Консультация для педагогов ДОУ на тему : "Развитие логического мышления старших дошкольников"
консультация (старшая группа)
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60» (МБДОУ № 60)
юридический адрес: Водометный пер., 15, Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00
фактический адрес: Водометный пер., 15, Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00
Медицинский пер.2 А, Красноярск, 660078, тел 8(391)261-85-85
Свердловская ул.,57 А, Красноярск, 660078, тел 8(391)261-89-43
ОГРН 1102468022733, ИНН/КПП 2464225720 / 246401001
dou60@mailkrsk.ru
Разработала: воспитатель Чепрасова Ирина Юрьевна
г Красноярск-2024г.
Консультация для педагогов ДОУ на тему :
"Развитие логического мышления старших дошкольников"
Всем известно, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей, от него зависит успешность обучения в школе. Есть дети, которым с трудом дается математика в школе – это следствие, а причина
в том, что они затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни. Умственные способности – это те психические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения всевозможных задач.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация). оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности и получением новых знаний.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. Затем идёт развитие элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии –длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Как вы сами знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.
Задачи развития логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
Задача педагога – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Что же такое логические операции? Это – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Характеристика логических операций:
Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Для развития логического мышления необходимо:
1. Развивать у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
2. Формировать умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
3. Выравнивать стартовые возможности детей по формированию элементарных математических представлений перед школой.
4. Создавать условия для опережающего развития одарённых детей
5. Развивать позитивное отношение к школе и себе.
6. Воспитывать любовь к математике.
В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать и находить для них верные решения.
Работу по использованию дидактических, игр необходимо проводить в несколько этапов:
1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера).
2. Необходимо было добиваться, того, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно- игровых задач.
На I этапе были предложены детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых закреплялись представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки», «Выполни движения по схеме» и др. А вот игра «Да или нет?».
Была представлена возможность выполнить много разнообразных заданий и заданы детям вопросы, на которые можно было ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означали, что ребёнок выбывает из игры. В игре использовались вопросы- ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.
Наряду с этими играми, были предложены детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких оригинальных играх. Например, упражнения «Как изменялась фигура?», «Фабрика» направлены на развитие логического мышления детей и построены на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.
На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через логико - математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
Таким образом, использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".
Примерные задания для успешного развития логического мышления старших дошкольников....
Консультация для педагогов "Развитие логического мышления старших дошкольников"
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совок...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391541-1390766294.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391541-1390766294.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/29/picture-259840-1585465128.jpg)
Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/06/picture-1375620-1641464217.jpg)
Выступление на семинаре для педагогических работников ДОО БГО с темой: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения»
Цель: знакомство с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к п...