитывать заботливое отношение к Земле – своему дому.

Слушание песни «Широка страна моя родная». Дидактическая игра «Правильно – неправильно». Разучивание стихотворения «Наш дом родной, наш общий дом».

Тема 33. Природа родного края

Содержание: познакомить с природой родного края,  формировать основы экологического мировоззрения.

Загадка о природе. Просмотр мультфильма «Сказка старого дуба». Беседа о живой и неживой природе. Игра «Назови правила поведения в природе».

Тема 34. Животные и растения родного края

Содержание: расширить представления детей о природе родного края, о животном и растительном мире родного края,  воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родного края.

Рассказ воспитателя о животных и растениях родного края. Игра «Помоги дереву». Загадки об обитателях леса. Дидактическая игра «Разгадай ребус».

Тема 35. Животные и растения родного края

Содержание: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закреплять знания о животном и растительном мире родного края, воспитывать в детях гуманные чувства, умение сопереживать и помогать.

Рассказывание сказки «Необыкновенный мир природы».

Дидактическая игра «Соотнеси цифру с картинкой». Дидактическая игра «Мы – творцы».

Тема 36. Наша Родина Россия (1 занятие)

Содержание: показать на глобусе расположение нашей страны, ее столицу.  Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы. Расширить представления детей о Москве – главном городе, столицы России.  Рассказать о необъятности нашей Родины, что в России много разных городов и сел.

Рассматривание карты «Россия – наша Родина».

Беседа «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса …» ( о Москве). Рассматривание картин о Москве. Чтение стихотворения:  С. Баруздин  «Главный город». Рисование на тему «Москва – столица».

Тема 37.Наша Родина Россия (2 занятие)

Содержание: дать детям представление о России, как стране городов; расширять представление детей об особенностях географического положения России.

Рассматривание иллюстраций (открыток, фото) с изображением Московского Кремля. Чтение стихотворения «Москва, Москва!» М. Лермонтова. Рассказ педагога о башнях Кремля.

Тема 38. Наша Родина Россия (3 занятие)

Содержание: познакомить детей с самыми известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром и Государственной Третьяковской галереей. Познакомить с правилами поведения при их посещении. Приобщать детей к русской национальной культуре. Способствовать развитию эстетического вкуса.

Презентация «Театры и музеи Москвы». Рассматривание иллюстраций (здания Большого театра, театра кукол и Третьяковской галереи, картинки с изображением балерин, оперы, кукол). Рассказ педагога о кукольном театре. Слушание  музыки из балета «Лебединое озеро» (композитор П. И. Чайковский).

Тема 39. Герб, флаг и гимн России

Содержание:  формировать представление о символике России.  Познакомить с принципом создания герба. Воспитывать уважительное отношение к символике нашей Родины.

Рассматривание герба и флага России. Прослушивание гимна России с показом слайдов.  Аппликация «Флаг России». Словесная игра «Кто,  где живет?». Заучивание стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовем».

Тема 40. Герб, флаг и гимн России

Содержание: углублять знания и представления детей о Родине – о России. Обобщить понятие детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней.

Рассматривание карты «Российская Федерация». Дидактическая игра «Доскажи словечко». Чтение стихотворения «Три полоски». Игры «Узнай наш флаг»,  «Узнай наш герб».

Тема 41. История русского народа

Содержание: рассказать об  истоках истории русского народа, о возникновении первых городов. Воспитывать чувство любви к Родине, развивать интерес к истории нашей страны.

Беседа «История возникновения России». Лепка «Старинные дома». Чтение фрагментов книги «История России в рассказах для детей» А. О. Ишимовой.

Тема 42. История русского народа

Содержание: закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси, способствовать проявлению интереса к историческим событиям, прославивших Россию.

Презентация «История Руси». Рассматривание иллюстрации богатырей. Дидактическая игра «Собери картинки».

Тема 43. История русского народа

Содержание: закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси;  воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.

Презентация «История Руси». Чтение рассказов из серии «История России». Рассматривание иллюстраций с изображением россиян (людей разных национальностей, проживающих в России). Дидактическая игра «Подбери головной убор».

Тема 44. Богатыри земли русской

Содержание: рассказать детям о богатырях русских. Познакомить детей и закрепить знания о малых фольклорных формах – былинах. Развивать историческую память детей, познавательные способности.

Дидактическая игра «Раньше и теперь». Разучивание стихотворений о Родине. Рассматривание репродукций картин, фотографий, исторических карт по истории Руси.

Тема 45. Москва – столица России

Содержание: формировать представление об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле.

Рассказ воспитателя об  истории происхождения столицы нашей Родины «Москва – столица нашей Родины», «Почему Красная площадь так называется?». Дидактическая игра «Собери Кремль». Коллективная аппликация «Красная площадь».

Тема 46. Москва – столица России

Содержание: расширить представление о столице нашей Родины – Москве; познакомить с ее достопримечательностями; воспитывать чувство восхищения и гордости красотой столицы России – Москвы.

