статья "Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности."
статья

Елена Алексеевна Моисеева

Применение читательской и социокультурной грамотности в различных видах деятельности;восприятии,пении,театрализации и игре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx23.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности.

 Музыкальный руководитель Елена Алексеевна Моисеева

Читательская грамотность: (в дошкольном образовании- речевая активность) способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На своих занятиях я провожу параллель между музыкой и стихами, объясняю, что без сказок, не могли бы появиться ни опера, ни балет, так как, в основе сюжета лежит литературное произведение. Если бы не было стихов, то песни, а также, некоторые формы фольклора; попевки, потешки, к сожалению бы тоже не появились, поэтому целенаправленно, веду работу над развитием читательской грамотности «Читательская грамотность – возможность размышлять о прочитанном (услышанном) и использовать прочитанное инструментально для достижения личных и общественных целей, в первую очередь, для дальнейшего обучения.»

В музыкальной деятельности работу по разучиванию песен я начинаю с прослушивания, а затем работаю над пониманием текста. Работу эту провожу уже с ясельной группы. Например: разучиваем песню.

- поет воробышек чик, чирик.

Обязательно показываю либо картинку, либо птичку с открытым клювиком…

-Кто это? Дети отвечают-птичка. Я добавляю -птичка-воробышек.

-Что птичка делает? Открыла ротик. Птичка поет.

- А как чирикает птичка? Чик-чирик.

Это самый примитивный пример работы с текстом песенки.

Очень часто бывает так, что, когда мы разучиваем песню, встречаются слова (нам взрослым они кажутся понятные, наш словарный запас не сравним с детским) которые детям не понятны, и дети, проговаривая, это непонятное слово, воображают иногда такое… что совершенно далеко от значения этого слова.

Например: при разучивании песни «Зореньки краше и солнца милей» спросив у детей, что такое «зорька», мне дети ответили, знаете что?

 – это, когда ссорятся…

Встретилось в тексте песни слово «угрюмый»

 -дети ответили, что это как уголь…угольный…

Слово «горница» -дети объяснили, что это- большая гора.

В разучивании песен, попевок мы музыкальные руководители, порой забываем, что словарный запас ребенка еще очень мал, и иногда самое простое для нас слово, для дошкольников непонятно.

 В разъяснении слов песен, в наглядном показе (иллюстрации, ИКТ,) мы с вами расширяем знания детей, даем возможность использовать эти знания в социальной жизни и в дальнейшем обучении дошкольников, в будущем -школьников.

Одной из составляющих социально-коммуникативной грамотности в музыкальной деятельности является театрализация – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями, своими сверстниками способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Начинает использовать выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру героев и совершаемых ими поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинно-следственные связи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, интонация, модуляция голоса)

На примере театральной импровизации можно выделить следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К (базовые навыки и умения; коммуникативность, креативность, критическое мышление, координация (кооперация). Коммуникативность: навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей.

Креативность: способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Социально-коммуникативная грамотность, это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социокультурных ценностей, норм и правил поведения.

Критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; 

Координация (кооперация): лидерство, работа в команде, сотрудничество; Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

ПРИМЕР

Творческая импровизация театрализованной деятельности. 

Роли: снежинки 4-6, весна, ветер,4-6 цветочков, воробей, ворона, кот.

 На столе разложены различные атрибуты, дети выбирают соответственно своей роли предметы и двигаются, выполняя движения под слова автора. Автор читает медленно, давая, возможность детям придумать и выполнить движения.

Весенняя история

Жила –была необычная семья снежинок, они жили очень дружно, всегда собирались вместе в кружочек и рассказывали друг другу на ушко сказки, но вот однажды налетел сильный ветер, и снежинки  стали кружиться и танцевать. (дети выполняют самостоятельно придумывают движения под музыку).Ветер стих. Снежинки опустились  на землю. В это время на полянке появилась долгожданная красавица Весна, она обняла каждую снежинку, и снежинки стали превращаться в капельки воды, и вот все капельки собрались в один веселый ручеек, который, как хоровод побежал по земле, где пробегал ручеек, появлялись первые весенние цветы. Ручеек заботливо гладил каждый цветочек, каждый цветочек кивал ручейку в ответ. Через время   ручеек превратился в большое озеро (ручеек становится в круг). А весна пошла дольше по лугам и по полям.  С криком к озеру прилетели птицы, они размахивали крыльями; (воробей запрыгал от радости на одной ножке, ворона громко каркала и хлопала крыльями, но откуда не возьмись появился кот.  Он, очень медленно крался к своей добыче.

Кот стал догонять птиц, которые старались спрятаться в озере, ведь они знали, что кот очень боится воды. Кот так никого и не догнал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность дошкольников

laquo;Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельн...

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».

Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»

Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....

Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."

Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...