Исследовательски-творческий проект «Читаем вместе» в старшей группе
проект (старшая группа)

Красноперова Ирина Анатольевна

Исследовательски-творческий проект  «Читаем вместе»

в старшей группе

(приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок)

 

Вид проекта: исследовательски-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Охватываемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта:

Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы. По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной литературе, необходимо начинать с детства.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

 

 

Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.

Задачи проекта:

  • познакомить с историей создания сказок;
  • развивать у детей умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • отзывчивость и сопереживание;
  • пользоваться интерактивным оборудованием;
  • воспитывать любовь к сказкам;
  • бережное отношение к книгам.

 

I этап. Организационный.

Цель этапа: Определение проблемы и разработка перспективного плана реализации проекта

Содержание этапа:

1.Анализ работы по художественно-этетическому развитию.

2.Анализ программных требований по разделу «Художественно-эстетическое развитие» - чтение художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста.

3.Анкетирование родителей «Как часто вы читаете детям книги.  Есть ли у вас дома библиотека?».

4.Подбор литературы, методических рекомендаций.

 

 

 

II этап. Этап реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми и родителями

Сентябрь

 

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»

2. Встреча родительского клуба по теме «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

5.Знакомство с творчеством писателя С.Я.Маршака

6. Участие во всероссийской литературной викторине «По сказкам Маршака»

7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Октябрь

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»

3. Инсценировка сказки «Теремок»

4.Чтение сказок: русские народные «Теремок»и «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера.

5.Утренняя гимнастика и образовательная деятельность с героями (по неделям): Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж

6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Ноябрь

1. Встреча родительского клуба по теме «Роль сказок в жизни ребенка»

2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»

3. Мастер-класс по мыловарению «Рукавичка»

4. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне»  А. Пушкина

5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Заяц, Медведь, Царевна, Богатырь Гвидон.

6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Декабрь

1. Знакомство с книгоиздательством – компьютерная презентация «Производство книг»

2. Компьютерная презентация «Музей «Поляна сказок»»

3. Инсценировка сказки «Три поросенка»

4. «Литературный зонтик» – просмотр мультфильмов по произведениям детских писателей

5. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена

6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка

7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Январь

1. Литературная гостиная «Творчество А. Линдгрен»

2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»

3. Мастер-класс по мыловарению «Маша и медведь»

4. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Карлсон, который живет на крыше» и «Принцесса, не желающая играть в куклы» А. Линдгрен

5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Маша, Карлсон, Принцесса

6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Февраль

1. Компьютерная презентация «Музей сказок Астрид Линдгрен»

2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам» (совместно с физинструктором)

3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка»

4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»

5. Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»

6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Аленушка, Лягушка, Петух, Колобок

7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Март

1. Литературная гостиная «Творчество Петра Ершова»

2. Мастер-класс по мыловарению «Перо Жар-птицы»

3. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

4. Конкурс чтецов.

5. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова

6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Емеля, Кощей, Иван

7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Апрель

1. Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро»

2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей

3. Тематический день в детском саду «Международный день детской книги». (2 апреля)

4. Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро

5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот

6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Май

1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие – проект с использованием интерактивной доски «Путешествие по сказкам»

4. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

5. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

 

III этап.  Контрольно-оценочный.

Содержание этапа:

1.Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой;

2.Открытие мини-музея «Моя любимая книга»

3.Оформление библиотеки в группе;

4.Выставка детских рисунков.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitaem_vmeste_v_starshey_gruppe.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательски-творческий проект  «Читаем вместе»

в старшей группе

(приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок)

Вид проекта: исследовательски-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Охватываемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта:

Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы. По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной литературе, необходимо начинать с детства.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.


Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.

Задачи проекта:

  • познакомить с историей создания сказок;
  • развивать у детей умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • отзывчивость и сопереживание;
  • пользоваться интерактивным оборудованием;
  • воспитывать любовь к сказкам;
  • бережное отношение к книгам.

I этап. Организационный.

