Статья «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Авдонина Дарья Александровна

«Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

 

    

 

 Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Важнейшей задачей школы является – формирование грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в предшколе.

Особое значение придается формированию логической грамотности. Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно — логического мышления

Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать математическую функциональную грамотность дошкольника. Обучение математике должно происходить в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат.

Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, ребенка-дошкольника обычно учат читать и считать. К сожалению, бытует мнение, что этого достаточно для успешного обучения детей в школе. Исходя из этой логики, подготовка детей по математике часто сводится к простому переносу содержания курса 1 класса на дошкольную ступень.

Опыт моей работы дает мне основание думать, что задания по развитию ФГ, приведенные ниже, лучше развивают необходимые ЗУНы дошкольников:

Рис.1 Убери лишнюю фигуру.

Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память, — можно, например, вспомнить, как легко они осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения. Не составляет для них труда запомнить и порядковый счет.. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное.

Итак, дошкольная математическая подготовка, сориентированная на формирование счетных умений, развивает лишь механическую память, которая и так достаточно хорошо развита у малышей. Между тем в школе ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал, он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Для формирования выше перечисленных ЗУНов я активно применяю такие задания:

На занятиях ФЭМП я часто применяю такие задания:

Рис.2 .Дидактическая игра «Садовник Рис.2 Графические диктанты.

Рис.4 Дидактическая игра «Разложи по коробкам»

В первые два-три месяца обучения в школе (а затем и в дальнейшем) более ярко проявляются не те дети, кто запомнил больше информации, а те, у которых сформированы желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое, умение общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач, развлечений. Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание, на то, что малыши часто отвлекаются, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Со своими подопечными я часто применяю игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части.

Известно, что в любом возрасте у каждого малыша существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л. С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослыми. Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, мамой, бабушкой… Расширение «зоны ближайшего развития» ребенка (то есть его возможного «максимума», который он достигает в совместной работе с взрослым или другими детьми) помогает ему быстрее и эффективнее развиваться.

Поэтому работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Успешное самостоятельное (под руководством воспитателя) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум», но при этом не тормозится продвижение вперед более подготовленных детей.

Литература:

1.Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемисова ,Игралочка –ступенька к школе. Методические рекомендации. ЮВЕНТА .Москва.2011г

2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз –ступенька, Два- ступенька….Методические рекомендации. ЮВЕНТА .Москва.2006 г

1.Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемисова ,Игралочка –ступенька к школе. Рабочая тетрадь 1,2,3 -часть. ЮВЕНТА .Москва.2011г

2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз –ступенька, Два- ступенька…. Рабочая тетрадь 1,2 часть. ЮВЕНТА .Москва.2006 г

«Из опыта работы по формированию функциональной грамотности  младших школьников».

Современные изменения, происходящие в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Современных детей необходимо учить иначе, отойти от традиционных методов и приемов. Ведь нам известно, что результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность их применять для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идет о развитии у детей начальных классов общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).

Перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Моя задача сформировать самостоятельность в учебной, творческой, художественной, трудовой, спортивной деятельности, воспитать целеустремлённого, трудолюбивого ученика, стремящегося к здоровому образу жизни, умеющего планировать свою деятельность и самостоятельно добывать знания, готового к обучению в основной школе.

И чтобы быть компетентной в данных вопросах , я прошла обучение по программе 2 (основного) уровня в АО «НЦПК «Орлеу»в 2014 году. Здесь я познакомилась с 7 модулями программы, которые позволяют внести новшества в учебный процесс. Далее, уже на практике, внедряя новые подходы в обучение, продолжала совершенствовать свое самообразование через изучение нормативной базы обновления содержания образования : Государственная Программа развития образования Р.К. на 2011- 2020 г, Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016 годы, Государственный стандарт образования и другие документы, указывающие на необходимость изменения в подходах к образованию.

Сейчас можно сказать, что мы учимся вместе с детьми, овладевая электронным оборудованием: интерактивной доской, системой обратной связи, он-лайн тестами. Учатся вместе с нами и родители.Такая тесная связь : учитель – ученик – родители и поможет выйти на новый уровень обучения.

