Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»
материал (подготовительная группа)

Золотарёва Надежда.

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мышления в познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 57   «Колокольчик»

Мастер – класс на тему:

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста  

 посредством логико - математических игр»

Подготовила воспитатель:

Н.С.Золотарёва

Сургут

 2018г.

Мастер – класс на тему:

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста  

 посредством логико - математических игр»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.

Задачи: -  познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

- обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.

- развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

-  вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: развивающие пособия: Дьенешь «Логические блоки», «Палочки Кюизенера», карточки - задания к данным пособиям, мультимедийная установка, карточки с изображением железной дороги, сундука, фишки, карточки с изображением ладони по количеству участников для рефлексии.

План

1. Вступительная часть.

2. Основная часть.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия.

Ход мастер – класса.

1. Вступительная часть.

- Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико – математических игр».

- Предлагаю вам загадку: «Без чего нет, и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег). Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

2. Основная часть.

-  Предлагаю вам несколько интересных вопросов!

1. В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец).

2. В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

3.  Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит).

4. У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять).

5.  Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)

- Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.

- Как вы думаете, зачем логика маленькому, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов (если затрудняются с ответом задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым?»).

- Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.

- Развивает внимание, учит мыслить ясно и четко. И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.

- Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором выделены основные направления развития ребенка: самостоятельность, инициативность, творчество. Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию их логического и образного мышления.

- Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются: логико – математические игры и упражнения.

- В своей педагогической практике я использую передовые технологии, это игры способствующие развитию образного и логического мышления у детей.

«Логические блоки» Дьенеша

- Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. Каждое свойство имеет свой символ. А также пятый символ, символ отрицания.

- Игры с блоками знакомят детей:

1. С формой, цветом, размером и толщиной объектов.

2. Развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.

- Работая в группе младшего возраста, мы с детьми проигрываем самые простые игры: «Найди все фигуры» (блоки), какого эта по цвету? (по размеру, форме). «Найди все фигуры, как эта по цвету и форме» (по форме и размеру, по размеру и цвету). «Цепочка».

- Также в работе с детьми мы используем наглядные пособия: Альбом «Блоки Дьеныша» (для самых маленьких, альбом «Маленькие логики», альбом «Лепим нелепицы», «Цветные счетные палочки» Х. Кюизинера.

- Комплект состоит из пластмассовых призм (палочек) десяти различных цветов и длинны. Каждой палочке соответствует число равное ее длине. Наименьшая палочка имеет длину 1см., является кубиком. Каждая последующая палочка увеличивается на 1 см. Самая длинная палочка равна 10 см. и ей соответствует число 10. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.

- Дети строят «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Лесенка широкая и лесенка узкая».

- Детям очень интересно работать с наглядными пособиями: альбом «Волшебные дорожки», альбом «Дом с колокольчиком», предметы на этих картинках словно оживают, что доставляет детям огромное удовольствие.

-Начинаем практический этап нашей встречи. Последуем древней китайской пословице: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и я понимаю».

- В нашей аудитории присутствуют активные педагоги, которые получили фишки за правильные ответы. Я приглашаю вас применить данное игровое оборудование на практике.

3. Практическая часть.

-Уважаемые коллеги, а вы любите путешествовать? (Ответы коллег). Тогда отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд).

- Отлично, правильно отгадали загадку. Ну что ж, давайте подготовим свои поезда в путь-дорогу…

1. Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой – из черной палочки. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине?

2. Оранжевая и желтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая – другой. Как можно уравнять длины поездов? (Ответы педагогов).

- И так в путь, как вы думаете, что нас ждет впереди? ( Опасность, неизведанное), а впереди нас ждут поиски клада.

- Сундук у нас уже есть, а вот драгоценные камни нам предстоит отыскать. Свойства этих камней зашифрованы на карте с помощью знаков – символов, а чтобы их расшифровать необходимо решить примеры каждого задания (описать цвет, форму, размер, толщину камней), а помогут вам блоки Дьенеша.

- Вот наше путешествие подошло к концу, вы нашли драгоценные камни, но, а самое главное приобрели клад знаний (участникам мастер – класса вручаются закладки).

4. Рефлексия.

- Уважаемые коллеги, чтобы выяснить, насколько плодотворной и полезной была наша встреча, предлагаю ответить на вопрос: «Что вы получили от нашего мастер – класса? (педагоги высказывают свое мнение). В ходе мастер – класса вы анализировали, делали выводы, и у каждого из, вас сложилось мнение о нашей встрече. Я хочу, чтобы вы отразили его на ладони, где каждый палец – это ваша позиция. Допишите фразы (высказывания указаны на слайде).

- Благодарю вас за внимание и большое спасибо за плодотворную и активную работу, желаю вам успехов и удачи в нашем общем деле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.

Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательн...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьнеша»

Хочу поделиться опытом работы с  универсальным игровым материалом "Логические блоки Дьенеша". Дети знакомятся не только с математическими понятиями, но и с понятиями информатики "к...