ПРОЕКТ В КУБЕ
проект (подготовительная группа)

Некрасова Елена Викторовна

Проектное методическое дополнение проектной деятельности в дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПРОЕКТ В КУБЕ429 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Теремок» р.п. Степное

Советского района Саратовской области

 Некрасова Елена Викторовна

 Воспитатель высшей квалификационной категории

Педагогический стаж – 20 лет

   ПРОЕКТ В КУБЕ

      ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность работы «Проект в кубе».

Описание педагогической практики:

Какое основное направление Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования? - Равенство возможностей для каждого ребенка! Это и моё направление! Да, я согласна с тем, что все дети талантливые.

Какая основная цель ФГОС дошкольного образования?

- Создать условия для развития способностей каждого ребенка!

УСЛОВИЯ…

Условия создают педагоги! А это значит -  наш профессионализм, наши находки, наши приемы, методы, игры с детьми, исследования, эксперименты… которые помогут дошкольникам стать:

- инициативными и любознательными;

- самостоятельными и воспитанными;

- уверенными в своих силах людьми.

Цель: создание среды (условий) для развития способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать банк дидактического материала для погружения детей в изучаемый материал, который будет осваиваться легко, просто и с интересом;
  2.     Формировать копилку методических приемов;
  3.   Организовать условия для грамотного построения занятия в дошкольном учреждении посредством технологии «Проект в кубе».

2. ПРОТИВОРЕЧИЯ.

С одной стороны, педагоги, методисты постоянно работают над усовершенствованием преподавания и воспитания в дошкольном образовании, но с другой стороны, этот процесс не может быть совершенным и законченным, потому что все течет и все изменяется. Меняются дети, их развитие, изменяется время и требования к воспитанию и обучению детей, а потому и методы, приемы должны совершенствоваться.

С одной стороны, мы воспитатели дошкольного образования не ставим оценок, не проводим контрольных работ, не оцениваем свои результаты посредством государственной аттестации, а с другой стороны, именно дошкольное образование является первой ступенькой обучения и воспитания ребенка, и это теперь уже является законом, политикой российского образования.  

С одной стороны, для российского дошкольного образования разработан федеральный образовательный стандарт, федеральные образовательные программы для того, чтобы дети получали равноценное образование и воспитание на всей территории России, но с другой стороны, одно и то же занятие, проведенное по одному и тому же конспекту, получается совершенно разным. Зависит это от многих причин – от личности воспитателя, от наличия дидактического материала, технических средств, выстраивания структуры занятия и его наполнения. Педагог тратит много времени для того, чтобы сложить идеальный «пазл» отдельных этапов занятия, распределить зоны действия, продумать их наполнение, то есть организовать среду успешности.

С одной стороны, образовательных технологий много, но идеальной технологии нет. Каждый педагог поставлен в условия поиска своей, опираясь на опыт и результативность форм, приемов, методов и технологий великих педагогов.

Мой педагогический стаж – 20 лет. Но это не повод для того, чтобы останавливаться в педагогическом поиске. С одной стороны, данная работа посвящена проектной деятельности, давно разработанной и апробированной, а с другой стороны, проектная деятельность претерпевала изменения во времени.

Автором технологии проектной деятельности является американский ученый Джон Дьюи, который создал ее в 1918 году. Еще ранее появились ростки проектной практической деятельности во внеклассной сфере в 1905 году, которую предложил российский педагог Станислав Теофилович Шацкий, ярким сторонником практического проекта был Антон Семенович Макаренко.

Однако профессор Евгения Семеновна Полат считает, что совершенства в проектной деятельности нет.  Проект – это способ движения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приемов, действий воспитанников в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некого конечного продукта.

Я согласна с Евгенией Семеновной, а потому посмела внести свой вклад в развитие дидактического материала при создании проектной деятельности через детальную разработку.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ПРОЕКТ В КУБЕ.

Свое проектное методическое дополнение проектной деятельности в дошкольном образовании назвала «Проект в кубе».

