Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства.
план-конспект занятия (старшая группа)

Прокопьева Наталья Валентиновна

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Мастера народно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1konspekt_od_s_detmi_starshey_gruppy.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»

Конспект

образовательной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию

Воспитатель высшей квалификационной категории Прокопьева Наталья Валентиновна


Тема: «Мы живём в России. Мастера народно-прикладного искусства»

Возрастная группа: старшая группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная ОД.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Цель: воспитывать в детях любовь к своей Родине – России, интерес к народному искусству.

Задачи:

Образовательные и развивающие задачи:

  • закреплять знания детей о народно-прикладном искусстве;
  • группировать предметы по их отличительному признаку;
  • обогатить знания детей о мастерах народно-прикладном искусства и изделиях;
  •  создать работы с помощью украшения юбки дымковской барышни, крышки хохломского столика.

 Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, любовь и интерес к народному искусству;
  • вызвать в них чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.

Словарная работа: активизировать и обобщать словарь: хохлома, мастера, дымковская игрушка, матрёшка, изделие.

Методы и приемы:

  • Беседа.
  • Объяснение, вопросы к детям.
  • Похвала.
  • Анализ, метод контроля.

Оборудование и материалы:

  • иллюстрации с изображением природы России;
  • иллюстрации красивых зданий, храмов;
  • предметы народно-прикладного искусства – матрёшки, дымковские игрушки, хохлома;
  • куклы в национальных костюмах;
  • заготовки дымковской барыни и хохломского столика, элементы дымковской и хохломской росписи, вырезанные из разноцветной бумаги.

Предварительная работа:

  • рассматривание изделий народно-прикладного искусства;
  • организация и проведение русских народных игр, хороводов;
  • работа в уголке книги; подбор книг с изображением героев, одетых в русские национальные костюмы;
  • организация выставки изделий, сделанных русскими мастерами.

Технологическая карта ОД

Часть ОД

Ход НОД

Форма организации

Время

(25 минут)

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Вводный этап

Организационный момент

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе тепло и светло. А светло от наших с вами улыбок. Ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от улыбки становится хорошо и тепло. Поэтому я предлагаю всегда улыбаться друг другу и дарить всем вокруг прекрасное настроение.

Воспитатель вместе с детьми встают в круг.

Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Мячик ты передавай,
Имя друга называй.
Дети передают по кругу мяч называя имя соседа и улыбаются.

Создание хорошего

настроения.

Включение в

образовательную

деятельность.

1,0 мин.

2

Постановка проблемы

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости пришли Таня и Ваня (куклы в национальных костюмах). Они принесли нам разные картинки, давайте их посмотрим.

- Что вы видите?

Педагог показывает иллюстраций с изображением природы России, различные красивые здания и храмы городов России.

Дети: лес, река, море, красивые дома, церкви…

Воспитатель: всё это наша страна, в которой мы живём. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: опишите, какая наша Родина?

Рассматривание иллюстраций.

2,0 мин.

3

Основная часть

Дети: большая, красивая, богатая, сильная…

Воспитатель: и в такой замечательной стране живут очень умные, талантливые люди. Ваня и Таня принесли нам разные предметы, которые сделали народные мастера. Давайте их рассмотрим.

На отдельном столе разложены предметы народно-прикладного творчества.

Воспитатель: послушайте загадки и ответьте, что лежит на столе?

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто я.

Дети: дымковская игрушка.

Воспитатель: как вы догадались?

Дети: игрушка сделана из глины, покрашена в белый цвет, знакомый узор – клетка и кружок в ней.

Воспитатель: покажите дымковские игрушки.

Дети выбирают на столе и показывают, называя дымковские игрушки.

Воспитатель: 

Всё, верно, слушайте следующую загадку:

Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема

Золотая...

 Дети: хохлома.

Воспитатель: почему вы так решили?

Дети: предмет сделан из дерева, покрыт золотой краской, а на золотом фоне яркие красные ягоды. Воспитатель: покажите и назовите изделия хохломы.

Дети выбирают на столе, называют и показывают изделия хохломы.

Воспитатель: правильно, слушайте следующую загадку.

