Опыт работы «Мир в коробке» использование дидактической системы в формировании навыков учебной деятельности у дошкольников.
материал (младшая группа)

Паклова Анастасия Викторовна

 Одной из задач познавательного развития для детей дошкольного возраста в ФОП является формирование представления детей о сенсорных эталонах цвета, формы, величины в разных видах деятельности.

Современные требования к развивающему обучению диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом, который, применяю в своей работе «Мир в коробке» использование дидактической системы в формировании навыков учебной деятельности у дошкольников.

2 слайд

«Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»
Я.А. Коменский.

 Одной из задач познавательного развития для детей дошкольного возраста в ФОП является формирование представления детей о сенсорных эталонах цвета, формы, величины в разных видах деятельности.

Современные требования к развивающему обучению диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

3 слайд

«Дары Фребеля» - познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям.

Он был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля».

Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

4 слайд

Дары Фрёбеля — это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Наборы используются сразу, как один большой конструктор/мозаика. Порядок обучения, который Фридрих Фребель обозначил номерами. Три игры Фребеля: формы жизни — создаем объекты из жизни ребенка. Формы знаний — создаем геометрические формы и открываем ребенку научные термины. Формы красоты — создаем узоры и симметричные рисунки.

5 слайд

Первый дар Фрёбеля (набор цветных мячиков различных цветов). В играх «Рассели жильцов в домики» и игровые упражнениях мячик спит, катиться с горы и по тропинки. Происходит знакомство с цветами, первичным пониманием формы, развитие пространственного мышления, мелкой моторики. Ребенок начинает различать шары по их уникальному качеству — цвету. С помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения

6 слайд

Второй дар Фребеля (набор из шара, цилиндра и кубика). Здесь мы знакомим с формами и свойствами предметов, развиваем исследовательские навыки. Используйте фигуры для представления вещей из жизни ребенка. Сфера — апельсин, цилиндр — детская бутылка или колесо, куб — это дом и т. д. Уложите части по-разному, например, цилиндр на кубе и сверху сфера создают человека. Стройте из фигур, покрутите сферу и цилиндр. Разделите тела, называя геометрические фигуры. Сортируйте их. Создавайте узоры и рисунки путем вращения твердых тел. Ребенок обнаружит, что, вращая одно тело, увидит форму другого.

7 слайд

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы).

Эти фигуры используются как конструктор для построек. Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами квадрат и треугольник, получают представление о целом и его частях. Происходит развитие пространственного мышления.

Последние два дара дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

8 слайд

Седьмой дар Фрёбеля (набор плоских дощечек, содержит 8 геометрических форм. Демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию.

С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Формы можно комбинировать для создания множества геометрических форм, — шестиугольник, трапеция, ромба. Но пока воспитанники на начальном этапе образовательной деятельности, мы этот дар проиграли по-своему. Один из вариантов игр с формой красоты вы видите на слайде.

Игра «Одень дерево» Формируем у детей представления об особенностях каждого из четырех времен года.  Осенью все листики становятся разноцветными и нам нужно «одеть» деревья в осенние наряды. А зимой на деревьях лежат снежные шапки, весной природа просыпается и появляться зеленые листочки, летом поспевают плоды у нас это были яблоки. В этой игре, дети учатся видеть и называть форму и цвет, накладывать фигуры на изображения деревьев, соблюдая различные части, грани, но, и, видя, предмет в целом.

9 слайд

Восьмой дар Фрёбеля (деревянные палочки) демонстрирует линию и вводит понятие длины. Разноцветные палочки применяются в математических занятиях. Могут является счетным материалом или своеобразной логической игрой, где нужно составить из несколько коротких палочек - одну длинную. В ходе игры дети дополнительно развивают мелкую моторику, цветовое восприятие и логику.

Игра «Разноцветные домики» учить сравнивать длину различных линий. Развивать воображение и творческие способности.

Ребенок выкладывает основу длинными палочками. А затем - использует короткие, чтобы нарисовать окна, двери и трубу. Можно предложить конкурс на самый креативный и заполненный деталями домик.

10 слайд

Девятый дар Фрёбеля (кольца и полукольца) представляет идею кривой и предназначены для творческого рисования. Дети выкладывают фигуры и создают интересные рисунки. Видят различия между разными формами, размерами и цветами предметов. Проявляется сообразительность и креативность в решении головоломок.

Игры «Выложи круг», «Повтори рисунок», «Нарисуй солнышко» особо запомнились детям.

 11 слайд

Десятый дар Фрёбеля (мелкие разноцветные фишки) демонстрирует, что линия состоит из точек. Благодаря этому Дару ребенок: сортирует и упорядочивает фигуры по цвету и форме. Можно применять разными способами: например, как материал для математических примеров. Либо для создания точечных рисунков и постройки башни. Тем самым развивают мелкую моторику и чувство равновесия.

