Творческой проект «Город речевых кубов»
проект по логопедии

Для реализации принципов и подходов к образовательной деятельности ФГОС дает возможность использовать, апробировать, искать новые методы и приемы, которые будут способствовать реализации целей и задач, лежащих в основе образовательных программа, в т.ч. адаптированных. Педагог постоянно находится в поиске технологий, способствующих решению этих задач, которые ставит перед нами современное дошкольное образование. Сегодня мне бы хотелось остановиться на методе проекта в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Метод проекта даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет реализовать преемственность.Метод проекта как один из методов интегрированного обучения, основывается на интересах детей. Он предполагает самостоятельную активность дошкольников. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

Работая по проектной деятельности, я пришла к выводу, что развитию личности ребенка способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления.

Разрабатывая творческий проект я ставила перед собой конкретную цель и задачи:

Цель проекта: развитие всех сторон речи, психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, а так же общей и мелкой моторики рук.

Достижение поставленной цели возможно, через решение следующих задач:

Задачи проекта:

  • создание  условий, побуждающих детей активно участвовать в образовательной деятельности; (развитие инициативности, создание мотивации к речевой деятельности с одновременным обогащение словаря)
  • повышение уровня развития звуковой и лексико-грамматической сторон речи у детей дошкольного возраста через использование дидактического пособия.

Вид проекта: комплексный

Тип проекта: среднесрочный (5 месяцев)

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный:

  • определение темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • изучение научно-практической литературы по данной проблеме;
  • создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление игрового пособия; подбор упражнений и игр для развития звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, развития словаря.

II. Основной:

1. Содержание деятельности учителя-логопеда:

  • проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития звукового, лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;
  • составление методических разработок коррекционных занятий с использованием данного пособия;
  • проведение коррекционно-развивающих игр с использованием пособия «Речевые кубы»;
  • проведение мастер класса с учителями-логопедами с целью обучения их практическим навыкам работы с игровым пособием «Речевые кубы».

2. Содержание деятельности детей:

  • участие в НОД по развитию звукового и лексического строя речи;
  • самоконтроль на логопедических занятиях и в повседневной жизни.

III. Заключительный:

  • проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно-развивающей работы;
  • подведение итогов реализации проекта;
  • презентация проекта.

Участники проекта:

  • логопед;
  • дети логопедической группы;
  • воспитатели.

Проект реализуется через игровую форму.

Обучая навыкам связной речи и побуждая к ней ребенка, логопеду приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. В преодолении речевых нарушений  нашим верным помощником является игра. Именно в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игровые действия включат в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, вовлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями в решении задач, поставленных в игровой форме. В результате возникшего интереса дети решают игровые задачи, находят лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями и все это выражать словами, а скучные и малоинтересные упражнения превращаются в увлекательное занятие. Использование игр в условиях логопедической работы позволяют снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.

Пособие «Город речевых кубов»представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, ткань). На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей словарного запаса по данной лексической теме, лексико-грамматического строя речи и связной речи, а также развитию артикуляционных умений и навыков. Либо на каждой грани куба имеются   прозрачные карманы, предназначенные для сменного речевого материала. Картинки и схемы меняются по мере усвоения речевого материала. На сегодняшний день у меня создана картотека по различным лексическим темам: в ней представлена классификация слов -предметов, слов-признаков, слов-действий.

Основные  приемы в работе с «Речевыми кубами» являются: образец, объяснение, повторение, пример правильной речи ребенка, употребление сопряженной речи (за ней отраженной), исправление, подсказка и др. Именно при повторении помогают наглядные модели – как подсказки для детей. Карточки-символы составляют основу пособия. Вращая куб, дети могут выбрать игру-упражнение по желанию. 

