Консультация "Игры на развития жестов и мимики"
консультация (старшая группа)

Коваль Елена Владимировна

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_yazyka_zhestov_i_mimiki.docx530.04 КБ

Предварительный просмотр:

Эти игры развивают язык жестов и мимики, пантомимику. Ребенок должен понять, что кроме речевых, существуют и невербальные средства общения.

Разговор через стекло

Детям предлагается поговорить на какую-либо тему, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Например, просьба принести стакан воды или сказать о том, что другой забыл одеть шапку. После игры надо обсудить, что чувствовали дети, легко ли им было. Эта игра развивает способность передавать чувства и мысли с помощью мимики и пантомимики.

Изображение сказки

Необходимо два ребенка или две команды. Каждая изображает какую-либо сказку с

помощью жестов и мимики. Можно изображать героев и вещи, которые им принадлежат. Другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. О том, как и что показывать группе можно договориться заранее.

Иностранец в гостях

Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает ни слова из русского языка. А вы не знаете его язык. Пусть ребенок пообщается с ним без слов, пообедает,

покажет свои игрушки, комнату.

Стихи без слов

Взрослый читает стихотворение:

Ждет гостей сегодня кошка И волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?» Ну а гости тут как тут.

Друг за дружкой по дорожке Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке Везет орешки.

Кудрявый барашек С букетом ромашек.

Катит медвежонок Меду бочонок.

Тащит петушок Проса мешок.

До чего ярок Лисий подарок!

Еще один гость – В зубах кость.

Подарок царский – Сыр швейцарский.

А кот Тимофей Принес двух мышей.

Всем подаркам кошка рада, С одного не сводит взгляда. Догадайтесь поскорей,

Чей подарок всех милей? (Е. Ефимовский)

Нужно передать содержание стихотворения мимикой и пантомимикой. Можно использовать любое стихотворение.

Поговорите с ребенком о важности речи и ее правильности. О значении жестов и мимики для выразительности речи. Для чего мы говорим, умеем ли слушать, почему некоторые говорят слишком мало, а другие слишком много.

В процессе игры покажите ребенку, что мимика и жесты не всегда совпадают с тем, что мы говорим словами. К примеру, говоря что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, выражая этим агрессию.

Игровые упражнения по развитию мимики

  • «Съели        кислый        лимон»        (дети морщатся).
  • «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
  • «Встретили        знакомую        девочку» (улыбаются).
  • «Испугались  забияку»

(приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

  • «Удивились» (приподнимают  брови, широко открывают глаза).
  • «Обиделись» (опускают уголки губ).
  • «Умеем  лукавить» (моргают  то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по обучению жестам

  • Покажите        высокого        мальчика, «низкого»;
  • там, вверх, вниз, вокруг;
  • я, ты, мы;
  • маленького комарика; медведя.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

  • «Расцвели, как цветы».
  • «Завяли, как травка».
  • «Полетим, как птицы».
  • «Идет медведь по лесу».
  • «Крадется волк за зайцем».
  • «Плывут уточки».
  • «Идут пингвины».
  • «Жук перевернулся на спину».
  • «Скачут лошадки» («рысью», «галопом»).
  • «Мчатся олени».

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, могут самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

Следующие игры посвящены развитию мимики, пантомимики и жестикуляции – важным средствам коммуникации, которые малыш будет учиться использовать взамен словесного высказывания или в его поддержку.

Что это такое?

Это простое упражнение можно проводить с закрытыми глазами, используя большое количество самых разных по свойствам предметов. Ребенку в ладошку кладется мелкий

предмет (камушек, шишка, крупная пуговица, ракушка, орешек, катушка и т.д.) Его задача – описать то, что находится в руке и попытаться назвать предмет. Это сделать не так-то

просто, если предмет ощупывается не двумя руками, а лишь одной рукой – той, в которой он находится.

Если в небольшой закрытой крышкой коробочке по бокам сделать два круглых отверстия для рук, то получится «загадочная шкатулка», в которой смогут находиться «загадочные предметы» большего размера. Просовывать с двух сторон руки в коробочку, находить и ощупывать предметы с разной фактурной поверхностью малыш будет с большим удовольствием!

Трудные вопросы

По очереди с ребенком вы превращаетесь в Незнайку, который на любой вопрос должен выражать свое недоумение и растерянность: приподнимать и опускать плечи, разводить в

стороны руки, приподнимать брови, изображать растерянность на лице мимикой. Чтобы игра получилась веселой, ее можно связать с логоритмическими упражнениями: притоптывать в такт шутливым вопросам-чистоговоркам. Вот примерные шутливые вопросы игрокам:

  • Та-ра-ра, та-ра-ра! На дворе растет трава?
  • Ду-бу-ду! Ду-бу-ду! Это ворон на дубу?
  • За-за-за! За-за-за! Пряники жует коза?
  • До-ре-ми-фа-соль-ля-си: Сели зайки на такси?

Что мы делали – не скажем, лучше это вам покажем!

Эту известную игру-пантомиму можно превратить в занимательное «пантомимическое лото», если заранее приготовить побольше картинок или карточек с изображением самых разнообразных действий персонажей: кто-то умывается, вытирает посуду, ест, поливает цветы, надевает сапожки и т.д.