Что общего между проектом и кубом?

В слове «ПРОЕКТ» –6 букв, у куба –6 граней.

Считаю, что в слове «проект» зашифрованы этапы любого занятия с детьми.

П – проблема, которую предстоит решить ребятам на этапе вводной части;

Р – раскрытие темы – это основная часть занятия;

О – обобщение полученных знаний- это обязательный этап основной части занятия;

Е – Есть доказательство! Есть идея!  или «Если, то…». Дети должны с детского сада открывать, создавать, пере открывать. Функциональная грамотность – это необходимость сегодняшнего дня.

Именно на этом этапе создаются условия для развития у детей функциональной грамотности. Детям предлагают отправиться в путешествие на воздушном шаре, или провести эксперимент и сделать выводы, создать свою сказку, выдвинуть гипотезу…

К – креативная творческая работа. Каждое занятие – это событие на котором ребенок создает свой собственный продукт: рисунок, поделку, игрушку, произведение…

Т – точка занятия – это заключительная часть занятия. Мы, взрослые, привыкли к термину «рефлексия». Рефлексия – это латинский термин. Не пора ли перейти на русский язык? В заключительной части важно поставить точку, провести умозаключение, сделать выводы, оценить работу. Это важно сделать и детям, и воспитателю.

3. 1.  Первый этап занятия -  вводная часть. ПРОБЛЕМА.

С чего начинается занятие?

Каждый воспитатель решает сам. Именно начало занятия задает тон всему событию. Важно найти верное решение.

Для этого был создан первый дидактический куб, грани которого выполнены из фетра различного цвета, 6 граней – шесть основных цветов, что позволяет вести сенсорное обучение.

Фетр – это материал, который позволяет ребенку осуществлять мыслительные операции, логическое погружение в изучаемую тему.

 Именно такой подход помогает детям сделать собственный выбор.

На гранях куба располагаются цифры – 1,2,3, 4,5,6.

Детям предлагается бросить мягкий кубик, популярный источник случайности в настольных играх, выбрать прием для начала занятия.

На гранях куба находятся следующие варианты приемов, обозначенные символами- логотипами:

  • загадки и ребусы;
  • пословицы;
  • музыкальные и шумовые задачки;
  • литературные заморочки;
  • иллюстрационные лабиринты;
  •  логические цепочки;
  • …..

Внутренняя часть куба содержит предметы, ориентированные на новую тему. Например, если тема «Семья» - это ромашка, семейный альбом, дом, фотография, семейный герб….

Вывод:

  • дети делают свой выбор начала занятия, чувствуют себя субъектами события с первых минут занятия;
  • для воспитателя – это вариант глубокого осознания темы, вариант разнообразия, возможность погружения в тему, пополнение методического материала;
  • данный подход позволяет воспитателю занятие с другой группой детей начать иначе, ведь у него шкатулка из 6 вариантов;
  • у воспитателя есть возможность поделиться шкатулкой разнообразия начала занятия с молодым педагогом;
  • педагог имеет возможность накапливать новинки по данной теме, дополняя конверты каждой грани куба новым материалом.

3. 2.  Второй этап занятия -  основная часть. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ.

После определения темы занятия, необходимо создать условия для ее раскрытия.

На помощь приходит следующий куб, грани которого магнитные. И это следующая зона действия детей.

Например, на первой грани куба размещены картинки животных. Дети получают задания:

  • Кто это?
  • Что их объединяет?
  • На какие группы можно поделить (по месту обитания, по питанию…)?
  • Кто самый большой?
  • Кто самый маленький?
  • Создайте пару – мама и детеныш;
  • …..

Следующая грань куба – следующие задания по теме.

Внутри куба располагается мнемотаблица, плакат с изложением новой темы, кроссенс…, которые предлагают иные варианты раскрытия темы.

Вывод:

Данный подход к раскрытию темы обеспечивает детям:

  • смену действия;
  • глубокое погружение в тему;
  • мобильность и смену материала;
  • поступок и действия каждого ребенка;
  • вариативность раскрытия темы занятия;
  • логическое выстраивание нового материала….