В речевые игры наглядные модели включаются постепенно. Детям дается понятие: слово-предмет, слово-действие, слово-признак. Вводятся карточки-символы для определения словоизменения существительных. Дети слушают логопеда, он голосом подчеркивает окончание (суффикс, или приставку), и сравнивает вновь образованную форму слова с начальной. Далее, в игровой форме тренируется однословный ответ с утрированным произношением и т.д. Включаются наглядные модели для игр: «Угадай для кого эта вещь» (словоизменение: прилаг. в сочетании с сущ. по родам), «Маленькое - огромное» (словоизменение: сущ. или прилаг. при помощи суфф.), «Путешествие на машине» (словоизменение: преобразование действия при помощи приставочных гл.) и др.

Речевые игры-упражнения, на основе наглядного моделирования, проводятся с последующим усложнением: сначала отрабатываются отдельные слова при помощи предметов, предметных картинок, на основе наглядных карточек-символов; постепенно усложняются грамматические формы на уровне словосочетания, предложения с добавлением 2-3 наглядных моделей для согласования разных частей речи в роде, числе, падеже, принадлежности времени глаголов и т.д.; речевые игры-упражнения могут иметь в основе опорные таблицы для составления описательного рассказа, рассказа, пересказа

Работа с «Речевыми кубами» проводится в процессе:

  • фронтальной НОД;

Дети имеют возможность опираться в своих высказываниях на карточки-символы и картинки, зрительные опоры напоминают правильный ответ - это помогает детям строить свое речевое высказывание. И сейчас мы с вами попробуем это сделать.

  • индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

Коррекция звукопроизношения - одна из важнейших задач работы логопеда. Необходимость именно комплексного подхода к коррекции звукопроизношения назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воз­действия дает слишком медленную положительную динамику. В своей работе я убедилась в необходимости использования комплекса приемов и методов для успешной коррекциии речевые кубы помогли достигнуть поставленной цели в более короткие сроки и на более высоком уровне.

  • совместной деятельности взрослого и ребенка;

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей.  Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией.Лексическая тема, которую отрабатывает на своей образовательной деятельности логопед, находит продолжение в деятельности воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне занятий с помощью речевых кубов.

  • в самостоятельной деятельности детей;

Самостоятельно дети играют с кубиками в свободное время, закрепляя материал, отработанный ранее с учителем-логопедом. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба. Помимо речевых задач решают кубы  и другие, например коммуникативные: учатся общаться в паре и подгруппой, творческие: помимо задания которые придумал педагог дети могут придумывать и реализовывать собственные задания: дети сами могут придумывать задания и рисовать карточки друг для друга.

Данное пособие можно использовать в работе с детьми от трех до семи лет. С трехлетнего возраста куб может нести в себе пропедевтическую функцию: выполнение артикуляционных упражнений или как элемент физкультминутки в целях профилактики (для предотвращения неправильной постановки звуков речи).

Пособие  многофункционально и вариативно. Каждый кубик можно использовать как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога.

Использование  «Речевых кубов» в практике позволяют достичь успехов в развитии экспрессивной и импрессивной стороны речи детей, побуждая к активному участию каждого ребенка. У них обогащается словарный запас, закрепляются навыки словообразования и словоизменения, умение использовать в речи различные конструкции предложений, связно, последовательно составлять рассказы, пересказывать текст. Данное пособие создаёт оптимальные условия, в которых каждый ребёнок  может получить возможность самостоятельно действовать, приобретая собственный опыт речевой активности.

Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и социально-коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_gorod_rechevyh_kubov.docx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Город речевых кубов»

Проблема развитие речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшей предпосылкой совершенствования речево...

Исследовательский творческий проект "Город, в котором я живу".

Исследовательский творческий проект "Город, в котором я живу"....

Межгрупповой познавательно-творческий проект «Город математики»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы воспитатели группы.Продолжительность проекта: краткосрочный Актуальность темы: Известно что с самого рождения ребенок является первоот...

Муниципальный Лего-фестиваль. Творческий проект «Город моей мечты»

Цель проекта: формирование интереса к конструктивной деятельности....

Творческий проект «Город речевых кубов»

Развитие всех сторон речи, психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, общей и мелкой моторики рук....

Познавательно – творческий проект «Город ремёсел»

Познавательно – творческий проект «Город ремёсел» Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна ( первая квалификационная категория)Цели и задачи : 1. Формировать эмоционально окрашенн...