В начале игры карточки лежат стопкой изображениями вниз. Игроки по очереди берут по одной карточке и жестами пытаются изобразить действие того или иного персонажа. Тот игрок, кто быстрее других правильно «прочитал» это действие – догадался о том, что

показывается жестами – забирает карточку с этим действием себе. Выигрывает тот, кто сумел отдать своим товарищам по игре все свои карточки (то есть верно и точно изобразил нужные движения), а также тот, кто накопил-собрал больше всех чужих карточек (быстрее других определял действия других игроков).

«Пантомимическое лото» вполне может стать «зоологическим», если участники получат карточки с изображением животных. Тогда их задача будет заключаться в том, чтобы изобразить походку или повадки своих животных.

Необычные подарки

Эти подарки нельзя увидеть, их можно только назвать, ощутить и …подарить другому. Дети встают в круг и готовятся передавать друг другу воображаемые предметы: воздушный

шарик, тяжелую коробку, стеклянную вазу, круглый торт, большую длинную машину, маленького пушистого кролика, розочку и т.д.

Каждый объект требует не только разного положения рук, но и разных телодвижений, мимики. Например: кролика бережно удерживаем в ладошках, поглаживаем по длинным ушам, улыбаемся; стеклянную вазу ставим донышком на ладошку одной руки, а второй – обхватываем за горлышко, передаем не спеша, осторожно; стебелек розы удерживаем двумя пальчиками – большим и указательным, приближаем цветок к себе, вдыхаем аромат,

улыбаемся и т.д.

Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова!

Это упражнение научит пару игроков выполнять согласованные движения, имитирующие общее действие, например, пиление дров. Каждый игрок в свою очередь выдвигает вперед

одну и ту же (ведущую) руку, согнутую в локте (на манер «рычажка»), изображая движение пилы по бревну. Для того, чтобы действия пары получились слаженными и ритмичными, вначале их можно выполнять вот с такой потешкой:

Раз-два! Раз-два! Пилим на зиму дрова! Раз-два, раз-два! До чего пила остра!

Ест пила березу, дуб, Ест пила осину!

Будут в печке полыхать Бревнышки всю зиму!

Хорошо, если «пильщики» время от времени могут менять руки, то есть совершать движения разными руками.

Тук-тук! Тук-тук! Раздается в кузне стук!

Это упражнение на синхронные движения двух «кузнецов», каждый из которых будет удерживать в руке свой молот, поочередно поднимать руку с тяжелым молотом вверх (немного заводить ее за спину) и быстро опускать ее вниз , молотом - на наковальню: Тук-тук! Тук-тук!

Молот нам в работе - друг!

С ним скуем подковы, гвозди, Чтоб везли нас кони в гости!

Так же, как и «пильщикам», «кузнецам» время от времени следует менять руки, то есть совершать движения своими тяжелыми молотками разными руками.

Сова летит!

Это упражнение учит ребенка сдерживать свои эмоции, двигательную активность в целом, оставаясь неподвижным некоторое время – действовать согласно командам ведущего.

Пляшут зайки на полянке Целый день, целый день! Кувыркаться и резвиться Им не лень, им не лень!

«Зайки» или игроки действительно получают возможность совершать любые произвольные движения, прыгать и скакать вволю, пока ведущий не произнесет: «Сова летит!» Вот тут все

«зайки» замирают настолько, насколько это возможно. Мышцы игроков напряжены, ведь

«сова» ( в нее может превратиться сам ведущий) способна заметить даже малейшее движение незадачливого зверька и схватить его!

Снеговичок тает

  • Сначала «Снеговичок» стоит, опустив руки вдоль туловища, и радуется зимней погоде.
  • Затем он начинает медленно опускаться на пол без помощи рук. Это начинает пригревать весеннее солнышко!
  • «Снеговичок» продолжает подтаивать: движение вниз продолжается, он медленно- медленно садится на пол.
  • Наконец, снежный человечек медленно ложится….

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок во время игры не падал на пол, а опускался на него медленно и осторожно.

Хорошо сопроводить «таяние» плавной мелодией и, если это нужно, при первых пробах разрешить ребенку опираться на руки, опускаясь на пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Мимика и жесты"

Программное содержание: познакомить детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие  и т.д. ), с тем, как по внешнему виду отличить,  например, испуг...

Дидактическая игра «Крокодильчик» по развитию «говорящих» жестов, мимики.

Подготовительная группаЗадачи:1.Обогащать словарный запас детей.2.Формировать и совершенствовать мелкую моторику рук, двигательные умения и навыки.3.Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, вни...

Мастер-класс. Тема:«Пантомима, как средство развития эмоций и мимики с неговорящими детьми».

МАСТЕЗ-КЛАСС. ТЕМА: "Пантомима, как средство развития эмоций и мимики в работе с неговорящими детьми". У детей с ОВЗ наблюдается нарушение мимической моторики. это проявляется в вялости...

Мастер - класс «Упражнения на развитие мимики, пантомимики, жестов по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга»__________________________________________________________________155040 Ивановская обл., г...

Игры для развития языка жестов и мимики

игры для развития языка жестов и мимики...

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации экспериментального клуба мимики и жестов «Ярче тысячи слов»

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации экспериментального клуба мимики и жестов «Ярче тысячи слов» ...