Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Потапенко Мария Николаевна

Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Потапенко Мария Николаевна,

Воспитатель ГБДОУ детский сад №51

Василеостровского района Санкт-Петербурга

В ходе многочисленных исследований было доказано, что практическая и игровая деятельность является наиболее продуктивной. Игра является одним из самых доступных видов деятельности для детей. Если ребенок заинтересовался игрой, то ему будет легче справиться с поставленной перед ним задачей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_irg.2.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Потапенко Мария Николаевна,

Воспитатель ГБДОУ детский сад №51

Василеостровского района Санкт-Петербурга

В ходе многочисленных исследований было доказано, что практическая и игровая деятельность является наиболее продуктивной. Игра является одним из самых доступных видов деятельности для детей. Если ребенок заинтересовался игрой, то ему будет легче справиться с поставленной перед ним задачей.

В старшем дошкольном возрасте происходит расширение кругозора человека, что позволяет ему выстраивать свое мировоззрение в соответствии с существующей системой. В основе «открытия» мира взрослых лежит не только их деятельность, но и то, как они взаимодействуют друг с другом. В ролевых играх ребенок принимает участие в общественных взаимоотношениях взрослых, приобретает общественный смысл своей деятельности. Если ребенок ставит себя на место взрослого, то у него возникает эмоциональная связь со взрослыми. Игра – это деятельность, непосредственно связанная с жизненными потребностями ребенка. Все это приводит к тому, что человек начинает осознавать свое ограниченное место во взаимоотношениях со взрослыми. Игра является одним из самых доступных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Яркая особенность игры заключается в том, что она направлена не на результат, а на процесс.

Именно в игре дошкольников устанавливаются сложные взаимоотношения с распределением обязанностей между собой. Таким образом, у детей вырабатывается привычка к совместной деятельности, комфортной работе в коллективе. Важно отметить, что дидактические игры в старшем дошкольном возрасте имеют четко сформулированные правила и подчиняются им. Методика игрового обучения в дошкольном возрасте направлена на то, чтобы ребенок мог самостоятельно определить свои цели и мотивы поведения.

Конечно, ребенок участвует в игре не для выполнения обучающей задачи, а потому что ему предоставлена возможность выполнить игровые действия, проявить активность, добиться результата, выиграть. Но если ребенок не овладел необходимыми знаниями, умственными операциями, которые определены дидактической задачей, он не сможет добиться результата – выиграть, что побуждает быть внимательным, сравнивать, классифицировать, запоминать, уточнять свои знания Таким образом, это непреднамеренное обучение – авто дидактизм позволяет дошкольнику комфортно овладевать знаниями, умениями и навыками.
В старшем дошкольном возрасте на первое место выходят игровые действия, которые способствуют развитию наблюдательности и внимательности. Воспитатель ставит перед детьми такие задачи, при которых они должны быть справедливыми и честными. Не стоит забывать и о дидактических задачах, которые должны быть сформулированы педагогом. Достигается это за счет развития самостоятельности и инициативы детей, а также стимуляции их познавательной деятельности. Воспитатель следит за дружелюбием и доброжелательностью детей, направляя их внимание к тому или иному предмету/явлению.

В старшем дошкольном возрасте дети уже готовы к самостоятельному анализу, обобщению. Некоторые игры предполагают контроль со стороны сверстников за их действиями и решениями Воспитатель может помочь сделать правильный выбор, предупредить или нейтрализовать ссоры. Организационными формами игровой деятельности являются: одиночная, парная, коллективная и массовая. В процессе воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте большое значение имеет групповая, коллективная деятельность. Если в группе есть дети, не умеющие и не желающие играть, то это приводит к снижению познавательной активности. Это связано с тем, что у детей недостаточно развита речь и мышление. Воспитатель должен постепенно приобщать детей к игровым занятиям, направляя их в нужное русло.

Важность игр для обучения в старших группах детского сада заключается в том, что они способствуют более глубокому осознанию действительности и развитию творческих способностей детей. В игровой форме дети усваивают нравственные нормы и правила поведения, а это очень важно для дальнейшего развития личности.

Игра развивает и углубляет интерес к профессии, способствует формированию мировоззрения. Важным этапом в развитии ребенка является его психическое развитие, а значит и ответственность за него лежит на воспитателе. Работая с дидактическими играми, педагог должен быть заинтересован в результате. Работой педагога становиться не только внедрение дидактических игр в воспитательный процесс, но и грамотное направление этого вида деятельности, правильная подача материала, собственная заинтересованность в результатах этой работы.

Литература

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972. – 126 с.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. – 150 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. – 280 с.
4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997. – 205 с.
5. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. – 286 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями. «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников»

Повышение родительской компетенции в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности. Познакомить родителей с различными играми, развивающими у детей предпосылки учебной деятельности....

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников   В  настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.Подавляющее большинство детей, поступа...

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с нарушениями развития

Возникновение трудностей у дошкольников  во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов.Факторы, влияющие на общее развитие современного ребёнка: дефици...

Опыт работы «Мир в коробке» использование дидактической системы в формировании навыков учебной деятельности у дошкольников.

Одной из задач познавательного развития для детей дошкольного возраста в ФОП является формирование представления детей о сенсорных эталонах цвета, формы, величины в разных видах деятельност...