Консультация для родителей «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника»
консультация (подготовительная группа) на тему

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педа­гогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника»

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание. Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, беседуя с дошкольными работниками, мы постоянно сталкиваемся с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых при нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия, формировании эмоционально-положительного отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей.

3адачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия.

Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач нравственного воспитания.

Известно, что отношение к труду складывается очень рано, задолго до того, как малыш сможет самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослых, овладеет навыками самообслуживания и т. д. Следует заметить, что некоторые дети уже в раннем возрасте обнаруживают негативное отношение к труду. На предложение сестры-воспитателя потрудиться они протягивают ручки или, наоборот, прячут их за спину, приговаривая: «Я не хочу, это трудно, тяжело. У меня ручки маленькие». Еще не столкнувшись с трудом, малыши отказываются трудиться. Воспитание отношения к-труду, желания трудиться должно, начинаться рано, до овладения трудовыми навыками, и, конечно, продолжаться в процессе становления деятельности.

Трудовая деятельность подчинена логике, развивается в определенной последовательности, и в соответствии с нею ставятся и решаются воспитательные задачи. Представление о труде как целостном процессе должно включать все его структурные части. Если же мы не обнаруживаем у детей некоторых его частей, значит, надо полагать, что труд как самостоятельная деятельность пока не сложился.

Каковы же структурные части (компоненты) трудовой деятельности, по которым можно судить о становлении и развитии этой деятельности у детей дошкольного возраста?

Цель – то представляемый результат деятельности. Способы осуществления – то необходимые действия для достижения цели, приобретения навыков и умений. Сюда же входят такие интеллектуальные действия, как планирование и самоконтроль, во многом определяющие качество выполнения работы. Результат показывает соответствие деятельности поставленной цели. Мотив определяет цель деятельности, является ее побудителем. Все структурные компоненты деятельности тесно связаны между собой, находятся в определенной зависимости.

Навыки  и умения – важнейшее средство для достижения поставленной цели, для осуществления самой деятельности. Важность их настолько очевидна, что, вероятно, поэтому другим компонентам труда придается меньшее значение.

Умение планировать работу относится к обще трудовым умениям и является необходимым для любого вида деятельности. С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е. самоконтроль. Он способствует повышению качества планирования и всей деятельности в целом.

Результат – показатель завершения работы. Это то, ради чего была задумана работа, ставилась цель деятельности, подбирались средства ее достижения.

Мотивы – важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней.

Итак, трудовая деятельность детей сложна по своему структурному содержанию. В период, когда она только формируется как самостоятельная деятельность, вероятно, не все ее структурные компоненты обнаруживают себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация для родителей  "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Хезмәт эшчәнлеген оештыру процессында балаларның танып белү активлыгын үстерү / Развитие познавательной активности в процессе организации трудовой деятельности дошкольников

Хезмәт эшчәнлеген оештырганда, тәрбияче, балаларның төрле яклап үсешен тәэмин итә, үз көчләренә ышанырга, тормышта һәрвакыт кирәкле осталык һәм күнекмәләр формалаштырырга булыша, җаваплылык һәм мөстәк...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...

Консультация для воспитателей "Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника".

Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми....

Центр развития ребенка МБДОУ №49 "Аленький цветочек" города Невинномысска Консультация для родителей "Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в семье" Воспитатель: Шабанова

Консультация для родителей"Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в семье" «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи &ndash...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...