Консультация «Планирование трудовой деятельности дошкольников, его индивидуализация»
консультация

Консультация «Планирование трудовой деятельности дошкольников, его индивидуализация»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Планирование трудовой деятельности дошкольников, его индивидуализация».

В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.

Залогом успешной организации трудового воспитания дошкольников является понимание специфики их труда – тесной связи с игрой. Для дошкольников труд привлекателен своими внешними проявлениями: материалами, орудиями труда, близкими к игре действиями, результатом. Игровое отношение детей к инструментам и материалу предшествует формированию трудовых навыков, а выполнение трудовой задачи часто переходит в игру. Понимание данной особенности раскрывает перед педагогом колоссальные возможности воспитания у детей интереса к различным видам труда. Организуя сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Ферма», «Детский сад», не просто обращает внимание детей на особенности профессий, а постепенно подводит к пониманию взаимосвязи профессий между собой.

Рассмотрим наиболее распространенные виды трудовой деятельности дошкольника: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых детьми. Основные задачи работы в данном направлении:

- приучать к опрятности, самостоятельности;

- способствовать формированию умений и навыков самообслуживания;

 - развивать стремление оказывать посильную помощь сверстникам. Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей.

 Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата: вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т.д. Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога.

В младшем дошкольном возрасте показ тех или иных действий должен быть всегда одинаковым, чтобы навык постепенно автоматизировался. Например, последовательность действий при мытье рук: намылить руки, положить мыло, намылить каждый палец от мизинца к большому, смыть мыло, стряхнуть воду, вытереть руки полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым. Это позволит в дальнейшем (по мере взросления детей) отказаться от показа и использовать только словесные указания.

В старших группах на помощь педагогу могут прийти наглядные методы, например при обучении одеванию на прогулку – схема «Одевайся по порядку», при раздевании – «Каждой вещи - свое место». Важным стимулом для ребенка является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной ( «Таня хорошо вымыла руки», «Антон правильно держит вилку») или с использованием игрового приема – привлечения к оценке знакомого детям персонажа. Следует приучать детей оказывать помощь сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются нравственные качества.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. Основные задачи этого вида труда: - приучать к аккуратности;

 - учить беречь результаты труда других людей: не ломать игрушки, не рвать книги, соблюдать чистоту;

- вызвать желание трудиться, быть полезным окружающим;

- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: умение планировать работу, договариваться с другими детьми, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;

- формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовой деятельности человека.

Дошкольники уже в младшей группе способны оказать посильную помощь взрослым в подготовке к занятиям, в уборке игрушек и т.д. Наблюдая за действиями помощника воспитателя, дети усваивают элементарные трудовые операции, запоминают их названия и способы выполнения. При обучении трудовым действиям младших дошкольников оптимальным является индивидуальная форма работы – трудовое поручение (педагог может детально показать действия и проконтролировать их выполнение). В этом возрасте дети начинают осознавать значимость хозяйственно-бытового труда.

 В средней группе вводится организованная форма хозяйственно-бытового труда – дежурство. За детьми закрепляется постоянная обязанность, например они по очереди накрывают столы для обеда или полдника. Кроме показа и словесных указаний, воспитателю необходимы дополнительные организующие моменты, например экран дежурства, где указано, кто и когда дежурит. На этом же экране с помощью цветных кружков (красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – есть ошибки) можно оценивать действия детей во время дежурства. В качестве наглядной помощи целесообразно использовать схему «Сервируем стол». Результат хозяйственно-бытового труда не всегда нагляден, что может снизить интерес ребенка к этому виду деятельности. На помощь приходят игровые методы. Например, мытьё кубиков можно организовать в форме сюжетно-ролевой игры «Кораблестроители». Воспитатель предлагает детям построить корабль, но выясняется, что строительные материалы долгое время пылились на складе и их необходимо помыть. По мнению воспитателей, большой проблемой является уборка игрушек – дети делают это неохотно. На помощь тоже придёт игровой прием – «Письмо от игрушек», в котором они пишут, что им очень неприятно жить в беспорядке и они уходят в другую группу, где дети хорошо обращаются с игрушками.

 В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется коллективному труду, когда дети объединяют усилия для общего дела, например ремонта порванных книг, мытья кукол, стирки их одежды и т.д. Следует создать условия для равноправного участия каждого ребенка в совместном труде, предлагать детям высказывать свои пожелания по выполнению поставленной задачи. Важно также воспитывать культуру труда: учить применять рациональные приемы, грамотно использовать оборудование.

Труд в природе способствует расширению кругозора, развитию опытноэкспериментальной деятельности, познавательной активности, наблюдательности.

Основные задачи этого вида труда:

 - воспитание основ экологической культуры (приобщение к природоохранной деятельности), бережного отношения к окружающей среде; - формирование представлений о закономерностях развития природы;

 - освоение правил поведения в природной среде.

Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка и газонов, к озеленению клумб, к работе в саду и на огороде. Педагог организует выращивание в группе рассады цветов, зеленого лука и т.д.