Цель этапа: Определение проблемы и разработка перспективного плана реализации проекта

Содержание этапа:

1.Анализ работы по художественно-этетическому развитию.

2.Анализ программных требований по разделу «Художественно-эстетическое развитие» - чтение художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста.

3.Анкетирование родителей «Как часто вы читаете детям книги.  Есть ли у вас дома библиотека?».

4.Подбор литературы, методических рекомендаций.

 


II этап. Этап реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми и родителями

Сентябрь

 

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»

2. Встреча родительского клуба по теме «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

5.Знакомство с творчеством писателя С.Я.Маршака

6. Участие во всероссийской литературной викторине «По сказкам Маршака»

7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Октябрь

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»

3. Инсценировка сказки «Теремок»

4.Чтение сказок: русские народные «Теремок»и «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера.

5.Утренняя гимнастика и образовательная деятельность с героями (по неделям): Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж

6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Ноябрь

1. Встреча родительского клуба по теме «Роль сказок в жизни ребенка»

2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»

3. Мастер-класс по мыловарению «Рукавичка»

4. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне»  А. Пушкина

5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Заяц, Медведь, Царевна, Богатырь Гвидон.

6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Декабрь

1. Знакомство с книгоиздательством – компьютерная презентация «Производство книг»

2. Компьютерная презентация «Музей «Поляна сказок»»

3. Инсценировка сказки «Три поросенка»

4. «Литературный зонтик» – просмотр мультфильмов по произведениям детских писателей

5. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена

6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка

7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Январь

1. Литературная гостиная «Творчество А. Линдгрен»

2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»

3. Мастер-класс по мыловарению «Маша и медведь»

4. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Карлсон, который живет на крыше» и «Принцесса, не желающая играть в куклы» А. Линдгрен

5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Маша, Карлсон, Принцесса

6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Февраль

1. Компьютерная презентация «Музей сказок Астрид Линдгрен»

2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам» (совместно с физинструктором)

3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка»

4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»

5. Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»

6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Аленушка, Лягушка, Петух, Колобок

7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Март

1. Литературная гостиная «Творчество Петра Ершова»

2. Мастер-класс по мыловарению «Перо Жар-птицы»

3. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

4. Конкурс чтецов.

5. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова

6. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Емеля, Кощей, Иван

7. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

8. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Апрель

1. Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро»

2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей

3. Тематический день в детском саду «Международный день детской книги». (2 апреля)

4. Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро

5. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот

6. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

7. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

Май

1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие – проект с использованием интерактивной доски «Путешествие по сказкам»

4. Художественно-творческая деятельность детей (ХТД)

5. Индивидуальные презентации о посещении спектакля-сказки

III этап.  Контрольно-оценочный.

Содержание этапа:

1.Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой;

2.Открытие мини-музея «Моя любимая книга»

3.Оформление библиотеки в группе;

4.Выставка детских рисунков.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект « Вода-сокровище природы» в средней группе

Вид  проекта:исследовательско – творческий.Продолжительность:  средней длительности  (ноябрь – февраль)Автор проекта: воспитатель  Ветряк Н.В.Участники прое...

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода» в средней группе

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода»Составители: воспитатель первой квалификационной категории Туманова Л.И.Участники проекта: воспитатели группы, дети средней...

Отчет о реализации проекта «Читаем всей семьей» в старшей группе

   Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за...

Информационный, исследовательский творческий, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я помню, я горжусь!"

Георгиевская лента — это не просто кусок ткани, который можно привязывать везде. Это символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных схватках, ...

Исследовательско-творческий проект  «Покровская ярмарка» Для детей старшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20216637","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"666","width":"1016"}}]]...

Познавательно-исследовательский творческий проект "Превращение гусеницы в бабочку". Старшая группа 5-6лет

Гусеницы всегда казались мне весьма неприятными существами. Как-то раз, я услышала по телевизору, что «противные гусеницы» превращаются в красивейших бабочек. Я очень удивился этому. Ведь ...