Воспитателю данный подход к раскрытию темы позволяет:

  • всесторонне подойти к изучаемому материалу;
  • использовать данный материал для любой изучаемой темы;
  • разнообразить раскрытие темы;
  • формировать банк инновационных приемов, форм и методов.

3. 3.  Третий этап занятия -  основная часть. ОБОБЩЕНИЕ.

«Повторение – мать учения – народная мудрость».

Важно данный этап не потерять.

Этому помогает третий «куб- матрешка», внутри которого находится еще 2-3 куба или 4… Сколько кубов находится внутри заготовленного куба, будет зависеть лишь от того, сколько интересных задач, вопросов, игр, ситуаций подготовит воспитатель для обобщения изученного материала.

Почему называется «кубом-матрешкой»?

Потому, что принцип действия похож на данную игрушку, когда снимается крышка с первого куба, четыре грани его рассыпаются, и появляется следующий куб с вопросом…

Вывод:

Для детей работа с «кубом-матрешкой» дает возможность:

  •  создать ситуацию успеха, любопытства;
  •  глубоко погрузиться в тему;
  •  интересно закрепить материал.

Педагогу дает возможность:

  •  создать еще одну зону действия для детей;
  •  варьировать количество заданий для закрепления;
  •  вызывать мотивацию для закрепления изученного материала.

3. 4.  Четвертый этап занятия -  основная часть. ЕСТЬ ИДЕЯ! ЕСЛИ, ТО…

Обучение на всех уровнях детского развития должно быть ориентировано на практическую деятельность, на решение реальных задач.

Именно для этого создана следующая зона действия на занятии. Помощником служит куб «Есть идея!». Этот куб имеет большие размеры и является площадкой для путешествия на:

  • воздушном шаре;
  • автобусе;
  • самолете;
  •  …

Данная площадка может быть:

  • лабораторией;
  • театром;
  • кинозалом;
  • местом уединения;
  • галереей;
  •  …

    Каждая внешняя грань для педагога может стать демонстрационным экраном выполненных детьми работ, иллюстраций картин известных художников, ширмой для показа кукольного театра..

    На данном этапе дети работают в группе, в команде, индивидуально.

Вывод:

  • Именно на данном этапе воспитатель  проявляет фантазию, опыт, мастерство для того, чтобы на практике закрепить материал в парах и группе, индивидуально и дифференцированно, довести его до уровня применения на практике.
  • Для дошкольников этот этап является увлекательным приключением с серьезными умозаключениями.

3. 5.  Пятый этап занятия -  основная часть. КРЕАТИВНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ.

Следующая зона действия – создание продукта по изучаемой теме.

Грани пятого куба являются инструкцией по изготовлению продукта, демонстрационным полотном педагога.

Внутренняя часть куба содержит необходимые инструменты для его создания продукта – технологические карты и схемы, образцы работ….

Вывод:

Дети получают:

  • четкие инструкции не только словесные, но и наглядные;
  • возможность выполнять задания, учитывая свои индивидуальные возможности – кто-то делает быстрее, кто-то медленнее, перед глазами ребенка остается образец последовательности выполнения продукта, размещенный на гранях куба;

Педагог имеет возможность:

  • четко инструктировать детей;
  • учитывать индивидуальные способности ребенка;

3. 6.  Шестой этап занятия -  окончание занятия. ТОЧКА – РАЗМЫШЛЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ).

 «Конец-всему делу венец», - гласит народная мудрость!

Важно подводить итоги занятия не только детям, но и педагогу.

Шестой помощник – «куб-точка» создает условия для:

  •  подведения итогов занятия;
  • его эмоционального завершения;
  • фиксации результативности занятия;
  • анализа созданного продукта.

Грани «куба-точка» это кармашки, в которые вкладываются смайлики, тучки, солнышки, логотипы-картинки эмоционального подведения итогов занятия.

