Проект "Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр" (Опыт работы).
проект по математике (старшая группа) на тему

Шильникова Татьяна Вениаминовна

Полезна для воспитателей старших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_iz_opyta_raboty_po_logicheskomu_myshleniyu.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»

ПРОЕКТ

«Развитие логического мышления старших дошкольников  через использованием  дидактических игр.»

        

Воспитатель: Шильникова Т.В.

Пояснительная записка

Формирование открытого демократического общества, права на собственное понимание мира и своего места в нем, требует от каждой личности умения мыслить. Такое умение должно закладываться с самого раннего детства и непосредственно связано с системой образования. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно -образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно организовать совместную деятельность ребёнка со взрослым (непосредственную образовательную деятельность), корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Таким образом, в детском саду созданы все условия для формирования гармоничного развития личности.

Актуальность

Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.  Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.  Заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников. На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления..

Цель: заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

Длительность работы проекта.

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь

2 этап – основной (формирующий) - октябрь – апрель

3 этап – заключительный (контрольный) – май

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей.

На формирующем этапе было проведено:

1. Отбор и моделирование форм работы с детьми;

2. Преобразование предметно – развивающей среды.

3. Апробация авторских разработок.

На заключительном этапе диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Задачи 1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Сроки реализации программы – учебный год.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.

Формы и приёмы работы: игра дидактическая, развивающая, игра-путешествие, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, графический диктант.олимпиады,КВН,развлечения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА .

В основе педагогического проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблемы развития мышления: С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, П.П. Блонского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Е.А.Вяхирева, А.И.Мещерякова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж.Пиаже, М.Монтессори, и др).

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.

К основным мыслительным операциям учёные относят:

1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.

2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.

3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

4. Абстракция. Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления. Например, абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим цветом. Говоря «зелёный» мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т.д., то есть, абстрактное понятие превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путём абстрагирования были созданы такие абстрактные понятия как длина, широта, количество, равенство и др.

5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.

6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

3.Провести анализ эффективности проделанной работы.

Обязательным условием работы было: целенаправленно вести развитие мыслительных способностей старших дошкольников в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх, в шахматных играх. Роль этих технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря ним ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.

Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.

Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.

В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.

В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.

 Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

И, хотя линия на развитие мыслительных способностей дошкольников достаточно прослеживается в пособиях, в них немало упражнений, направленных на развитие системы познавательных действий и операций, однако моя многолетняя педагогическая практика показала, что необходимы дополнительные задания, требующие применения знаний в новых условиях.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный.

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

-воспитание системы нравственных межличностных отношений

Включение заданий по развитию логического мышления на любом занятии формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии мышления детей, было проведено исследование по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе работы был проведен анализ имеющейся системы работы по данному направлению. Для этой цели было проведено:

1. Анкетирование родителей.

2. Анализ предметно – развивающей среды.

3. Диагностирование детей.

С целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация была проведена диагностика дошкольников.

Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.

Задачи данного этапа:

1. Разработать систему по формированию операций логического мышления.

2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками;

3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии

сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;

5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей.

На третьем (заключительном этапе) проведенная диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Работа с родителями.

-Консультации, Папки передвижки.-Для систематизации работы по теме был составлен тематический перспективный план работы с детьми.

Тематический перспективный план.

Содержание занятий

Цель, задачи

Работа с родителями

сентябрь

1.Обучение приёму «Сравнение». Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось».        2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.          3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления.

Родительское собрание «Развитие логического мышления у дошкольников»

октябрь

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»,»Подскажи Незнайке» 2.»Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему»  Знакомство с карточками – символами.                                       3.Решение логических задач. 4. Головоломки «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».  

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Задачи на логическое мышление, логические концовки.

ноябрь

1.Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки».              3.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами.              4.Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

Консультация «Игры для развития логического мышления детского сада и дома»

декабрь

1.Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ»             2.Д/И «Подбери и назови».         3.Игра с палочками Кюизенера.  4.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

январь

1.Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов».      2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

Памятка для родителей «Развитие логического мышления у детей 5-6 лет»

февраль

1.Ограничение. Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее».                     2.»Найди фрагменты изображений».                                  3. Головоломки «Сложи квадрат», «Танграм». «Найди клад».                                  

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

 Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету ,форме, размеру)

март

1.Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика».                             2.Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её.                     3. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».4.Олимпиада

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Папка передвижка «Веселые цифры»     «Живые геометрические фигуры»

Апрель    

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И «Почему это произошло».     2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое», «И хорошо и плохо».        2. Придумывание небылиц.        3.Нарисуй справа такую же фигуру.4. КВН

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Май        

1.Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка» ……………   2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.  3. Решение логических задач.     4.Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

Круглый стол по теме «Я учусь считать»

       

1 Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка».                           2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.               3.Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

4.Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.

Предметно-развивающей среды : способной активизировать ребёнка и при необходимости отдохнуть. Среда группы была сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей. Всю  строилась на технологии сотрудничества, на личностно- ориентированной технологии. Искали и находили разнообразные методы и формы работы. Основной формой организации работы явились развивающие игры, которые использовались на занятиях, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей. Ведущими методами работы являются методы творческо-поискового характера: решение проблемных ситуаций.

В группе были оформлены: лабиринты, «Чудо-книга», игра «По стрелочке», «Вычислительные машины». Для более углубленной и эффективной работы был организован шахматный клуб «Шахматка», клуб «Знатоков », «Уголок Умников». Уголки и клубы были художественно оформлены, оснащены дидактическими играми, известными и неизвестными с различной степенью трудности.

Занятия в шахматном клубе проводились 2 раза в неделю по авторской программе «Шахматный мир – детям» .

