Консультация для педагогов
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Щербакова Нелли Николаевна

"Развитие речи дошкольников в различных видах музыкальной деятельности!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя

для педагогов

«Развитие речи дошкольников

в различных видах музыкальной деятельности»

Задачи:

- активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи;

- обучать игровым приёмам развития фантазии и словесного творчества;

- расширять степень включенности воспитателей в организации индивидуальной работы с детьми.

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как можно развивать речь ребёнка через различные виды музыкальной деятельности.  

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.     

Речь и пение.

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.

Через пение мы развиваем 2 составляющих речи – это речевой слух и речевое дыхание.

Пение развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражательные игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)

!!! поиграть с воспитателями  (например: игра «Кто кричит, что звучит»).

В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический слух.

Далее развивать речевой слух следует через пение попевок на различных звуках в разных ритмах. 

!!! пропеть с воспитателями (например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.). 

Такое пение даёт возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и чёткое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и чётко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. Кроме того, во время пения происходит пополнение словарного запаса ребёнка, а также знакомство с новыми понятиями.

Пополнение словарного запаса происходит и через организацию такого вида деятельности как слушание музыки – после прослушивания произведения мы проводим беседу о характере и содержании музыки, стараемся стимулировать высказывания детей о своём отношении к музыке, а также предлагаем детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать её характер.

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать вдох, выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

Таким образом, пение способствует развитию у детей нормального речевого темпа и ритма, вырабатывает слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Речь и артикуляционная гимнастика.

В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, мы проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.

В работе над дикцией эффективнее всего помогает такой приём, как проговаривание текста в разных темпах, начиная с медленного.

Речь и пальчиковые игры.

Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.

В нашем детском саду организацию работы по развитию мелкой моторики мы осуществляем через организацию музыкально – пальчиковых игр.

Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.

Виды пальчиковой гимнастики:

1. Игры-манипуляции:

«Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,

«Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребёнок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения:

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.

 Стенка, стенка, (потрогать щёчки)

 Потолок, (потрогать лобик)

 Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)

 Дзинь — звонок! (нажать на носик)

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте. Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.

«Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому). Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку.

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Речь и движение.

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка. Многими учёными отмечено, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Организация музыкально-ритмических движений на музыкальных занятиях тому явное подтверждение. Они учат детей ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку (т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения), благодаря чему совершенствуется координация движений, развивается произвольность движений.

Речь и речевое музицирование.

Данный вид деятельности мы осуществляем через использование следующих форм работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста, вокализация ритма), музыкально – дидактические  игры и упражнения, игра на музыкальных инструментах.

Звучащие жесты – учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами).

Речевое музицирование – прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Музыкально – дидактические  игры и упражнения — воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах, глядя на ритмическую карточку.  Ребёнок произносит своё имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков (Игра «Сыграй-ка», «Ритмические кубики», «Сложи словечко»).

Игры, которые может организовать воспитатель: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «Кукушка», «Эхо» и т.д.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует развитию координации, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Речь и логоритмика.

В этом году с детьми нашего детского сада будет проведена большая работа по развитию речи через организацию такого вида деятельности, как логоритмика. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

В логоритмические занятия включаются:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;
  • пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • самостоятельная музыкальная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • упражнения для развития творческой инициативы;
  • упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие;
  • речедвигательные упражнения;
  • танец и пантомима.

Наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач являются методические пособия М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп).

Дорогие воспитатели! 

Пойте с вашими детьми.

Рассказывайте стихи руками.

Двигайтесь вместе с ними под любую музыку.

Музицируйте на детских музыкальных инструментах.

Поощряйте ребёнка, когда он сам двигается и поёт, услышав песню!

Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поём, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....