Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.
материал (старшая группа) на тему

Агишева Любовь Владимировна

Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательных средств развития интеллектуальных способностей дошкольников являются развивающие игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Вилегодская средняя общеобразовательная школа»

 структурное подразделение детский сад «Колосок»

ОПЫТ РАБОТЫ

по теме

 «Развитие логического мышления старших дошкольников

через развивающие игры»

                                     Выполнила: Агишева                                    

Любовь Владимировна,

                                                                                   воспитатель II кв. кат.

с. Вилегодск

2014


                                                      Введение

  1. Условия возникновения и становления опыта

Стандарт дошкольного образования даёт педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств, как любознательность и активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, овладение предпосылками учебной деятельности- умения слушать и слышать, думать, рассуждать.

Формирование открытого демократического общества, права на собственное понимание мира и своего места в нем, также требует от каждой личности умения мыслить. Такое умение должно закладываться с самого раннего детства и определяется развитостью логических приёмов мышления.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Как результат, такие дети более свободны в своих суждениях и действиях.

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

После проведения первичной диагностики уровня логического мышления старших дошкольников нашего детского сада выяснилось, что 3% детей имеют очень низкий уровень, 57% - низкий уровень, 40% имели средний уровень развития логического мышления. На основании исследования целей и задач современного дошкольного образования и проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в развитии логического мышления воспитанников.

  1. Актуальность опыта

Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Современная педагогическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Одним из доступных и увлекательных средств развития интеллектуальных способностей дошкольников являются развивающие игры. С их применением  создаются  условия для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства, а также творческого воображения и пространственного мышления.

                                          3. Ведущая педагогическая идея

 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке инновационных подходов к организации и методике проведения развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования логического мышления.

Новизна опыта заключается в разработке приемов использования развивающих игр для развития логического мышления в интеграции с созданием условий для формирования коммукативных качеств, творческого развития личности ребенка.

Трудоёмкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности дошкольника в познавательной деятельности, в отборе оптимальных технологий, методов и приёмов, форм, средств организации образовательно–воспитательного процесса с учетом индивидуальных возможностей детей.

Доступность. Опыт может быть использован воспитателями детских садов, учителями начальных классов общеобразовательных школ, родителями старших дошкольников, небезразличных к развитию своих детей и семейному благополучию.

Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, мыслящие личности.

  1. Цели и задачи педагогического опыта

Цель педагогического опыта: подбор оптимальных технологий и приемов в организации учебно–воспитательного процесса для развития логического мышления старших дошкольников.

Задачи:

*Исследовать игровые технологии дошкольного образования и другие источники информации  по теме педагогического опыта.

*Создать необходимые условия для работы с детьми – обогатить предметно-развивающую среду.                                                                                    *Повысить интерес педагогов к использованию развивающих игр для развития логического мышления старших дошкольников.                                               *Повысить педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребенка.    

Значимость педагогического опыта заключается в том, что проведен анализ игровых технологий и других источников информации для развития логического мышления воспитанников и разработаны новые приемы их использования в образовательно-воспитательной работе с детьми и родителями нашего детского сада.

  1. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2009 по 2012 учебный год и была разделена на несколько этапов:

  • 1 этап – начальный (констатирующий) – 2009-2010 учебный год.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы (выявление уровня развития логического мышления у детей); создание необходимых условий для работы по данной проблеме (обогащение предметно-развивающей среды подборками развивающих игр для развития логического мышления у дошкольников и спланирования работы на текущий год с учетом результатов первичной диагностики).

  • 2 этап – основной (формирующий) -  2010- 2011 учебный год.

Формирующий этап был направлен на развитие у детей элементов логического мышления, формирование интереса к познавательной деятельности средствами использования развивающих игр.

  • 3 этап – заключительный (контрольный) – 2011-2012 учебный год).

На заключительном этапе диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы - развития логического мышления у дошкольников старшего возраста через развивающие игры.

  1. Основная часть

        1.1. В основе опыта лежат идеи игрового обучения дошкольников С.А. Шмакова, работы педагога – психолога Н.Н. Поддъякова по формированию логического мышления детей, подборки математических  игр кандидата педагогических наук З.А. Михайловой, как помочь ребёнку стать смышлёным доктора педагогических наук А.З. Зака.