Рассматривание иллюстраций и фотографий города Москвы.  Ознакомление со стихами о Москве (А. Барто «Всюду светятся огни», В. Лебедев-Кумач «Москва майская»»). Разучивание песенки «Посвящаю Москве» сл., муз. Ж. Колмагоровой.

Тема 47. Русские народные праздники

Содержание: углублять представление о том, что каждый человек  принадлежит к определенной культуре; формировать интерес к культуре своего народа.

 Беседа «Славянские боги и праздники».  Знакомство с русскими инструментами. Прослушивание русских народных мелодий «Ах, вы сени», «Гусли». Дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент».

Тема 48. Русские народные праздники

Содержание: продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями, с видами устного народного творчества.  Воспитывать интерес к фольклору.

Предметы народно-прикладного искусства. Народные костюмы. Рисование «Украсим рушник». Настольно-печатная игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами).

Тема 49. Русская народная игрушка - матрешка

Содержание: познакомить с русской матрешкой, как символом русского народного искусства, как видом декоративно-прикладного творчества; обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах. Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрешку.

Организация выставки «Русская матрешка». Разгадывание загадок о матрешке. Дидактическая игра «Собери матрешку». Заучивание песенки «Мы веселые матрешки».

Тема 50. В гости к дымковским мастерам

Содержание: познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Рассматривание изделий дымковских мастеров, этапов изготовления дымковских игрушек. Организация выставки «Дымковская игрушка».  Чтение стихотворения «Село Дымково». Лепка «дымковская игрушка – уточка».

Тема 51. Филимоновская игрушка

Содержание: познакомить детей с особенностями и этапами  изготовления филимоновской игрушки, с историей изготовления этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Загадки об игрушках (петушок, корова, барашек). Рассказ педагога о деревне Филимоново, о филимоновской игрушке.  Рассматривание игрушек филимоновских мастеров. Презентация «Филимоновская игрушка».

Тема 52. В гости к городецким мастерам

Содержание: познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

Рассматривание альбомов с элементами городецкой росписи, этапами ее выполнения. Рассматривание иллюстраций предметов городецкой росписи (конь-качалка, солонка, панно, матрешка, шкатулка). Беседа с детьми об Городецкой  росписи. Дидактическая игра «Составь узор».

Дидактическая игра  «Собери картинку». Рисование элементов городецкой росписи.

Тема 53. Путешествие к мастерам Хохломы

Содержание: познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла. Развивать интерес к народному прикладному искусству.

Выставка изделий хохломских мастеров. Рассказ воспитателя о мастерах хохломы, с показом иллюстраций.

Игра «Четвертый лишний». Роспись детьми шаблонов посуды элементами хохломы.

Тема 54.  Сказочная гжель

Содержание: продолжать знакомить с росписью мастеров – гжель. Закреплять представления детей о народных промыслах. Развивать интерес к народно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

Презентация «Сказочная гжель». Рассматривание альбома «Изделия  гжельских мастеров». Слушание песни «Незабудковая гжель».  Выполнение детьми элементов гжельской росписи.

Тема 55. История русского костюма

Содержание: познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре, к истории России. Развивать эстетическое восприятие.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских национальных костюмов. Рассказ воспитателя о народном костюме.  Слушание  аудиозаписи  русских народных песен. Дидактическая игра «Собери костюм».

Тема 56. Русские народные праздники («Что такое Новый Год?»)

Содержание: приобщить детей к традиционной культуре. Создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.

Рассказ воспитателя о народных праздниках на Руси с использованием презентации. Загадка «Новый год». Беседа о празднике, о традициях праздника Нового года. Чтение стихов о празднике. Рассматривание иллюстраций о том, как праздник – Новый год,  встречают в других странах.

Игра «Нарядим елку к празднику».

Тема 57. Русские народные праздники («Рождество»)

Содержание: познакомить детей с историей Рождества Христова. Расширять и углублять  знания детей к христианским традициям. Воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.

Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сегодня будет Рождество». Беседа «О Рождестве». Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений. Пение песни «Рождество» сл. П. Дзюбы, муз. Т. Потапенко.

Тема 58. Русские народные праздники («Масленица»)

Содержание: познакомить детей с праздником Масленицей. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. Приобщать детей к русской истории.

Загадка (Масленица). Беседа «Широкая Масленица». Подвижная игра «весна, весна красная». Словесная игра «Что за  чем, и перед чем?».  

Тема 59. Наши защитники

Содержание: углублять представления о государстве (армия, народ, территория); формировать у детей представление об армии, о роде войск. Познакомить с творчеством русских художников, писателей, затронувших тему русских воинов. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.

Беседа «Зачем солдату мундир». Чтение глав из энциклопедии «Я познаю мир» (история). Рассматривание картин на тему «Наша армия родная».

Тема 60. Наши защитники

Содержание:  дать детям знания об армии; воспитывать любовь и уважение к Российской Армии, любовь к Родине.