12 слайд

Одиннадцатый дар Фрёбеля (цветные тела) с этим Даром ребёнок: развивает сенсорные навыки, изучает различные геометрические формы, развивает умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.

Игра «Бусы» развитие мелкой моторики и навык нанизывания.

Дети с удовольствием вдевали шнурок в отверстие бусины, наряжая кукол к весеннему празднику.

Игра «Повтори последовательность»

Педагог собирает на шнурке определенную последовательность бусин и предлагает повторить. Теперь ребенок не только вдевает, но и обращает внимание на форму и цвет предмета. Чтобы усложнить задачу, можно просить указывать цвет и геометрическую фигуру.

13 слайд  

Двенадцатый дар Фрёбеля. Это необычная мозаика, где рисунок выкладывается не фигурами, а протянутыми между ними шнурками. Можно использовать как дидактическую игру где воспитаннику предстоит решить трудную головоломку. Либо как творческий инвентарь, на котором они создают рисунок.

Игра «Протяни шнурок»

Педагог выкладывает на игровой доске несколько фишек и предлагает провести между ними шнурок. Ребенок должен закрепить веревочку и обойти все фишки по одному разу.

Игра «Повтори - ка» Развиваем наблюдательность и внимательность. На доске создается простой рисунок: например, домик, цветок или животное. Затем предлагается его отгадать и повторить картинку. Конечно, ребенок может только повторить линии.

Благодаря этому дару ребёнок изучает комбинацию форм и цветов, подготавливает руки к рисованию, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу.

14 слайд

Тринадцатый, Четырнадцатый дар Фрёбеля (башенки, треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр, арки и цифры) ребёнок: закрепляет названия геометрических фигур, конструирует, развивает речевые способности и игровую деятельность;

15слайд

На основании педагогической системы Фребеля разработаны многие дошкольные пособия: кубики Никитина, палочки Кьюзенера, Ментессори и блоки Дьенеша. Нас заинтересовали блоки Дьенеша и мы реализовали проект «Волшебный мир логики» с детьми мл группы.

 Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития.

Материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом - красные, желтые, синие;

3. размером-большие и маленькие;

4. толщиной-толстые и тонкие.

15слайд

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

16слайд

Новизна проекта в том, что он соединяет два компонента: сюжетную игру и логические задачи.

Для начала познакомила детей с блоками. Выложила перед ними набор и дала вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их.

Затем мы стали использовать блоки в совместной образовательной деятельности, а потом и в самостоятельной.

17слайд

Д/и: «Помоги собрать ягоды куклам»

Учились различать их по одному из признаков – размеру большие и маленькие.

Д/и: «Цветочные клумбы для куклы Сони»

Рассадили цветы по клумбам и уже учились различать по другому признаку – цвету.

Д/и «Заселим домики»

Так же развивает умение группировать фигуры по цвету, через двигательную активность детей заселили жильцов в цветные домики.

18слайд

Д/и: «Угощение для зверят»

В этой игре развивали умение группировать фигуры по их форме. Мишке нужно было разложить печенье по тарелке, а он забыл какое из этих печенье круглое, квадратное и треугольное. Ребята с большим желанием угостили зверей.

Д/и: «Дорожка»

Здесь ребята строили мишке дорогу так, чтобы рядом не было фигур одинаковой величины.

Играя в данное пособие можно использовать разные варианты игр «Найди все фигуры, как эта», «Найди синие фигуры», «Назови, какая эта фигура», «Третий лишний»

Эти игры развивают умение выявлять в предметах от одного до 4-х свойств, называть и сравнивать их.

В своей работе с детьми использую всеми любимою игру «Чудесный мешочек» и предлагаю детям «найти на ощупь все фигуры круглые или треугольные.

18слайд

В красочных альбомах «Сделай картинку», «Лепим нелепицы», «На что похоже». Развиваем умения составлять силуэт по схематическому изображению, формируем логические операции анализ и синтез. Воспитанники познают внешние свойства предметов в их совокупности, могут упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному замыслу.

 Таким образом, используя эти игровые пособия дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, и осваивают те сложные знания, которые давались бы тяжело в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Дидактические игры для формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников

В материале представлен комплекс игр для детей дошкольного возраста по формированию пространственного ориентирования....

« Использование дидактических игр для формирования навыков безопасного поведения дошкольников»

laquo; Использование дидактических игр для формирования навыков безопасного поведения дошкольников»...

Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольниковПотапенко Мария Николаевна, Воспитатель ГБДОУ детский сад №51Василеостровского района Санкт-ПетербургаВ ходе многоч...