        Понятие «развитие логического мышления» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Мышление - это процесс познания человеком  действительности с помощью мыслительных процессов, анализа, синтеза, суждений.                               
       Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 2-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разнообразные практические задачи. С 4-5 лет формируется  более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.     К старшему дошкольному возрасту начинается формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой.

Какими же средствами и приёмами зажечь воспитанников желанием думать, рассуждать, получать новые знания?

В этом мне помогли педагогические находки Белошистой А.В., описанные в книге «Формирование и развитие математических способностей дошкольников». Она советует применять конструктивно-моделирующий способ деятельности с игровым материалом, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста.

В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям игр для формирования у детей логико-математических умений и представлений, основ математических, познавательных и умственных  способностей.

1.2.Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по развитию логического мышления старших дошкольников в их основной деятельности – игре.

Мною была разработана система непосредственно-образовательной деятельности по формированию первоначальных математических представлений для старшей и подготовительной группы с использованием развивающих игр, которая способствует активизации мыслительной деятельности дошкольников, формированию элементарных основ логического мышления, повышению интереса детей к занятиям.

Создала предметно-развивающую среду, которая включала в себя разные развивающие игры с правилами их использования, наглядный материал (схемы, карты, модели).

Выделила ряд задач, над которыми работала углубленно:

*Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.

*Развитие у детей: логического  мышления (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения, коммуникативных навыков.

*Развитие уверенности в себе и стремления к преодолению трудностей.

Использовала развивающие игры по принципу «от простого к сложному» с учётом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников. В своей работе руководствовалась следующими правилами:

*Во время всего процесса формирования логического мышления через игру, стараться сохранить хорошее настроение детей.

*Следить за тем, чтобы дети не утомлялись, и останавливать деятельность прежде, чем это захотят дети.

*Как можно чаще использовать различные виды логических задач и упражнений.

*Не забывать о том, что я и мои дети должны чувствовать, что в игре мы растём и развиваемся, становимся дружнее и лучше.

На первом этапе формирования логического мышления старших дошкольников использовала игры и задания З.А. Михайловой, из детских журналов «Веселые картинки», «Мурзилка», «Мишка» в виде чертежей, рисунков, различных иллюстраций для  развития у детей умения осуществлять последовательные, умственные действия: анализировать, обобщать по признаку (сравнивать), целенаправленно думать, выполнять в последовательности.  Приём: «Обязательное использование проблемного вопроса «Почему?»» (1.Какая фигура здесь лишняя и почему? На основе зрительного анализа, сопоставления, дети находили предмет, который не должен быть помещен на таблице и старались обосновать свой выбор.  2. Почему выбрали эту дорожку выхода из лабиринта?...).

Дети выполняли такие задания с большим желанием. Решающую роль в этом играла постепенно осознаваемая детьми необходимость достигнуть определенной цели. Систематическое участие в решении умственных задач стимулировало познавательные интересы детей, изменяло их отношение к занятиям и индивидуальным заданиям, которые предлагались детям вне занятия.

На втором этапе я вводила игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов к игровым технологиям Б.П. Никитина, Дьенеша, В.В. Воскобовича, А.З. Зака, Михаила Драко. Дети составляли по образцам и собственному замыслу интересные фигуры-силуэты из наборов к играм «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Кубики Никитина», «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша». «Квадрат Воскобовича», 2Геоконт». Для появления интереса к этим играм использовала приём «Создание ситуации удивления», рассказывая историю происхождения игры, формируя видение разнообразных продуктов в результате использования материалов игры. Знакомство с правилами игры проводила в форме проблемной беседы, задавая вопросы: из чего состоит игровой материал, на что из окружающего мира  похожи его части, что можно создать из них, попробуйте сами. Когда не получалось, вместе формулировали правила игры: рассмотреть свойства частей-фигур, научиться создавать продукт по образцу- картинке, силуэту, устным рекомендациям педагога, использовать все предложенные  части игрового набора. Сначала составляли из частей набора новые геометрические фигуры: квадраты, четырехугольники по образцу и замыслу. Несмотря на кажущуюся легкость «копирования» дети поначалу допускали ошибки в соединении фигур. Использовала приём «Не прямая подсказка, а наводящий вопрос». Постепенно дети стали составлять фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и контурным) и по замыслу без ошибок.

