«Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников посредством игр и упражнений с математическим содержанием»
материал

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Воспитатель: Жукова Марина Михайловна

Тема: «Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников         посредством игр         и упражнений с математическим содержанием»

Цель: Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников        посредством игр и упражнений с математическим содержанием.

Задачи:

  1. Развивать координацию, гибкость и точность движений рук; 
  2. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи;
  3. Воспитание партнёрских взаимоотношений детей: их дружеское расположение, желание и умение работать сообща.
  4. Создание развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию мелкой моторики рук дошкольников;
  5. Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в области познания, через вовлечение их в совместную деятельность.

Актуальность

Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Мелкая моторика кистей рук имеет очень важную особенность, она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием. Так же способствует выявлению будущих способностей внутреннего мира ребенка, развивая интерес, познавательные способности.

Развитие мелкой моторики кистей рук имеет большое значение в развитии познавательных способностей, и находясь в тесной связи с развитием речи, становиться первым этапом в развитии умственных способностей ребенка, влияя на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память.

От того, насколько развита мелкая моторика кистей рук, зависит, насколько хорошо ребенок научится совершенно элементарным действиям: держать в руках карандаш, кисточку и ручку, застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

У современных детей отмечается общее моторное отставание, неготовность большинства к письму или проблем с речевым развитием. А ведь важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Игра – один из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Игра является самоценной формой активности   ребёнка дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это период активного развития  познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. В этом возрасте главная задача – подготовка к школьному обучению, к письму. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, и не уставал при письме. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Очевидно противоречие между необходимостью формирования мелкой         моторики кистей рук старших дошкольников, как условия его умственного развития и недостатком в ее формировании у современных дошкольников.

Этапы реализации:

  1. Подготовительный.

- Подбор, изучение научно-методической литературы и интернет источников по проблеме исследования. 

- Обогащение РППС в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей. Разработка перспективного плана работы с участниками педагогического процесса. 

- Подбор литературного материала по данному вопросу

- Проведение педагогического мониторинга, с целью определения уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Практический.

- Реализация системы работы по развитию мелкой моторики рук старших дошкольников посредством игр и упражнений с             математическим содержанием.

- Профессиональное взаимодействие с педагогами по данной теме. 

- Сотрудничество с социальными партнерами: родителями (законными представителями) по данной теме.

  1. Заключительный.

- Оценка эффективности проведенной работы, с детьми и родителями по данной программе. 

- Публикации методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.

- Определение дальнейших перспектив по данному вопросу.

Предполагаемый результат: 

Заключается в том, что развитие мелкой моторики рук старших дошкольников происходит более эффективно, если использовать игры и упражнения с математическим содержанием (игры с геометрическими фигурами, игры с резинками, игры с пластиковыми крышками и т.д.).

План работы на 2021-2022 учебный год.

Месяц

С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Изучить состояние руки каждого ребенка, его умения и навыки.

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Октябрь

Упражнения с мелкими предметами: «Разложи   пуговицы   (бусы)   по   цвету,   размеру,   форме»,

«Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме),

«Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры»

Графические задания:

«Помоги гусеничкам проползти по дорожкам, не выходя за края»;

«Проведи линию не отрывая карандаш от бумаги»

«Обведи линии, не отрывая карандаш от бумаги»

«Заштрихуй пирамидку»

Консультация «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраст

 

Консультация для педагогов «Что такое мелкая моторика

и почему так

важно ее развивать?»

Ноябрь

Пальчиковые игры и упражнения:

«Замок» «Помощники» «Прогулка» «Приготовили обед» «Дружная семейка» «Как живёшь?».

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Участие родителей в изготовлении

Графического куба.

Семинар-практикум для воспитателей

«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Декабрь

Заучивание потешек сопровождающих

пальчиковые игры:

«Пять веселых

поросят», «Семья»,

«Капуста» и др.

Игры с мозаикой: «Разложи по цвету»,

«Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы».

Консультация

«Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

Январь

Игры и упражнения со счетными палочками (с использованием плоскостных изображений): «Дорожка для машины», «Заборчик»,

«Солнечные лучики», «Ежик».

 Игры и упражнения со счетными палочками (с   использованием   схем): «Достань палочки из коробки», «Разложи по   цвету»,   «Выложи   фигуру   по   образцу»,

«Придумай узор», «Выложи цифры, буквы», «Колодец» «Выложи дом из цветных геометрических фигур».

Мастер-класс: «Использование природного материала в работе с детьми дома».

Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста через математические игры»

Февраль

Игры и упражнения с предметами быта, природного материала:

(орехи, фасоль, крупа,

мука, прищепки,

пластиковые

крышки, бумага).

Пополнение

развивающей среды

в группе

материалами по

развитию мелкой

моторики рук у детей.

Март

Графические задания  (рисование по клеточкам):

«Обведи пунктирные линии, «Раскрась картинку»,

«Обведи пунктирные линии и заштрихуй парашюты по образцу»,

«Дорисуй улиток так, чтобы они стали одинаковыми».

Родительское собрания «Развиваем мелкую моторику рук»

Памятки о

проведение игр

и упражнений для

развития мелкой

моторики у

детей.

Апрель

Узоры из ниток: выкладывание узоров и геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.

Открытое занятие «Путешествие в страну Пальчиковых игр»

Май

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Отчет о проделанной

работе, выступление

на  итоговом родительском

собрании.

Вывод

Таким образом, первым этапом в развитии умственных способностей человека становится мелкая моторика кистей рук. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными, так как развитие мелкой моторики кистей рук связано с развитием нервной системы, зрением, вниманием, памятью и восприятием. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение рук, находятся рядом, что вызывает прямую зависимость уровня развития речи детей от степени сформированности тонких движений, которые являются важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом.

Следовательно, использование игр и упражнения с математическим содержанием, способствует более эффективному развитию мелкой моторики кистей рук старших дошкольников. А достаточный уровень развития мелкой моторики кистей рук является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению.

                                           СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1.         Афонина Н., Массаж карандашом : Приемы для развития мелкой моторики рук / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2019. – С. 26–31.
  2. Бачина О.В., Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет : практ. пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  3. Белая А.Е., «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики». / Белая А.Е. - 2005. - с. 25-30.
  4. Косинова Е. М., Новые подходы к построению системы упражнений по развитию сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук : (с использованием пальчиковой гимнастики) / Е. М. Косинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – С. 59–65.
  5. Ляменкова Е. М., Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е. М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. – 2018.– С. 116–121.
  6. Медова Н. А., Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром / Н. А. Медова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – С. 18–21.
  7. Нартова И., Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2015. – С. 83–86.
  8. Ильинова Л. Д., Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / Л. Д. Ильинова.— Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 72-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности

Эта статья о том, как ведется работа по развитию мелкой моторики рук в продуктивных видах деятельности....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством стола-планшета для рисования песком"

В разработке содержится план работы,список музыкальных произведений,текст упражнений,консультация для родителей....

«Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования».

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме....

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Вопрос развития мелкой моторики детей стоит ...

Перспективное планирование дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики у старших дошкольников

Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие за управление пальцами и речевую функцию, находятся рядом друг с...