В процессе работы дети усваивают, что окружающая природа зависит от климатических условий и деятельности человека.

Ручной (художественный) труд – один из важнейших разделов трудового воспитания. Он тесно связан с конструированием и другими видами продуктивной деятельности.

В процессе ручного труда развиваются технические навыки работы с различными материалами, усваиваются элементарные представления о свойствах этих материалов.

Дети учатся ставить цель, выбирать пути её осуществления, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

Основные задачи этого вида труда:

- развитие познавательной активности, творческого мышления, воображения, сенсорных способностей;

 - овладение техническими приёмами преобразования различных материалов; - приучение к аккуратности, самостоятельности.

Содержание ручного труда: работа с картоном, тканью и нитками, природным и бросовым материалом. Работу с природным материалом можно начать с его анализа как основы для создания образа. При этом педагог знакомит детей с приемами изменения пространственного положения основы, с её дополнением или устранением лишнего.

В процессе организации ручного труда важно использовать разные технические приемы преобразования материала, тщательно отрабатывать каждый новый приём. Затем дать детям творческое задание с использованием освоенного приёма, предложить изготовить поделку по замыслу (индивидуально или в коллективе).

Таким образом, любой вид трудовой деятельности способствует развитию воображения, творчества, познавательной активности дошкольников. Дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.

 Первые представления о труде взрослых, о домашней хозяйственной деятельности ребенок получает в семье, наблюдая за работой мамы, папы, дедушки или бабушки. Начиная ходить в детский сад, ребенок наблюдает за работой воспитателя, помощника воспитателя, повара и др. Пользуясь результатами труда этих людей, он испытывает к ним чувство благодарности и признательности. Постепенно круг профессий, с которыми знакомятся дети, расширяется.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок учится понимать мир профессий как систему взаимосвязей между всеми видами труда, воспринимать любой предмет как результат труда многих людей, представителей различных профессий. В ходе развития отечественной педагогической науки было предложено немало эффективных форм и методов трудового воспитания. Современный ученый, автор программы и технологии «Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова выделила три средства трудового воспитания, которые связаны между собой иерархически.

Первое средство – знания. Любой вид детской деятельности связан с познанием, труд не является исключением. Ребенок получает знания о профессиях, людях труда, инструментах и орудиях труда, результатах деятельности человека в различных сферах, о взаимосвязи разных профессий и т.д.

Второе средство – умение самостоятельно и творчески осуществлять освоенные виды трудовой деятельности.

Третье средство – игровая форма любого вида труда. Принимая роль в игре, ребенок познает свои возможности, преодолевает сложности, трудится для удовлетворения своих потребностей или заботится о других.

Овладение каждым видом труда происходит в форме осознания дошкольником трудовой деятельности как взаимосвязи определённых компонентов, которую Н.М. Крылова называет «Лесенка успеха». Таких компонентов пять: замысел, материал, инструменты, действия, результат. К слову, данная модель является универсальной и работает во всех других видах деятельности.

Таким образом, наблюдает ли воспитатель с детьми за трудом повара, организует ли труд самих детей в группе, анализ, планирование и выстраивание трудовой деятельности осуществляется с помощью «Лесенки успеха». Для удобства и наглядности автор предлагает использовать в качестве модели руку ребенка, где каждый палец означает тот или иной компонент.

Так, на основе ознакомления с трудом взрослого ребенку открывается истинный смысл понятий «забота», «заботиться». Дошкольник осознаёт: всё, что его окружает, создано трудом людей разных профессий, всё вокруг – результат человеческого труда.

 Значительно расширяет арсенал педагогических приемов трудового воспитания использование наглядных методов – иллюстраций, фотографий, мультимедиа презентаций о профессиях, людях труда, орудиях труда, а также чтение художественной литературы. Эмоциональность, яркие образы произведений о труде человека пробуждают интерес детей, вызывают желание подражать литературным героям.

Создание условий для трудовой деятельности. В уголке трудовой деятельности группы должны быть все атрибуты для мытья игрушек, стирки кукольной одежды, ухода за комнатными растениями. В уголке самостоятельной художественной деятельности следует разместить материалы для различных видов ручного труда: наборы разных видов бумаги, картона, ткани, нитки и веревки, этикетки, коробки, а также инструменты для работы с этими материалами. Такой уголок должен быть доступным для детей – ведь одной из задач развития творчества в продуктивных видах деятельности является создание условий для самостоятельного изготовления поделок и их последующего применения в игре, театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"

Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности....

Консультация для воспитателей Виды трудовой деятельности дошкольников

В консультации рассказывается о разных видах детского труда - самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд и особенностях их организации....

Консультация для родителей «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника»

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педа­гогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания...

Учебный материал. Планирование различных видов и форм трудовой деятельности дошкольников на прогулке.

Планирование различных видов и форм трудовой деятельности дошкольников на прогулке....

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это...

Планирование трудовой деятельности дошкольника на один день в старшей группе

Вид труда: Труд взрослых,труд в природеФорма организации труда: Коллективнй трудЦель: Формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста....