Проект «Современные подходы к воспитанию и обучению дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Леонтьева Елена Павловна

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.

Цель:

Ознакомление педагогов с новым видом совместной деятельности, создание лэпбука в детском саду.

Задачи:

- Развивать внимание и воображение детей.
- Научить ребенка творчески подходить к созданию лэпбука.
- Дать расширенное представление детям о окружающей нас действительности.
-  Представить педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста.
- Мотивировать педагогов на использование в своей практике методов, приёмов, игровых заданий.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Современные подходы к воспитанию и обучению дошкольников»

Введение

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, открытости миру и доверия. Вместе с тем, семья тоже нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут и учиться и работать, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в нормальных условиях, хорошо питается, с ним занимаются педагоги.

Дополнительное образование детей многообразно, различно направлено. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Чем больше ребѐнок усваивает дополнительные знания и навыки, тем легче ему будет определиться в жизни, в выборе профессии, тем менее он будет уязвим в наше время - время постоянных перемен.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой профессионализм. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с детьми, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.

Цель:

Ознакомление педагогов с новым видом совместной деятельности, создание лэпбука в детском саду.

Задачи: 

- Развивать внимание и воображение детей.
- Научить ребенка творчески подходить к созданию лэпбука.
- Дать расширенное представление детям о окружающей нас действительности.
-  Представить педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста.
- Мотивировать педагогов на использование в своей практике методов, приёмов, игровых заданий.

Что такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.   

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с  дошкольниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук   выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Из чего состоит лэпбук?

Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

Например это: достопримечательности Республики Мордовии (музеи, памятники, театры, храмы, растения и животные занесённые в красную книгу, детские писатели РМ и т.д.)

Чтобы сделать лэпбук понадобится:

1. Распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно рисуем шаблон. Для шаблонов лучше использовать цветную бумагу для принтеров тем самым папка получается цветная и красочная;

2. Папка раскладушка из плотного материала. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками.

После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой и украшаем по теме. Например, если это животные или растения занесённые в красную книгу, то можно сделать книгой и в ней кармашки.

3. Ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;

4. Безграничная фантазия.

Для чего нужно  применение лэпбука в детском саду?

Лэпбук помогает ребенку лучше усвоить информацию по изучаемой теме, понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуально запоминает материал). Взрослым такая форма обучения тоже понравится. В любое время ребенок открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий не только в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание   лэпбука это одно из видов совместной деятельности взрослого и детей.

В интерактивной тематической папке “Города нашей Мордовии ”, которую мы вместе с детьми сделали будут хранится материалы для занятий, о городах республики Мордовии.

На обложке нашего лэпбука мы приклеили герб, флаг нашей республики и символ Мордовии  - Лису символизирующую богатство окрестных лесов ценными пушными зверями и охотничий промысел. Лиса не только запечатлена на государственной символике Республики Мордовия, но и служит предметом культурного наследия.

Внутри папки мы сделали 6 кармашков с изображением городов, которые находятся в Мордовии и  герб. Дети должны знать города нашей Республики.
Заключение

В нашей книжке – раскладушке поместилось много информации в привлекательной и интересной форме. И каждый может сделать это по-своему и главное нужно сделать это, совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

Реализация нашего проекта «Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей» включает три этапа:

Подготовительный этап - мы педагоги изучили материалы о лэпбуке из методического журнала «Дошкольное образование», из сайта «Это интересно!»

Основной этап - это создание лэпбука  «Города нашей Мордовии» который состоит из 6 развивающих элементов.

Заключительный -  этапе планируем организовать выставку совместных работ воспитателей, родителей и детей по различным темам. Например: «Достопримечательности нашей республики», «Насекомые», «Профессии» и т.д.

Таким образом, в ходе реализации данного проекта удалось ознакомить педагогов с новым видом совместной деятельности, сделать лэпбук в детском саду «Города нашей Мордовии»

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Список литературы:

1. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Внешкольник, 2000, № 3

2. Морозова Н.А. Дополнительное образование как одно из направлений воспитания в непрерывном образовании. – М.,2000

3. Дошкольное образование журнал

4. Сайт «Это интересно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.

Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. ...

Консультация «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»

Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников....

Современные подходы в воспитании дошкольников

В консультации описаны методы и приведены примеры использования  подходов воспитания современного поколения от известных психологов...

Современные подходы к процессам воспитания и обучения дошкольников в ДОУ

Современные подходы к процессам воспитания и обучения дошкольников в ДОУ...

Особенности гендерного подхода в воспитании и обучении дошкольников

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Орган...

«Нейропсихологический подход в воспитании и обучении современных детей»

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально  ассиметричных полушарий – левого и правого,каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходим...

«Элементы орф – педагогики как креативный подход в воспитании и обучении дошкольников» (из опыта работы)

Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать н...