Более сложную развивающую игру А.З. Зака «Поиск девятого» на поиск закономерностей расположения элементов игрового поля предлагала для развития аналитических способностей детей. С помощью многообразных геометрических изображений у детей формировалось пространственное изображение, развивалась зрительная память, внимание, воображение.

Все задания начинала с коллективного разбора типового упражнения, после чего дети самостоятельно выполняли аналогичные задачи на материале предложенных им рисунков. Основная идея заключалась в том, чтобы проследить характер повторяемости элементов по горизонтальным и вертикальным рядам. Это помогало обнаружить недостающие элементы игрового поля. Для самостоятельной работы детей сначала использовала приём «Упрощённое задание». Давала  таблицы с 2-мя столбиками и 3-мя строками. Путем рассуждений дети сами находили недостающие элементы, объясняя свой выбор.

Для того чтобы у детей не возникало стереотипное мышление при решении однотипных задач, использовала приём «Разные виды полей»: по типу элементов (геометрические фигуры, предметы, отдельные детали); по взаимному сочетанию элементов, образующих пару; по  характеру повторяемости элементов в клетках и  местонахождению свободной клетки. Все задания после выполнения проверялись и анализировались  в индивидуальной беседе с ребёнком  или, если задания были одинаковы – с использованием слайдов презентации. Приём использования ИКТ оживлял и ускорял процесс самоанализа и самоконтроля детей.

Чтобы помочь ребенку справиться с трудной задачей познания, руководствоваться в работе следующими приемами:

*Максимальное внимание уделяла отстающим детям. Новый материал с ними начинала усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять);

*Постоянно поощряла все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому;

*Исключала отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;

*Сравнивала результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей. «Каждый ребенок должен двигаться вперед своим темпом и с постоянными успехом. Он сам, окружающие его дети, воспитатели, родители должны быть твердо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно. Одна из главных характеристик свободной, творческой личности».

*Применяла приём соревновательности, чтобы активизировать познавательный процесс и умственную деятельность детей.

На третьем этапе использовала игры из игровых технологий Б.П.Никитина, А.З. Зака (в усложнении). Дети учились выкладывать узоры из кубиков. Если в каком-то узоре ребенок «споткнулся», не спешила с подсказкой, т.к. составление нового узора – это творческая задача. Пусть он приучается мыслить самостоятельно, тренирует усидчивость и волю. Зато, когда узор получился, радости ребенка не было предела.

Но бывало и так, что узоры никак «не идут». Как быть? Использовала приемы, помогающие детям освоить столь сложную для них задачу, «Наращивания фигуры» или «Отсечение ненужного». Чаще дети поступали по первому варианту: к одному кубику «пристраивали» друг за другом остальные, постепенно выкладывая узор.

Для поддержания интереса, активности детей использовала сказки и истории с превращениями одних узоров в другие. Это «Сказка о превращении бабочки», «Винни-Пух и его друзья»…. Послушав «сказку о превращении бабочки», предложила детям следующее задание: «Попробуем сделать кокон, из которого затем получится красивая бабочка?» И началась плодотворная мыслительная деятельность детей. Сказка вводит ребенка в «необыкновенный мир» возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.

Ещё использовала приём составления описательного рассказа  или сказки  про предметы и фигуры, которые дети выложили сами или, работая в группе. Такими заданиями я формировала у детей умение общаться, развивала речь.  На выходные дни детям давала кубики домой и предлагала одним или вместе с родителями составить новые узоры, которых нет ни в одной из серий. Конечно, новый узор сложить было нетрудно. Но главная цель этих заданий в том, чтобы рисунок был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-то предмет. Дети, приносили в садик зарисовки новых фигур, выполненные родителями. Сколько гордости у них было, когда они выкладывали свой узор! Ведь придумал ребенок новый узор – это для него  удача. Такие удачи бывают нечасто и их надо ценить. Разработанная мной система поощрения удач ребёнка  активизировала деятельность детей.