Рассматривание альбома «Наша армия». Презентация «Богатыри земли русской и их оружия». Разучивание песни «Ты не бойся, мама». Игра-эстафета «Полоса препятствий». Чтение пословиц о смелости, отваге, Родине.

Тема 61. Боевая слава нашего народа

Содержание: расширять представления детей об армии. Формировать у детей представление о Защитниках ВОВ. Воспитывать чувство гордости за наших воинов - земляков, уважение к ветеранам ВОВ.

Рассказ воспитателя о земляках, участниках военных событий (Сущинский Владимир Александрович – военный оператор, Девятаев Михаил Петрович – герой Советского Союза). Конструирование из бумаги «Голубь мира».

Тема 62. «Боевая слава нашего народа»

Содержание: формировать у детей интерес к истории России. Воспитывать патриотические чувства к воинам – защитникам. Развивать у детей познавательный интерес.

Беседа о Великой Отечественной войне.

Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «День Родины». Рассказ «Памятник советскому солдату». Рассматривание иллюстрации с изображением памятника русскому солдату в Берлине.

Тема 63. «Боевая слава нашего народа»

Содержание: расширять представления детей о героизме советского народа во время ВОВ. Углублять знания детей о государственном празднике – День Победы. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину в ВОВ.

Рассматривание фотографий «Герои Советского Союза»,

Чтение стихотворения «Майский праздник» Т. Белозерова. Словесная игра «Назови профессии, представители которых носят форму».

Тема 64. Итоговое занятие

Содержание: закреплять и обобщить знания детей о родном крае, о России. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к  родному краю, городу, улице. Воспитывать чувство патриотизма.

Чтение стихов о Родине, о символах нашей Родины. Дидактическая игра «Отгадай праздник». Чтение стихов о малой Родине – Мордовия. Дидактическая игра «Угадай роспись». Игра «Сложи из букв название нашей страны».

   Организационный раздел программы

Материально-технические условия реализации программы

п/п

        Наименование объекта

   Количество,

      площадь

1

Кабинет дополнительного образования

         48м

2

Стол тумбовый для педагога

         1 шт.

3

Стул для педагога

         1 шт.

4

Столы детские

         8 шт.

5

Стулья детские

         16 шт.

6

Магнитно-меловая доска

         1 шт.

7

Мольберт  магнитно-меловой

        1 шт.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

                            реализации программы

п/п

        Наименование объекта

Демонстрационный материал

1

Иллюстрации, фотографии, картины, слайды по различным темам

2

Карты, глобус

3

Аудиозаписи

4

Государственная символика

5

Символика республики Мордовия

6

Художественная литература с патриотическим содержанием

7

Презентации

8

Уголок патриотического воспитания

9

Элементы народного промысла

10

Предметы декоративно-прикладного творчества

11

Музыкальные народные инструменты

12

Дидактическое пособие «Народы России»

13

Дидактическое пособие «Природа России»

14

Папка-передвижка «Наша Родина – Россия»

15

Ребусы

16

Семейные фотографии детей. Большие карточки с изображением членов семьи

17

Фотографии сотрудников детского сада, картинки с изображением профессий сотрудников детского сада

18

Фотографии социальных объектов города (школа, банк, почта, милиция, поликлиника, больница, магазин, детский сад, вокзал)

19

Макеты русской избы и современного жилища, плоскостные предметы старинной и современной мебели

20

Животные и растения России (раскраски, рассказы, стихи и загадки)

Раздаточный материал

1

Дидактические игры

2

Раскраски

3

Альбомы

4

Цветная бумага

5

Клей, ножницы, салфетки.

6

Конструктор «Лего»

7

Напольный строительный материал

8

Набор  плоскостных кукол (мальчик, девочка), набор старинной одежды (кокошник, сарафан, кафтан и т.д.)

Список используемой и рекомендуемой литературы

1.        Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 5976, 31.12.2012

2.        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» // «Российская газета», № 6498, 03.10.2014

3.         Мы в Мордовии живем. Примерная региональная программа дошкольного образования / Под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной.

4.    По району Мордовии: книга-путешествие / сост. А. Ямашкин, Т. Задкова, К. Шапкарин,- Саранск: Фонд «Открытая Мордовия», МГУ им. Н. П. Огарева, 2009.

5.    Программа «Приобщение детей к истокам народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева

6.    Ветохина  А. Я., Дмитриенко З. С. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

7.   Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей  [Электронный ресурс] / Электронный  фонд,   - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420219217, свободный

8.    Приказ Министерства образования  и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [ Электронный ресурс] / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации,      -    Режим доступа: http:legalacts.ru/doc /prikaz-minobrnauki-rossii-ot-29082013-n-1008/ , свободный

9.    Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, - Режим доступа: http: //legalacts/ru /doc / pismo-minobnauki-rf-ot-11122006-n- 06- 1844/, свободный

10.   Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» [Электронный ресурс]/ Электронный фонд, - Режим доступа: http: //docs.cntd.ru /dokument /420331948, свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...