Формирование практических умений и навыков ухода за растениями как средство экологического образования дошкольников
методическая разработка

Педагогическая технология "Формирования практических умений и навыков ухода за растениями как средство экологического образования дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование практических умений и навыков ухода за растениями как средство экологического образования дошкольников

Гаин И.В.

 

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

На современном этапе одной из основных задач образования, в соответствии с федеральным законом «Об образование в Российской Федерации» является экологическое образование, которое стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Именно в дошкольный период создаются благоприятные возможности для целостного развития личности ребенка. Говоря о специфике методики экологического образования дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Одним из важных направлений в экологическом образовании дошкольников является своевременное освоение ребенком практических умений и навыков ухода за растениями.

В процессе трудовой деятельности по уходу за растениями дети осознают зависимость состояния растений от качества ухода за ними, знакомятся с морфофункциональными особенностями и потребностями каждого живого организма, учатся эти потребности удовлетворять. Освоение связей и зависимостей между потребностями растений и качеством их удовлетворения делает труд детей более осмысленным и целенаправленным. В результате у детей формируется такое качество личности, как трудолюбие.

Содержание трудовых умений, которым обучаются дошкольники, очень несложно, не требует продолжительного времени для овладения ими. И все же вместе с умениями дети приобретают гораздо большее: у них формируется аккуратность, воспитывается культура труда, появляются навыки его организации, самоконтроль, самооценка.

Последовательность обучения практическим умениям и навыкам выглядит следующим образом: сначала взрослый, обучая, показывает приемы, повторяет показ, выполняет вместе с ребенком, затем помогает совершать их самостоятельно, позже лишь напоминает и, убедившись, что ребенок овладел навыком, «переводит» их в число обязательных для выполнения.

Работа по формированию у дошкольников практических умений и навыков ухода за растениями   педагогами МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек» проводится непрерывно, систематически.

Улучшить процесс экологического образования детей позволила разработанная педагогическая технология формирования у дошкольников практических умений и навыков ухода за растениями.

Педагогическая технология формирования у дошкольников практических умений и навыков ухода за растениями:

Целевой модуль

Цель: экологическое образование старших дошкольников посредством формирования практических умений и навыков ухода за растениями.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников знания о растительном мире.

2. Познакомить детей со способами ухода за комнатными растениями: полив, опрыскивание, мытье, рыхление почвы, пересадка, подкормка, размножение.

3. Формировать у детей практические умения и навыки по уходу за растениями.

4. Отработать с детьми компоненты трудовой деятельности: постановка цели, мотив, процесс планирования, трудовые действия, оценка деятельности, результат труда.

5. Учить детей устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.

6. Формировать навыки работы, умение пользоваться необходимым инвентарем, оборудованием.

7. Воспитывать ответственность за содержание растений в уголке природы.

8. Воспитать духовную культуру и нравственность.

9. Воспитать у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение растительного мира на Земле.

Содержательный модуль        

- Первый блок «Прекрасный мир природы».

Цель: Содействовать развитию у детей экологических культуры средствами классической музыки и живописи, усиливающими эмоциональное восприятие ребенком природы.

Содержание: рассматривание репродукций картин: И. Е. Репин «Осенний букет», А.А. Пластов «Первый снег», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», Ф.В. Сычков «Катание с горы зимой», И.И. Левитан «Зимой в лесу», Т.Н. Яблонская «Весна», И.И. Левитан «Весна. Большая вода», И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», слушание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Времена года» - «Март – песня жаворонка»; П.И. Чайковский «Вальс цветов»; П.И. Чайковский «Подснежник»; Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», игровая ситуация «Вальс цветов»; игровая ситуация «Океан-море синее».

- Второй блок «Чем смогу, помогу».

Цель: Развить практические умения и навыки ухода за растениями.

Содержание: наблюдение «Как воспитатель поливает цветы»; рассматривание иллюстраций «Дети вытирают листья фикуса», «Как Зайка цветы умывал»; наблюдение «Как воспитатель моет растения»; игровые обучающие ситуации: «Польем цветы», «Взрыхлим землю в горшках», «Огород на подоконнике», «Помоги полить цветы», «Уход за комнатными растениями и их подкормка», «Научим Незнайку рыхлить землю в цветочных горшках», «Пересадим растение», «Размножение комнатных растений», «Черенкование растений, как новый способ выращивания растений».

- Третий блок «Игротека».

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о правилах ухода за растениями посредством специально организованных игр и упражнений.

Содержание: игры и упражнения: «Подбери оборудование», «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно сделать», «Что получилось», «Расскажи, что не так», «Помогите Незнайке составить план – схему «Ухаживаем за цветами», «Почему Незнайка выполнил задание неправильно?», «Что получилось?», «Перепутанные картинки», «Загадки про труд по уходу за растениями», «Правильно - неправильно», «Что тебе потребуется?», «Я сегодня дежурный в уголке природы и буду …» и т.д.

Процессуально-деятельностный модуль        

Этапы реализации технологии:

1. Подготовительный этап: создание условий для старших дошкольников заниматься трудовой деятельностью по уходу за растениями.

2. Основной этап: организация работы по формированию практических умений и навыков ухода за растениями

3. Заключительный этап: использование практических умений и навыков ухода за растениями детьми в самостоятельной работе.

Участники образовательного процесса: дети, родители, воспитатели.

Методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, художественное слово, объяснение, пояснение, вопросы, поощрение, совет);

- наглядные (наблюдение, рассматривание предмета (обследование), показ приемов выполнения работы, использование иллюстрационно – дидактического материала, демонстрация презентаций, метод наглядного моделирования: мнемотаблицы, схемы и др.;),

- практические (процесс трудовой деятельности детей по уходу за растениями, практические упражнения);

- игровые: проведение разнообразных игр, загадывание загадок, создание сюрпризных моментов, создание игровых проблемных ситуаций, направленных на самостоятельный поиск решения проблемы).

Последовательность: параллельная реализация каждого блока технологии.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Основные формы организации образовательной деятельности: игровые обучающие ситуации, дидактические игры, практические упражнения по уходу за растениями.

Длительность образовательной деятельности: 2 раза в неделю по 25 – 30 минут.

Диагностико-результативный модуль        

Результат: повышение уровня сформированности практических умений и навыков ухода за растениями у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностические методы: наблюдение за детьми в повседневной жизни, диагностические задания, ведение карт мониторинга.

Ожидаемые результаты проекта технологии:

1. Вывести детей на более высокий уровень сформированности практических умений и навыков по уходу за растениями.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

3. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

Таким образом, практика показывает, что непрерывный педагогический процесс по экологическому образованию дошкольников, включающий в себя организацию развивающей экологической среды в ДОУ, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ, уход за растениями (полив, опрыскивание, мытье, рыхление почвы, перевалка и пересадка, подкормка, обрезка, размножение и борьбе с вредителями), приучает дошкольников систематически думать и реально заботиться о своих «зеленных друзьях», обеспечивает развитие начал экологического сознания.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155] – М.: Центр педагогического образования, 2014. –32 с.

2. Аксенова, З.Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

3. Волобуева, Н.Г. Комнатные растения в детском саду – источник познания и здоровья детей: учеб. пособие / Н.Г. Волобуева, Л.А. Скульчик. – Магадан: СВГУ, 2017. - 223 с.

4. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / В.Г. Фокина, О.М. Газина. – М.: Издательство «Прометей», 2013. - 254 с. 

5. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. - Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2018. - 326 с.

6. Николаева, С.Н. Юный эколог: Парциальная программа экологического воспитания: Для работы с детьми 3 – 7 лет / С.Н. Николаева. — М.:  МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2022. - 96 с.

7. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О.А. Соломенникова. – М: Мозаика - Синтез, 2017. – 150 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дидактическая игра как средство экологического образования дошкольников"

Экологическое образование – приоритетное направление дошкольного образования (ФГОС ДО)-Необходимость формирования экологического сознания уже в дошкольном возрасте.-Игра – ведущая деятельн...

Статья: "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

теоретически обосновать и практически доказать использование дидактической игры как средства экологического образования детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра как средство экологического образования дошкольников

Экологическое образование – приоритетное направление дошкольного образования (ФГОС ДО)--Необходимость формирования экологического сознания уже в дошкольном возрасте.--Игра – ведущая деятел...

Дидактическая игра как средство экологического образования дошкольников

Дидактическая игра как средство экологического образования дошкольников...