Более важным являются детские умозаключения по изучаемой теме в формате:

  • синквейна – 6 граней – 6 заданий;
  • коллажа;
  • игры «Да - нет»;
  • …..

4. Заключение.

Куб позволяет использовать внешние и внутренние стороны. Кроме того, куб – это емкие кладовые, которые заставляют педагога фантазировать и использовать их на каждом этапе занятия так, как Вы этого захотите.  В кубе находятся необходимые предметы для каждого этапа, что позволяет бережно хранить дидактический материал, эффективно использовать малые площади комнаты, в которой занимаются дети.

Слово «Проект» помогает воспитателю, даже начинающему, не заблудиться в этапах занятия.

 «Я никогда не учу своих детей. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться», - как точно сказал Альберт Эйнштейн.

Проект позволяет создать эти условия!

Выводы:

Данный подход построения занятия позволяет детям решить проблемы:

  1. социально-коммуникативного развития;
  2. познавательного развития;
  3. речевого развития;
  4. художественно-эстетического развития;
  5. физического развития;
  6. индивидуального развития.

Данный подход построения занятия позволяет педагогам решить проблемы:

  1. разнообразия деятельности детей на занятии;
  2. реализации ФГОС;
  3. реализации ФОП;
  4. создания банка дидактического материала;
  5. затраты времени на подготовку к занятию;
  6. четко структурировать занятия;
  7. быть заинтересованным в изучении инновационных форм, приемов и методов;
  8. поднимать на новую ступеньку каждого ребенка;
  9. быть наставником у молодых педагогов.

Данный проект имеет положительные результаты. Он состоит из 5 этапов.

1 этап «Анализ» прошел 2года назад, на данном этапе произошло:

  • выявление затруднений;
  • поиск решения проблемы;

2 этап «Проектирование» - 2 года назад

  • определена тема, цель и задачи проекта;
  • выбраны методы выхода из проблемных зон;
  • разработаны приёмы и доведены до уровня практического применения;
  • созданы методические дидактические материалы.

3 этап «Апробация»

  • созданный методический материал апробировался на протяжении 2021 – 2023 годов.

4 этап «Рефлексия»

Результаты проделанной работы на данный момент:

  • повысилась мотивация к познанию;
  • расходуется меньше времени для подготовки занятия;
  • уделяется больше времени практическим работам;
  • повышается результативность;
  • повысился интерес;

5 этап «Распространение опыта»  

Считаю данный опыт положительным, есть потребность поделиться им, поэтому:

- принимала участие в профессиональных конкурсах;

- есть публикации данных методических материалов;

- были проведены открытые занятия;

- выступала на педагогических инновационных площадках, заседаниях ТГПР.

Тип проекта: методический.

Сроки реализации: долгосрочный.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Степень реализации проекта на момент подачи: распространение опыта.

           Список литературы:

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
  2. Полат Е.С.  Виды проектов М.: Академия, 2007. – 272 с.

3. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

5. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

 

Подробнее с моей педагогической практикой можно познакомиться здесь

https://teremoc.ucoz.ru/Minaeva/qr-code.gif

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование логопедического куба на занятиях по коррекции звукопроизношения.

В данной презентации изложен материал по теме:" Использование логопедического куба на  занятиях учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения"....

Творческий проект «Город речевых кубов»

Проблема развитие речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшей предпосылкой совершенствования речево...

Игра "Логопедические кубы".

Цель:формирование правильного произношения;формирование грамматически правильной речи;развитие связной речи;подготовка к обучению грамоте.Задачи:закрепление произношения звуков;согласование прилагател...

ФЭМП "Знакомство с кубом"

ФЭМП. Конспект по математике. Эксперементирование...

Творческий проект «Город речевых кубов»

Развитие всех сторон речи, психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, общей и мелкой моторики рук....

Творческой проект «Город речевых кубов»

Для реализации принципов и подходов к образовательной деятельности ФГОС дает возможность использовать, апробировать, искать новые методы и приемы, которые будут способствовать реализации целей и задач...