Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 18.10.2022 на тему: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (подготовительная группа)

Куликова Елена Павловна

Методические рекомендации для педагогов по составлению конспектов занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины.

В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.

С чувства привязанности к родной семье, воспитания родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Работа по патриотическому воспитанию в подготовительной группе продолжается через углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. То есть, что умел и знал ребенок раньше, чем увлечен сейчас и кем хочет стать в будущем. Воспитывать осознанное отношение к своему будущему, стремлению получить хорошее образование, вести здоровый образ жизни, стремлению быть полезным обществу. Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.

Через воспитание уважительного отношения к окружающим, заботливого отношения к малышам, пожилым людям; через стремление в своих поступках следовать положительному примеру проходит работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Через развитие у детей интереса к общегрупповым (общесадовским) событиям и проблемам, формирование потребности к совместному обсуждению и самостоятельному решению основных вопросов, через поддержание совместной инициативы в проектной деятельности, продуктивной (коллективные работы), событийной и других видах деятельности; организации мероприятий у ребенка воспитывается чувство сопричастности, собственной значимости для общественной жизни.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва"). Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

В соответствии с современными задачами дошкольного образования, всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей проводится по программе О.В. Дыбиной «Ребенок и окружающий мир».

«Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире. Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я.А. Коменского: • энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает); • природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется ее законам); • воспитательная ценность знаний.

Каждый подраздел программы имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает:

• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);

• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т. п. Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:

• формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

 • ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

• формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

 • формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни».

В подготовительной группе на занятиях продолжается расширение и уточнение о предметах облегчающих труд людей на производстве; об истории создания предметов. (занятия «Предметы-помощники», «Удивительные предметы», «Путешествие в прошлое книги», «Путешествие в прошлое счетных устройств», «Путешествие в прошлое светофора» и т.д.).

На занятии «Дружная семья» продолжили обобщать и систематизировать представления детей о семье (проявление любви в заботливом отношении друг о друге), расширяли представление о родовых корнях семьи.  Создание фото выставки «Моя семья», рисование на тему «Как мы отдыхаем» показало, с каким удовольствием дети рассказывают о своих близких, делятся впечатлениями об отдыхе. Знание даты своего рождения и даты рождения своих родных вызывает у ребенка желание активно участвовать в подготовке семейного торжества.

Подготовка и проведение государственных и тематических праздников: «День России», «День защитника Отечества», «День Государственного флага Российской Федерации», «День Победы», «День народного единства» «Осенняя ярмарка», «День здоровья», «День Матери», «Новый год», «Международный женский день», «День Земли», «День города» позволяют через первоначальное достоверное знакомство с историческим прошлым России, развивать интерес к развитию страны в бедующем. Продолжать знакомить с библиотеками, музеями, достопримечательностями города Москва. Расширять представления о родном крае. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране и мире, воспитывать чувство гордости за свою страну. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять представления детей о Москве – главном городе, столице России.

Приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники.  В них концентрируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями смены времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых и всего живого. Причем эти наблюдения тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.  

Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, половицы, поговорки, былины, хороводы и т. п.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, только ему свойственные нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, тем самым приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям.  

На занятиях «Защитники Родины», «Я военным быть хочу. Пусть меня научат», «Они сражались за Родину» закрепляли представления детей о Российской армии, уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

 Продолжали расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества на занятиях «Все работы хороши», «Космос», «Сколько славных дел вокруг». Формировать интерес к людям новых профессий: менеджер, рекламный агент, фермер, художник-дизайнер и т. д. Рассказывать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.

        Знакомство детей с народной декоративной росписью наполняет душу ребенка красотой, гармонией и способна увлечь национальным изобразительным искусством.

Когда речь о нравственно-патриотическом воспитании, мы стремимся, чтобы маленький человек научился отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на создание, самоопределение и развитие качеств и ценностей в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ в соответствии с ФГТ (выступление (из опыта работы) на заседании методического объединения воспитателей ДОУ)

Введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду, что приве...

Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 02.02.2023 г. на тему: «Художественно-эстетическое развитие посредством театрализованной деятельности».

Методические рекомендации воспитателям: "создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых"...