Если исходить из того, что функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, обладающий определенными нравственными качествами и умеющий жить среди людей, то начинать закладывать этот фундамент необходимо с начальных классов школы. Но как расшевелить детей? Какие приемы и методы использовать для того, чтобы дети стали с интересом ходить в школу? Что сделать для того, чтобы они стали бороться за свои оценки? Это были основные вопросы, которые я поставила перед собой и, проанализировав их, пришла к заключению, что наиболее эффективным способом обучения является групповая работа и диалогическое обучение, которые способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, что предположительно скажется на повышении мотивации в обучении. Диалог в группе помогает учащимся выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, взаимообучаться с помощью передачи информации, задавать вопросы в процессе оценивания. Я поняла, что мои дети всегда стремились к взаимодействию, кто – то просто ждал, когда ему удастся переписать задание, кому – то нужна была консультация по выполнению, а кому – то признание его успехов. Но мы, учителя, постоянно пресекаем попытки учащихся взаимодействовать друг с другом, так это вызывает шум и нарушение дисциплины. Мы видим только отметки, но не видим личности ученика.

Планируя свои уроки, в аспекте изменения своей практики преподавания, к созданию групп, я подошла к точке зрения создания коллаборативной среды обучения. Формировать группы я стала, не по признаку взаимной симпатии (хотя такой эксперимент тоже был), а по признаку уровня мышления детей и методом случайного выбора. В игровой форме или по результатам индивидуальной работы дети объединялись в группы. Сейчас для них такая деятельность уже стала нормой. Ученики умеют правильно вести диалог, выслушать своего товарища, учатся друг у друга, не стесняются спросить не понятное у учителя. При такой работе мои маленькие ученики не пассивные слушатели, а успешные исследователи, хорошие актеры, замечательные друзья. Проводя опрос среди своих учеников, через год внедрения нового подхода, я выяснила, что 96% с удовольствием посещают такие уроки, с нетерпением ждут необычных заданий, проявляют творческий подход при подготовке домашних заданий.

Свое активное исследование я веду на уроках «Познание мира». Этот учебный предмет является интегрированным и состоит из модулей естественно-научной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Несмотря на то, что данный урок идет 1 раз в неделю, ученики его любят и ждут, т.к. каждый в течение недели готовит на него свое индивидуальное задание по теме урока, а затем знакомит остальных со своим сообщением. Каждый ребенок старается достойно выступить перед аудиторией. Дети учатся правильно выступать, не стесняться, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы слушателей. На таких уроках закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, расширяем кругозор учащихся. Ученики ознакомлены с 6 уровнями, по которым они готовятся.

1. Уровень – знание (Составить список, выделить, рассказать, назвать) 
2. Уровень – понимание (Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому) 
3. Уровень – использование (Применить, проиллюстрировать, решить) 
4. Уровень – анализ (Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия) 
5. Уровень – синтез (Создать, придумать дизайн, разработать, составить план)
6. Уровень – оценка (Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать) .



Хотелось бы отметить, что ученики, готовясь по такому плану, уже умеют поставить самооценку, объективно проходит взаимооценивание. Работая в сотрудничестве, дети учатся помогать более слабым ученикам, умеют сами найти ответ на поставленный вопрос. У учеников закладываются основные компетенции реальной жизни, развиваются коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением. 

Я часто сравниваю своих учеников с цветами. Им необходим уход, полив, тепло, свет, забота, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая свои цветочки, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, эти цветы вырастают красивые, достойные восхищения, а мы получаем образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей, которыми в дальнейшем гордимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации.

      В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах де...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей....

статья "Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности."

Применение читательской и социокультурной грамотности в различных видах деятельности;восприятии,пении,театрализации и игре....

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания

Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...

Доклад из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика использования мнемотехники»

Материал может быть использован воспитателями и родителями для работы с детьми дошкольного возраста ....

Статья. Формирование функциональной грамотности воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, которые волнуют педагогическое и родительское сообщество: что такое "функциональная грамотность" применительно к образованию и чем она может быть...