Детям очень нравились развивающе игры-блоки. Многие вечером даже не хотели идти домой, не добившись цели. Когда за ними приходили родители, они проходили в группу и присоединялись к игре. И были увлечены игрой не меньше, чем их дети. Когда дети и родители научились играть в игру, устроила соревнования между ними. Выиграли дети! Ведь они знали построение и название всех фигур, логику действий для достижения цели.

По теме моей работы проведены интегрированные занятия, развлечения, конкурсы с использованием развивающих игр. Во время прогулок учила детей составлять карты схемы участка или прогулки за пределами участка и ориентироваться по ним.  Совместно с родителями проводила открытые занятия, математические досуги, развлечения, используя сказки, задачи – шутки, загадки, считалки, головоломки.

Выступала на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях по проблеме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».

  1. Заключение

Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, утверждаю, что:

*дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации; могут установить определенную последовательность некоторых событий;

*заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

*примерно ⅓ детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм.

*дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.

*дошкольники, которые логически мыслят стали более раскрепощёнными: у них хорошо развиты познавательные процессы и мыслительные операции;  умеют объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняются этого.

*возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

     

Диагностика уровня развития логического мышления старших дошкольников показало  положительную динамику высокого и среднего уровня развития на заключительном этапе.

Уровни

Обследование на начальном этапе

Обследование на заключительном этапе

Примечание

(прирост результата на…)

Диагностировано воспитанников

25

25

Высокий

0%

40%

 40%

Средний

40%

52%

12%

Низкий

60%

8%

Уменьшилось на 52%

Большую роль в развитии логики мышления детей сыграли партнёрские отношения с родителями воспитанников и педагогическое просвещение их по вопросам развития логики мышления детей с применением развивающих игр.

Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием развивающих игр способствует более успешному формированию у детей основных приёмов логического мышления.

Педагогический коллектив заинтересовался играми Никитина, Зака, Воскобойникова и стал применять их в практике своей работы.

                                         Библиографический список:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
  2. Векнер Л. М.  Психические процессы - т. 2, Мышление и интеллект- Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова,1976.- 342с.
  3. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова-  М.: Изд. «Просвещение»,1966.- 442с.
  4. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с., ил.
  5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.- 520с.
  6.  Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
  7.  Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. – 3-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 2002. – 224с.
  8. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003. – 56 с.: ил.
  9.   Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. М. 1978, с.243- 267
  10.  Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/  Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.        
  11. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.для воспитателей  детского сада и родителей/ под редакцией А.А.Столяра. – 2-е изд. – М.: Просвещение; учебная литература, 1996. – 112с.
  12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонниями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
  13.  Коломенских Я. Л., Панько Е. А. Детская психология., Мн. «Университетское», 1988, - 223с.
  14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, 4-е изд., М.: Изд. Москов. ун-та,1981.- 584с.
  15. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). – СПб.: Акцидент, 1997. – 79с.
  16. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовой О.В. Математика до школы. Ч.2.: Игры-головоломки/ сост. З.А.Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ.И.Н.Ржевцев, - СПб.: Акцидент, 1997. – 176с.
  17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателей детских садов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.  
  18. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой - М.,1984.- с.65- 73
  19.  Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.: ил.
  20.  Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и др., с.9- 53)- М.: «Просвещение»,1969.- 659с.
  21.  Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983 – с. 200-201.
  22.  Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. Ред. Шорохова Е. В.- М.: «Педагогика»,1973.- 423с.
  23. Сорокина А. И. Дидактические игры  в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  24.  Стребелева Е. А. Формирования мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....

Развитие логического мышления старших дошкольников через игры с шашками

Многочисленные игры сопровождают нас с самого раннего возраста и до глубокой старости, давая выход различным эмоциям, в том числе чувству здорового азарта и жажде соперничества. Игра обучает механизма...

Презентация «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством развивающей игры В. Воскобовича «Волшебная восьмерка»

В презентации описывается игровое пособие В. В. Воскобовича "Волшебная восьмерка", приводятся примеры игр с данным пособием....