В режиме дня старших дошкольников выделялось специальное время и место для игр в «Клубе Знатоков» и заседаний «Совета Мудрецов»

Игры «Клуба Знатоков» проходят два раза в месяц, начиная с ноября месяца, т.е. с того момента, когда у детей появляется накопление опыта выделения существенных признаков предмета, анализа, сравнения. Игра проходит по типу взрослой интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Традиции взрослого клуба существуют и в нашем клубе: «Правила клуба Знатоков», «Черный ящик», музыкальная пауза, стол, разбитый на сектора с крутящейся лошадкой, конверты с вопросами, которые разработаны к каждому занятию на весь учебный год, табло и, конечно же, символ клуба – Мудрая сова. В данной игре эффективным является метод «мозгового штурма»

Данная игра способствует интеллектуальному развитию детей, упражняет их в умении применять накопленные знания в нестандартной ситуации, находчивости, сообразительности, смекалке; учит детей активности мысли, коллективному мышлению, систематизирует знания и понятия. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах.

«Состязание Мудрецов» - эффективный проблемно–поисковый метод. Заседание совета Мудрецов проходит в «Уголке Умников». Два раза в неделю, во вторую половину дня, любители «поломать голову» собираются вместе с воспитателем и решают самые разные познавательные, логические задачи, проблемные ситуации. Дети получают конверты с задачами от героев в которых заключены проблемные ситуации, к примеру, такие, как: «Что случится, если куры научатся летать?». Встречаются задачи, которые можно решить, проведя опыты и эксперименты, такие, как: «Как напиться галке?», ведь опыты позволяют не просто созерцать предмет, а учат ставить и разрешать определенные познавательные задачи: как найти причины и следствия того или иного явления, как отличить главное от второстепенного, как увидеть действие того или иного фактора. Дети учатся самостоятельно осмысливать обнаруженное и самостоятельно делать выводы. Детям предлагаются задания разной степени сложности. Главное, чтобы решение проблемы увлекло их. Задача воспитателя - умело направлять мысль детей в нужное русло. Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к занятиям, математике, в частности, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладеть цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений. Важно формировать у ребёнка продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умение устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известными. Продуктивное мышление дошкольников проявляется пока ограниченно. Но если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает новое что-то для себя, пусть известное для других – это уже показатель продуктивности его мышления.

При подаче нового материала игры организовывались по подгруппам и индивидуально с учётом индивидуальных особенностей ребенка; при закреплении материала – различным способом, в том числе – групповым. Во время игр-занятий от взрослого требуются: терпение; умение играть и верить в игру; умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка; умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка; его творчество.

Такие игры, как: «Вычислительные машины», «Данетки», «Черный ящик», «Клуб Знатоков», «Совет Мудрецов», шахматы, лабиринты, «Чудо-книга», стали трамплином активизации мыслительной деятельности детей.

В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей. С этой целью разработан цикл занятий, объединенных общей идеей- решение логических задач. Наиболее типичные задачи: определение закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам. Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей- занимательные игры, игровые материалы и пособия. Логические задачи подобраны с учетом возраста, последовательности усложнений.

Конечным результатом данного опыта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс.

Результаты работы свидетельствуют о том, что дети, с низким уровнем развития сумели овладеть логическими операциями и выполняли их в речевом и практическом планах. Они научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно представленные образы.Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали.Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены. Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить.Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу. Данные об успеваемости выпускников группы свидетельствуют о том, что именно развитие логического мышления у детей является основой для усвоения школьного материала по любым предметам.

Вывод: Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности

Ожидаемый результат: Ожидаемым результатом данного проекта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс. Конечным результатом  деятельности с детьми была олимпиада.

Библиографический список.

  1. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
  2. Альтхауз Д., Дум Э.Цвет- Форма- Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста- М.:Просвещение, 1984.
  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
  6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).
  7. Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. - Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.
  8. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.
  9. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003.
  10. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979.
  11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
  12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956.
  13. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: Московский психолого-социальный ин-т,1998.
  14. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.
  15. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.
  16. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". М., 1967.
  17. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991.
  18. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
  19. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера –М.:Педагогика,1969.
  20. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред.О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой –М.: Изд. «Гном и Д»,2000.
  1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986.
  2. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28.
  3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.
  4. Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.:- АСТ-ПРЕСС, 1999.-240с.
  5. Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 1999. - 319 с.
  6. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Речь, 2003.
  7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М.: Просвещение, 1988.-190с.
  8. Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003.
  9. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности-М.: Гном и Д,2000.
  10. Копытов, Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.- АСТ- ПРЕСС, 1999.-240с.
  11. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.211-212
  12. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2003 г.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.-М., 1983 (Мышление: 79-92).
  14. Лурия А.Р. Язык и мышление.-М., 1979.
  15. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург. 1997
  16. Люблинская А.А. Детская психология. - М.:Просвещение,1985.
  17. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94 с.
  18. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка.- М: Тип. Госснаба, 1993.-168с.
  19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола,1995
  20. Осипова, Е.А. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет»: Книга для родителей и воспитателей.- М.: АРКТИ, 2004.
  21. Пиаже Ж. Избранные психологические труды-М.: Межд. пед. академия,1994.
  22. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992г.
  23. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника-М.: Педагогика,1997. « Подготовка детей к школе в семье», под. Ред. Марковой, Т. А, Сохина, Ф. А.- М.: Педагогика,1976.- 192 с.
  24. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред.Л.А.Венгера-М.:Педагогика,1986.
  25. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.
  26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология –М.: Акцидент,2000.
  27. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000.
  28. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль:Академия,2000.
  29. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  30. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.
  31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Нар. Асвета, 1981.
  32. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца М., 1991
  33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Педагогика,1989.
  34. Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. Москва. РОСТкнига. 2003г