Выступление на заседании методического объединения воспитателей на тему: "Формирование представлений о себе у старших дошкольников"
учебно-методический материал (старшая группа)

Формирование представлений о себе у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:  «Формирование представлений о себе у старших дошкольников».

Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности, в течение которого у ребенка появляются такие личностные новообразования, как овладение нравственными нормами, соподчинение мотивов, а также формирование произвольности поведения. В настоящее время, когда для современного общества колоссальную роль содержит исследование общественно интенсивной позиции человека, содействующей его личностному развитию, в особенности значимым считается вопрос развития индивидуальной идентичности и, в первую очередь, ключевых условий, оказывающих влияние на ее развитие.

Значение представления о себе состоит в том, что ребенок приобретает определенное отношение к окружающему миру, взрослым и к себе именно в старшем дошкольном возрасте. Во время этого этапа дети начинают осознавать нравственные принципы, подчинять свои мотивы и развивать свою способность к произвольному поведению. В настоящее время, когда изучение общественно активной роли человека играет огромное значение для развития личности в современном обществе, особое внимание уделяется вопросам развития индивидуальной идентичности и ключевых условий, которые влияют на этот процесс.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать свои личностные качества, мотивы и даже оценивать свои действия, переживания и желания. Эти элементы, хоть и не подлежат оценке или сравнению, в целом формируют личность ребенка. Старшие дошкольники начинают осознавать свои поступки, учатся использовать общепринятые нормы и правила для оценки себя и окружающих. Этот процесс формирования самосознания и самооценки происходит через социальные контакты со взрослыми и сверстниками, а также через различные виды активности. Важно управлять этими процессами развития личности старших дошкольников, особенности которых до конца ещё не изучены. Одной из важных сторон этого процесса является повышение осознанности мотивов поведения у детей этого возраста. Дети начинают явственнее осознавать стимулы и последствия своих поступков в связи с развитием их самосознания, которое проявляется в самооценке.

В процессе взросления становление личности ребенка повязано с самостоятельным формированием начального его осознания и отношения к себе как духовному и социальному существу, и к физическому.

На протяжении дошкольного детства у ребенка формируется система «Я» как система представления о себе самом, суммированная на основе его взаимодействий со старшими и окружающим миром, включая в себя соборность следующих образов:

 1. Образ физического «Я» – тело и его функции.

2. Образ социального «Я» – взаимодействие и восприятие ребенка окружающими.

3. Образ реального «Я» – познание себя в сравнении с другими.

4. Образ идеального «Я» – способности, качества личности, отвечающие ее стремлениям.

В раннем детстве начинают формироваться первые проявления физического "Я" у ребенка, оно проявляется в понимании себя как отдельного существа от окружающего мира. Формирование социального "Я" происходит через взаимодействие с окружающими людьми и оценку их отношения к личности ребенка. Ребенок стремится показать свое идеальное "Я" и привлечь внимание окружающих. В процессе работы с ребенком целесообразно ориентироваться на следующие цели: не стараться изменить характер ребенка в соответствии с собственными представлениями, а установить контакт на основе взаимного уважения, доверия и понимания. Проводимые занятия направлены на развитие самосознания, самопознания, анализа действий и интереса к познанию и окружающему миру. Таким образом, осуществляется работа по гармонизации психического, физического и нравственного развития ребенка, воспитание уверенности и самоуважения.

Программа формирования представлений о себе для старших дошкольников является своеобразным курсом по изучению человека, который включает в себя следующие цели:

– создание основ здорового нравственного, физического и психического развития детей;

– предоставление первоначальных знаний из различных областей науки о человеке;

– обращение к проблеме выявления человека на свете и его физиологии в доступной, увлекательной форме, учитывая индивидуальные психологические особенности детей;

– помощь ребенку в самопознании, самообразовании, анализе собственных поступков и формировании психологического механизма - рефлексии, многосторонней активности;

– стимулирование интереса детей к познанию и изучению окружающего мира;

– воспитание у детей желания поддерживать свое здоровье и заботы о своем организме;

– реализация педагогом коррекционных мер для гармонизации психического, физического и нравственного здоровья ребенка;

– формирование у детей чувства социальной значимости, самоуважения, самоутверждения и осознания своей индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.

К старшему дошкольному возрасту дети начинают осознавать не только свои личностные качества, мотивы, оценивать свои конкретные действия и достижения, но и свои желания, переживания, которые не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют личность ребенка в целом. Все это отражается в усилении самосознания старшего дошкольника и в изменениях отношения 5–6 -летнего ребенка к другим детям. Предпосылка развития самосознания – это понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. В то же время дети начинают осознавать особенности своих поступков и по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерки для оценки себя и окружающих. Способность осознавать себя формируется у ребенка в социальных контактах со взрослыми и сверстниками, через различные виды активности, в которых он проявляет свои качества и способности. Здесь необходимо управлять процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены. Одной из сторон развития мотивов поведения в старшем дошкольном возрасте является повышение их осознанности, когда ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков, что становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание, наиболее явно проявляющееся в самооценке.

Умение выражать свое эмоциональное состояние у дошкольников воспитатель формирует в играх – драматизациях, а также театрализованных играх, требующих от ребенка использования многих средств выразительности: интонации, силы голоса, мимики, жестов и др. В играх ребенок берет на себя чью – то роль, но переживания у них «свои», и он опосредованно обучается реальным формам выражения и чтения чувств.

Необходимо учить детей способам выражения чувств. Этой цели служат многочисленные упражнения, которые проводятся в непринужденной обстановке. Один из методических приемов - «Школа жеста» (учись жестами выражать свое эмоциональное состояние и отношение к окружающим. Скажи жестом, без слов: здравствуйте, проходите, пожалуйста; до свидания; иди сюда; не делай этого!» и т. п.). Надо обратить внимание детей на жесты, которые могут быть обидными для другого человека или просто некрасивыми. Воспитатель анализирует с детьми их поступки и умения. Цель анализа - привлечь внимание ребенка к самому себе и вызвать желание становиться лучше.

В играх ребенок узнает, как правильно общаться со сверстниками, усваивает нормы и правила поведения в обществе. Он примеряет на себя различные образы и роли, разыгрывает разные сюжеты и, таким образом, осваивает мир, познает сферу человеческих взаимоотношений. В этот период дети овладевают речью и активно используют свое воображение. Логика дошкольника отличается тем, что он размышляет образно. Формируются его убеждения, принципы и самосознание.

Д. Б. Эльконин неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с фиктивным «Я». При этом сначала происходит чисто эмоциональное понимание действий другого человека как осуществляющего что-то важное и значимое для других и, следовательно, вызывающего их определенное отношение.

В игре пробуются различные модели поведения, которые применяются затем в реальных ситуациях, что является началом индивидуального опыта ребенка. Знания, приобретенные им в индивидуальном опыте, отличаются большой конкретностью. Поэтому представления дошкольника, основанные на таких знаниях, имеют менее выраженную эмоциональную окраску, чем представления, сформированные посредством общения с другими людьми, в которых аффективный элемент присутствует в большей мере.

Развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей. Важнейшая функция индивидуального опыта состоит в обеспечении когнитивной части образа самого себя фактическими знаниями о себе, своих способностях и возможностях. Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития. Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности. Поэтому важно уже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Выступление на педсовете с обобщением опыта по теме: "Формирование нравственных представлений и мотивов поведения у дошкольников"

Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их...