Информация для педагогов к педагогическому совету Тема: «Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе».
план-конспект занятия

Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sozdat_blagopriyatnyy_klimat_v_gruppe_2022.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Сказка»  города Сафоново Смоленской области

Информация для педагогов к педагогическому совету

Тема: «Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе».

Воспитатель: Шаулина Н.А.

     

2022 год.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности ребенка

дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди

людей,   формирую у них определенные психологические

качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, поэтому воспитателю важно создать в группе благоприятный социально-психологический климат. В общении с детьми приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек по-разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что — то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Немаловажные задачи педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе, не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. В детском коллективе дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Кроме того, микроклимат (СПК) в группе один из важнейших факторов благополучного протекания адаптационного периода, особенно у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В группе, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом, друг с другом. Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого ребенка и тем самым определяющих его личностное развитие и группы в целом. Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе. Благоприятный социально-психологический климат в условиях детского сада проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии детей-аутсайдеров, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания. В группах создание благоприятного микроклимата складывается из налаживания взаимодействия между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных взаимоотношений между детьми. Первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенком, взаимоотношений между детьми. Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения. Этому способствуют такие приемы как:   обращение к каждому малышу по имени и своевременная похвала; проявление внимания к настроению,  успехам, неудачам детей и поддержание стремления к самостоятельности в играх или при выполнении режимных процедур;  участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера; отказ от физических наказаний и других дисциплинарных методов, которые обижают или унижают детей. Педагогическая практика имеет множество разнообразных методов и приемов для формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов. Используются различные игры и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное. Созданию доброжелательных отношений между детьми способствует также совместный просмотр детских работ, фотографий, беседы о родителях малышей. Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно: играть в хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Заинька попляши». Дети охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий. Играть в пальчиковые, настольно – печатные игры «Лото», «Домино»; организовывать совместные сюжетно-ролевые игры с куклами и другими игрушками: «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку»;  организовывать рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в книгах; совместные наблюдения в природе, общественной жизни; коллективные работы художественного творчества; заучивание мирилок,  потешек;  использовать театральную деятельность. Предметная среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка, вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать детали в группе с целью предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Похожие игрушки вносятся в группу по количеству детей, детям разрешается приносить игрушки в детский сад погостить. С раннего возраста дети испытывают недостаток общения, имеющий ограниченный круг социального взаимодействия. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Воспитатели наблюдают сложную картину межличностных отношений детей. Человек существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами – это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей: празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для именинников, ритуалы начала и завершения дня.  Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей - приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, заявляя о своѐм присутствии в группе.  «Утро радостных встреч», дети после выходных рассказывают: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети о событиях, которые произошли в детском саду в его отсутствие.  Уголок настроения - Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик соответствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.  Ковер мира - Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не приняли в игру). Затем дети мирятся.  Можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке — дружат в группе детки». • «Шкатулка добрых дел». Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок — синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.  «Волшебный мяч» - Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они называют доброе дело или с кем в группе дружат.  «Цветок успехов» - В серединке цветка – фото ребенка, на лепестках его достижения. «Звезда недели»: в середине большой звезды - фото, на концах звезды записывается информация о ребенке, которой он гордится.  «Дерево добрых дел», панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).  «Коврик злости»- резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться; Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка: заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки. Обязательно следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка: характер, темперамент, привычки, предпочтение, вкусов. Поддерживать взаимодействие с родителями: индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги. Доброжелательная улыбка воспитателя, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

  • создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.
  • Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
  • Распределять между воспитанниками поручения.
  • Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Решению данных проблем способствует непрерывная система общения воспитатель – дети – родители. Воспитатель продумывает ряд игровых упражнений цель которых:

  • снятие напряжения в детском коллективе;
  • развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
  • раскрепощений неуверенных в себе детей;
  • сплочение группы.

Каждая игра имеет четкую структуру:

- организационная часть (состоит из упражнений – приветствия и упражнения -разминки), цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;

- основная часть ( состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;

- заключительная часть (состоит из упражнения – прощания), цели которой – символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, – это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание позитивного микроклимата в группе

Консультация с фотоматериалами и играми для воспитателей всех возрастных групп....

Проект "Создание позитивного микроклимата в группе детского сада

Проект направлен на разрешение конфликтных ситуаций между дошкольниками, включает игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества....

«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

Консультация для педагогов из опыта работы....

СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические к...

Создание позитивного микроклимата в группе.

Консультация для педагогов по формированию гуманных межличностных взаимоотношений между дошкольниками....

"Создание позитивного микроклимата в группе".

В статье рассказывается о приемах , способствующих  формированию гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установлению позитивного микроклимата в группе. ...

Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»

Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...