Развитие логического мышления старших дошкольников через игры с шашками
статья (старшая группа)
Многочисленные игры сопровождают нас с самого раннего возраста и до глубокой старости, давая выход различным эмоциям, в том числе чувству здорового азарта и жажде соперничества. Игра обучает механизмам, логике выигрыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_shirshova_n.g.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления старших дошкольников через игры с шашками
«… Игра шашки не признается… искусством потому, что слишком многие вообразили, будто умеют играть, тогда как довольствуются передвижением круглых деревяшек по доске с квадратами. Эта гимнастика, возможно, развивает указательный палец, но никак не интеллектуальные способности. Есть тысяча и один способ играть в шашки, так же как имеется тысяча и один способ игры на скрипке. В обоих случаях используются не более чем куски дерева!» (Жорж Пост)
Игры с шашками - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия. Связь любой игры с нашей жизнью неразрывна. Многочисленные игры сопровождают нас с самого раннего возраста и до глубокой старости, давая выход различным эмоциям, в том числе чувству здорового азарта и жажде соперничества. Игра обучает механизмам, логике выигрыша. Она учит рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации, помогает сориентироваться в оценке партнеров, учит, выигрывая, не злорадствовать, а проигрывая, не отчаиваться, быть выдержанным, хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией. Игра в шашки, равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в обществе.
Шашки – не новинка в дошкольном образовании. Она и ранее применялась в работе с детьми детского сада. Однако, как показывает опыт, педагоги сегодня все реже их используют, а молодые воспитатели зачастую не владеют методикой ознакомления детей с данной игрой. Можно сказать, что в настоящее время шашки переживают второе рождение. И это не случайно.
Реальные потребности современных детей диктуют необходимость все шире использовать технологии развивающих игр, направленные на развитие математических способностей, мышления, интеллекта. О важности математического интеллектуального развития современной молодежи подчеркивается и в принятой 24 декабря 2013года Концепции развития математического образования в Российской Федерации (N 2506-р).
Шашки входят в категорию так называемых «игр шашечного типа». На первый взгляд это довольно простая игра, но она позволяет предвидеть дальнейшие ходы противника, моделировать ситуации, разрабатывать подходящие стратегии, думать образами и запоминать эти воображаемые картины, предвидя разные варианты выбора. Кроме того, эта игра способствует развитию самокритичности, ведь, проигрывая партию в шашки, ребята учатся адекватно реагировать на поражение.
Игра в шашки появилась очень, очень давно. Она зародилась задолго до н. э. в Древнем Египте. Сначала в шашки играли в Англии, Франции и Испании. А в 16 веке игра стала приобретать популярность и распространилась по всей Европе. В России шашки появились на рубеже 11-12 веков, а при Петре 1 они становятся очень популярными, являясь обязательным атрибутом любого бала. В Советском союзе в 50-60 годы шашки были самым массовым видом спорта.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.
Новизна опыта состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм с шашками, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.
Отличительной особенностью опыта является:
- направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.
Цель: развитие логического мышления детей дошкольного возраста при обучении играм с шашками.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Познакомить старших дошкольников с правилами и простыми комбинациями шашечной игры в процессе кружка «Шашечные дороги».
2. Научить детей играть в настольные игры с шашками: «Крестики – нолики», «Уголки», «Поддавки», «Шашки», развивая у них интерес и активное участие.
3. Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии.
4. Воспитать настойчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.
Существует много вариантов игр с шашками. Они отличаются размером поля, количеством шашек и принятыми в данной игре правилами. Свою идею по приобщению детей играм с шашками я начала воплощать с подбора литературы о шашках и составления программы кружка «Шашечные дороги», состоящий из ряда игр с шашками: «Уголки», «Крестики -нолики», «Поддавки», и конечно «Шашки». Занятия кружка проводились один раз в неделю в течении двух лет старшего дошкольного возраста. Это позволило детям не только овладеть основами шашечной игры, но и познакомиться с красотой комбинационных приемов, узнать истории развития игр с шашками.
Интересный занимательный материал использовала из книг «Энциклопедия игр», Е.М.Юровского «Зайкина школа», В.Подгрибного «Шашки для детей». Для ознакомления детей с играми с шашками были созданы: демонстрационная шашечная магнитная доска, несколько шашечных полей разного цвета и размеров, картотеки игр с шашками.
В возрасте пяти лет средний ребенок начинает видеть взаимосвязь между своими действиями и последующим развитием ситуации, поэтому именно на этом этапе он впервые оказывается способным выстроить некую стратегию. Специалисты по детскому развитию уверяют, что эту новую способность следует развивать как можно скорее, а одним из лучших способов это сделать является обучение малыша правилам игры в шашки.
Игровой процесс в этом случае заставляет думать, ведь выиграть может только довольно умный и внимательный человек. При этом игровая соревновательная составляющая заставляет ребенка возвращаться к задаче снова и снова, чтобы все-таки добиться успеха. Конечно, против серьезного соперника маленький новичок будет постоянно проигрывать, что не слишком интересно, но ведь соперников можно найти и среди сверстников – тогда шансы на успех будут выше.
Регулярно играя в шашки, старший дошкольник приобретает способность сосредоточиться на решении какой-то задачи (что большинству детей несвойственно) и усидчивость. Эти качества очень полезны для обучения в школе – ребенок с большой долей вероятности будет делать определенные успехи сразу же. Более того, для победы необходимо уметь продумывать стратегию на несколько ходов вперед, что пригодится на любом этапе жизни. В шашках малыш учится еще и тому, что нужно самостоятельно принимать решения, а некоторые из них могут оказаться ошибочными – тогда нужно уметь принимать последствия собственной ошибки.
Опыт работы с детьми свидетельствует, что игры с шашками благотворно влияют на развитие дошкольников, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера. Эти игры помогают установить положительные отношения со сверстниками, именно в игре дети учатся действовать в соответствии с правилами, сопереживать друг другу, успешно выигрывать и проигрывать с достоинством. Благодаря играм с шашками дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
На начало учебного года в старшей группе играющих детей в шашки насчитывалось 5- 7 человек, а к концу года уже 80% детей в группе с интересом играют в игры с шашки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр" (Опыт работы).
Полезна для воспитателей старших групп....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.
Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательн...
Методическая разработка «Развитие логического мышления старших дошкольников через введение в мир экономики»
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умс...
Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...
"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...