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки?

Дети: матрешки.

Воспитатель: как вы догадались?

Дети: это деревянные куколки, в них интересно можно играть, разложить и будет много куколок, сложить и снова будет одна куколка.

 Воспитатель: покажите, где матрёшки.

Дети выбирают на столе, называют, считают и показывают матрёшек.

Воспитатель: все эти игрушки мастера научились делать давным-давно. Секреты изготовления передавались от мастера к ученику. Ученик становился мастером и передавал свои знания своему ученику. И до сих пор русские мастера изготавливают такие прекрасные предметы.

Воспитатель: а, сейчас давайте, встанем в хоровод. Русские люди очень любили водить хороводы, играть и петь.

Ответы детей.

Совместная работа детей с воспитателем.

Дети рассматривают предметы.

Отгадывают загадки.

Дети отвечают на вопросы, предполагают,

различают и называют предметы, выделяют существенные детали.

Рассказ воспитателя.

10,0 мин.

Динамическая пауза

(хороводная игра)

Ход игры: дети идут по кругу и проговаривают:

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши».

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.

Дети декламируют стихотворение, выполняют движения совместно с воспитателем

1,5 мин.

Воспитатель: молодцы ребята. Все загадки отгадали, отдохнули, поиграли. Посмотрите, Таня и Ваня принесли нам ещё кое-что. Это дымковская барышня, но юбка у неё белая и не очень красивая.

А вот это крышка от хохломского столика. Она золотистого цвета, но никаких узоров на ней нет.

Я предлагаю, побыть нам русскими мастерами. Вам нужно украсить юбку дымковской барышни и крышку хохломского столика. А для этого Таня и Ваня принесли вам разные детали.

Детали (элементы дымковской и хохломской росписи) лежат на большом подносе все вместе.

Нужно разобрать их на две корзинки.

Д/игра: «Разложи детали».

Дети выполняют задание.

Воспитатель: предлагаю вам выбрать, кто будет украшать крышку хохломского столика, а кто юбку дымковской барышни.

Дети выбирают себе заготовки и детали росписи.

Садятся за столы и выполняют аппликацию.

Воспитатель помогает, советует, подсказывает, если ребёнок затрудняется.

Коллективная работа. Дети сравнивают, группируют по отличительным признакам.

Индивидуальная работа.

Совместная работа детей с воспитателем. 

8,5 мин.

Выход из игровой ситуации

Воспитатель: давайте рассмотрим ваши работы. (говорим об ошибках, если они будут допущены, об интересных решениях, оригинальности).

Воспитатель: сегодня ребята, мы с вами поговорили о России, о её талантливых мастерах. Сами попробовали себя в этой роли.

Что вы можете сказать о мастерах? Интересное ли у них занятие?

Дети: мастера очень талантливы, работа у них интересная, трудоёмкая.

Воспитатель: каким нужно быть человеку, чтобы стать мастером?

Дети: трудолюбивым, терпеливым, внимательным.

Воспитатель: правильно, и, конечно, талантливым. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет станет искусным мастером.

Дети: да.

Воспитатель: Какие интересные, необычные работы у вас получились. Вы все молодцы!

Анализ деятельности. Речевое

взаимодействие всех

участников занятия.

2,0 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Украшение пасхальных яиц"

Конспект образовательной деятельности для детей 2-ой младшей группы "Украшение пасхальных яиц". Его целью является знакомство детей с праздником Пасхи и традициями, связанными с росписью пасхальных яи...

Конспект комплексной образовательной деятельности по духовно-нравственному и художественно-творческому воспитанию на тему «Православный храм».

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры. Задачи:Образовательные:Познакомить...

Проектная деятельность "Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрата через тувинскую национальную культуру"

"Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей подготовительной к школе группы"...

Статья "Народно – прикладное декоративное искусство, как часть патриотического воспитания."

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...

Консультация для родителей «Народно-прикладное декоративное искусство в жизни детей»

Материал для ознакомления родителей как помочь детям в домашних условиях пополнить и углубить знания о народных промыслах....

Памятка «Народно прикладное декаротивное искусство»

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков. У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свиде...