Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.
статья (младшая группа) по теме

Палагина Оксана Викторовна

Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюдение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_dukhovno.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег-это много красивых снежинок, для него поёт скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется   вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше.

Программа  «Детский  сад-2100»предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим , природой, начиная с младшей группы . Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них стараюсь закреплять с детьми ранее полученные знания и знакомлю с чем-то новым. На прогулках не предусматривается проведение фронтальных занятий. Провожу работу с подгруппами или индивидуально. Основные сведения, намеченные мною , должны быть усвоены каждым ребёнком. Стремлюсь не только дать определённые знания , но и научить детей, любить и беречь природу, родные места, свою родину. Воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение  к родной  природе можно в том случае, если знакомить ребёнка с её  тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами  родных мест. Восприятие природы помогает развивать такие качества , как жизнерадостность , эмоциональность , чуткое , внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Формированию любви к родному краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах. Всю эту работу с дошкольниками проводят воспитатели.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже  известном,  виденном. В Программе «Детский сад – 2100»большое значение придаётся физическому развитию детей с целью укрепления их здоровья.

Дети пребывают на свежем воздухе два раза в день, утром и вечером, а в тёплое время года – всё время. Прогулки в основном провожу на участке детского сада. И от его оборудования зависит, какое воспитательное воздействие окажет он на ребёнка. На участке должно быть много солнца при наличии теневых уголков. Самое большое место занимает площадка для игр, где дети могли бы свободно двигаться. На участке обязательно должны быть кормушки для подкормки зимующих птиц. Они располагаются в стороне от шумных игр. Кормушки укрепляют на деревьях так, чтобы дети могли свободно наблюдать за птицами. Кормушки нельзя  прибивать к дереву, так как у дошкольников разрушается понятие об охране растительного мира.

На участке высаживают разнообразные зелёные насаждения: деревья , кустарники, цветущие растения. Деревья: клён, ясень, липа, рябина. Из кустарников: спирея, жасмин, снежноягодник. Растения не должны иметь шипов и ядовитых плодов. К деревьям привязывают скворечники, прибитые к шестам. Цветущие растения украшают участок, доставляют детям радость, эстетическое наслаждение разнообразием расцветки, форм и ароматов. Для поддержания интереса дошкольников к цветнику  важно, чтобы цветение было непрерывным.  По этому  прежде всего высаживаю  многолетники (подснежники, крокусы, ирисы, нарциссы, тюльпаны, люпин, дельфиниум, флоксы, пионы, георгины).

Из растений – самосеек использую маргаритки, календулу, ночную фиалку.

Из вьющихся растений предпочтение отдаю настурции, душистому горошку, ипомеи, которые рассаживаю возле беседки.

Клумбы – наиболее распространённое оформление цветников в детских садах. В них высаживаю  по краю клумбы низкорослые  цветущие  растения (бархатцы, маргаритки, портулак, пиретрум и другие), а в центре клумбы – высокие растения (флоксы, люпин, астры, космеи, петунию и другие).

Кроме цветника в детском саду необходимо иметь огород. Младшие  дошкольники сеют крупные семена (кабачки, фасоль, горох, бобы), сажают лук. Старшие  дошкольники  сеют  более  мелкие семена  (салат, укроп,  морковь, репу). С помощью элементарного труда детей  в  цветнике и на огороде  формирую у дошкольников навыки коллективного труда, провожу  с детьми наблюдения за ростом и развитием растений. Осенью подвожу итоги работы детей в цветниках и на огороде на Празднике урожая (Осенинах), с участием родителей и организацией выставки выращенных цветов и овощей.

На протяжении учебного года  знакомлю дошкольников с окружающей природой по четырём разделам: неживая природа, растительный мир, животный мир и труд в природе.

Основное средство познания природы – наблюдения. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого , так как  он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес , стремлюсь воспитывать у детей многие положительные качества личности, знакомлю с природными явлениями , объясняю их причины и взаимосвязь.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полётом птицы, у ребёнка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Ознакомление детей с природой во время прогулок  следует осуществлять для детей младшего , среднего и старшего возраста по временам  года, а для подготовительной к школе группе – по месяцам. Для каждой  возрастной группы намечаются задачи по ознакомлению с природой., планируется содержание прогулок, основные приёмы их проведения.

Используя дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки, приведённые во время прогулок, расширяю знания детей о природе. Полученные впечатления о наиболее существенных природных явления, закрепляю в сознании дошкольников, работой с календарём.

Встречая на прогулках настоящих животных, дети тянутся к ним. Поощряю доброжелательное отношение детей к животным, читаю детям  короткие стихотворения, знакомлю детей с частями тела данного животного, отмечаю повадки животного, его питание.

Привлекаю  дошкольников к систематическим наблюдениям природы во все  времена года, знакомлю с характерными особенностями каждого сезона. Повожу детей к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.

Также учу детей играть с песком, водой, глиной. Постепенно в результате наблюдений и игр с природными  материалами у детей развиваю способность к суждениям: они могут не только назвать предметы, но и объяснить  их свойства и назначение.

Прогулки  с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если  воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят.

Resource id #1098

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

"Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством приобщения миру искусства"

консультация для родителей о том, что необходимо делать, чтобы сформировать у ребенка нравственные и социальные качества личности...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий

Аннотация к статье.В статье представлен опыт работы педагога-психолога ДОУ по формированию нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий. Материалы данн...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....

формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям

Проект: формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям...