«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»
занимательные факты (средняя группа)

Водясова Елена Валерьевна

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»

Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»

Подготовила – воспитатель Водясова Елена Валерьевна

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

 

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач.

Именно в период дошкольного возраста и начинают формироваться нравственные чувства детей, имеющие значение для развития дальнейших детских взаимоотношений. А задача развития духовно – нравственной сферы, на данном этапе решается успешнее, чем гуманнее становятся сами взрослые, тем добрее и справедливее они начинают, и относиться к детям. Тем самым и служат наглядным примером – образцом для подражания.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания духовно – нравственных качеств у дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Эти чувства формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастают из любви к своей семье, к детскому саду, городу, родному краю, героическим поступкам своих предков.

Исходя из этого, цель духовно – нравственного воспитания мы  видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, развитие таких личностных качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

В период формирования духовно – нравственных ценностей, решаются следующие задачи:

  • соединять воспитание и обучение через изучение традиций, предоставлять детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
  • приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
  • воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, уважительное отношение к Государству и природе своей страны.

Для реализации целей и задач нами создаются следующие педагогические условия:

  • Духовно - образовательное. На совместной образовательной деятельности дети изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик - семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д.
  • Воспитательно - оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит, в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду.
  • Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь в организации «Огорода на окне», в труде на участке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствует организовать деятельность по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.
  • Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.

Для более эффективной работы по воспитанию духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

  • мини лаборатория, oбoрудoванная материалами для детскoгo экспериментирования
  • мини музей, в котором широко представлены этнокультурный быт и экологическая среда нашей малой Родины
  • групповые уголки природы оснащены богатым материалом для самостоятельных игр, исследования, общения с живой природой, ознакомления с природой Мордовского края
  • территория детского сада: игровые площадки для организации детских праздников, разнообразие пород деревьев и кустарников, огород, цветник, экологическая тропа с такими объектами как: фитогрядка, водоем, птичий городок.

Совместно с детьми разрабатываются проекты, проводятся природоохранные акции, такие как «Покормите птиц зимой», «Всемирный день помощи бездомным животным», «Добрые крышечки», «День земли» и др. В групповых уголках природы и патриотических уголках, благодаря родителям, пополняются коллекции. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира и историческим наследием Мордовской земли.

Заключение

В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее, начинает формироваться в детском саду, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_v_104_sad.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»

Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»

Подготовила – воспитатель Водясова Елена Валерьевна

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач.

Именно в период дошкольного возраста и начинают формироваться нравственные чувства детей, имеющие значение для развития дальнейших детских взаимоотношений. А задача развития духовно – нравственной сферы, на данном этапе решается успешнее, чем гуманнее становятся сами взрослые, тем добрее и справедливее они начинают, и относиться к детям. Тем самым и служат наглядным примером – образцом для подражания.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания духовно – нравственных качеств у дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Эти чувства формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастают из любви к своей семье, к детскому саду, городу, родному краю, героическим поступкам своих предков.

Исходя из этого, цель духовно – нравственного воспитания мы  видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, развитие таких личностных качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

В период формирования духовно – нравственных ценностей, решаются следующие задачи:

  • соединять воспитание и обучение через изучение традиций, предоставлять детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
  • приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
  • воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, уважительное отношение к Государству и природе своей страны.

Для реализации целей и задач нами создаются следующие педагогические условия:

  • Духовно - образовательное. На совместной образовательной деятельности дети изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик - семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д.
  • Воспитательно - оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит, в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду.
  • Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь в организации «Огорода на окне», в труде на участке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствует организовать деятельность по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.
  • Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.

Для более эффективной работы по воспитанию духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

  • мини лаборатория, oбoрудoванная материалами для детскoгo экспериментирования
  • мини музей, в котором широко представлены этнокультурный быт и экологическая среда нашей малой Родины
  • групповые уголки природы оснащены богатым материалом для самостоятельных игр, исследования, общения с живой природой, ознакомления с природой Мордовского края
  • территория детского сада: игровые площадки для организации детских праздников, разнообразие пород деревьев и кустарников, огород, цветник, экологическая тропа с такими объектами как: фитогрядка, водоем, птичий городок.

Совместно с детьми разрабатываются проекты, проводятся природоохранные акции, такие как «Покормите птиц зимой», «Всемирный день помощи бездомным животным», «Добрые крышечки», «День земли» и др. В групповых уголках природы и патриотических уголках, благодаря родителям, пополняются коллекции. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира и историческим наследием Мордовской земли.

Заключение

В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее, начинает формироваться в детском саду, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.

Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православ...

«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства колле...