Формирование функциональной грамотности у дошкольников
презентация

Чорнопищук Наталья Викторовна

Презентация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации117.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности у дошкольников

Слайд 2

Базовые навыки Компетенции Личностные качества 1. Навыки чтения и письма 7. Критическое мышление/решение задач 11. Любознательность 2. Математическая грамотность 8. Креативность 12. Инициативность 3. Естественнонаучная грамотность 9. Умение общаться 13. Настойчивость 4. ИКТ-грамотность 10. Умение работать в команде 14. Способность адаптироваться 5. Финансовая грамотность 15. Лидерские качества 6. Культурная и гражданская грамотность 16. Социальная и культурная грамотность

Слайд 3

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А. А. Леонтьев

Слайд 4

Дошкольное образование Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования ▪ Формирование речевой активности дошкольников (читательская грамотность) ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

Слайд 5

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить . В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека, формированию функционально грамотной личности, имеющей навыки XXI века. Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность является одной из важнейших задач дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период. Дошкольное образование является основной базой для формирования функциональной грамотности у ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на: – формирование математической грамотности у детей дошкольного возраста; – формирование речевой активности дошкольников; – формирование познавательных навыков в области экологии, естественно-научных представлений; – формирование социально-коммуникативной грамотности. Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять, оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие. Рассмотрим каждый компонент отдельно. Функциональная грамотность: актуально ли в дошкольном образовании?

Слайд 6

Математическая и финансовая грамотность. Математическая грамотность дошкольника – способность применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Формировать функциональную математическую грамотность у детей можно через: - создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность; - оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку в ролевых играх; - поисковую активность – математические задания поискового характера; Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах. Под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление

Слайд 7

Читательская грамотность (речевая и литературная) Читательская грамотность дошкольника – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное (услышанное ребенком). Те сведения, которые ребенок получает из текста, должны расширять его знания об окружающей действительности. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения. Составляющие читательской грамотности: - мотивация на осознанное восприятие текстов разного вида; - владение процессом смыслового чтения (слушания); -осуществление деятельности на основе осмысленной и интерпретированной информации. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:  пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;  активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Слайд 8

Социально-коммуникативная грамотность - можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств. Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр. Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности. Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.

Слайд 9

Естественнонаучная (экологическая ) грамотность Экологическая грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы, человека и общества для распознания и постановки вопросов, связанных с освоением новых знаний, необходимых для объяснения явлений и формирования основанных на научных доказательствах выводов в области сохранения и оздоровления окружающей среды, определения конкретных последствий влияния активности человека и различных технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества, осуществления осознанного выбора, реализующего его потребность в проявлении заботы о сообществе всего живого и обеспечении эффективной природоохранной деятельности. Владение человеком экологической грамотностью проявляется в его эмоциональноценностном отношении к окружающей среде, понимании и соблюдении правил экоориентированного поведения, проявлении активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с обеспечением экологической целостности. Можно выделить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста: 6 - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); - развитие познавательного интереса к миру природы; -формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; -воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; -формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; -формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой); -освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; -формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; -формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Всё это отражено и в требованиях ФГОС ДО.

Слайд 10

ВЫВОД: дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка обеспечивает развитие способности действовать в различных проблемных ситуациях, ориентироваться на непрерывное получение знаний, практически самореализовываться . Все это обеспечивает готовность дошкольника к успешному освоению новых компетенций в школе. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ, РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»

laquo;Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации.

      В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах де...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей....

Доклад из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика использования мнемотехники»

Материал может быть использован воспитателями и родителями для работы с детьми дошкольного возраста ....

Александрова Е. С. Презентация "Формирование функциональной грамотности у дошкольников"

Презентация "Формирование функциональной грамотности у дошкольников"....