Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ в соответствии с ФГТ (выступление (из опыта работы) на заседании методического объединения воспитателей ДОУ)
статья на тему

Сирик Людмила Анатольевна

Введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду, что привело к изменению формы планирования работы воспитателей детских садов в режиме дня.

Планирование воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главной функций управления процессом реализации основной образовательной программы, приоритетами которой является совместная деятельность взрослого и детей в режиме дня и самостоятельная деятельность детей.

От того насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование режимных моментов в течение дня, зависит эффективность нашей работы в целом. Планирование воспитательно - образовательной работы в режимные моменты дня основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, на нашем желании сделать жизнь детей в детском саду интересной, полезной, творческой.

Образовательные задачи должны решаться не только в ходе НОД, но и в ходе режимных моментах, то есть в совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей.

В новой форме планирования необходимо отразить основные положения ФГТ:

- комплексно - тематический подход к построению педагогического процесса;

- интеграцию  образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей;

-возможность решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при помощи проведения режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту форм работы с детьми, через организацию различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения).

При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становиться самостоятельной деятельностью ребенка.

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т.е. предметно-развивающую  образовательную среду,  обеспечивающую  выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющую  ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.  А также    - это  организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей  - это  может быть  эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.

  Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

  Совместную деятельность разделяют:  

- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую  в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в  ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; (инд. раб).

 - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и  ухода.

Акцент на совместную деятельность детей и воспитателя делается на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

Все образовательные области связываем  друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Ведущими видами совместной  деятельности становятся:  игровая, коммуникативная,  двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.   Для разных видов детской деятельности  мы используем разные  формы работы с детьми.  Например,  для  организации трудовой деятельности используем поручения (подгрупповые и индивидуальные), познавательные опыты и задания,  дежурства,  практико-ориентированные проекты и пр. Для музыкально-художественной, включаем  слу­шание, исполнение, музыкально-дидактические и народные игры с музы­кальным сопровождением, инсценировки, драматизации.

  Планирование совместной и самостоятельной деятельности осуществляется с опорой на предметно-развивающую среду. Этот факт находит свое отражение в планировании при указании зон, в которых педагог организует деятельность детей (ра­бота в уголке сенсорного, физического, музыкального, трудового воспи­тания), при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.

  \Практика показала, что в самостоятельной  деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Самостоятельная деятельность  детей в педагогическом процессе является важной составляющей, так как собственная поисковая, двигательная, художественно – творческая деятельность детей дает возможность к более глубокому познанию мира Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.

Во время составления перспективных планов стоит учитывать этапы усвоения знаний детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике, а также необходимо предусмотреть закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала. При планировании совместной деятельности взрослого и детей выделяются следующие блоки: - ежедневное планирование НОД;

-перспективное планирование совместной деятельности в режимных моментах (утро, вечер, прогулка).

- индивидуальная работа с детьми.

Перспективное планирование совместной деятельности в режимных моментах осуществляется по двум направлениям:

-совместная деятельность,  организуемая в помещении в течение дня;

-совместная деятельность на прогулке.

В данной части следует планировать работу по реализации образовательных областей в соответствии с задачами развития и темой на неделю, это позволит воспитателю более гибко подойти к интеграции содержания, форм и методов. Для того,  чтобы систематизировать в плане  деятельность вне НОД необходима циклограмма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metodobedinenie.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

НА ЗАСЕДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МБДОУ.

Подготовила воспитатель Сирик Л. А. МБДОУ детский сад  № 64 г. Балаково.

ТЕМА: Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей                      в режиме дня ДОУ в соответствии с ФГТ.

Введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду, что привело к изменению формы планирования работы воспитателей детских садов в режиме дня.

Планирование воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главной функций управления процессом реализации основной образовательной программы, приоритетами которой является совместная деятельность взрослого и детей в режиме дня и самостоятельная деятельность детей.

От того насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование режимных моментов в течение дня, зависит эффективность нашей работы в целом. Планирование воспитательно - образовательной работы в режимные моменты дня основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, на нашем желании сделать жизнь детей            в детском саду интересной, полезной, творческой.

Образовательные задачи должны решаться не только в ходе НОД, но и в ходе режимных моментах, то есть в совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей.

В новой форме планирования необходимо отразить основные положения ФГТ:

- комплексно - тематический подход к построению педагогического процесса;

- интеграцию  образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей;

-возможность решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при помощи проведения режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту форм работы с детьми, через организацию различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения).

При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем                в совместной деятельности со сверстниками, наконец становиться самостоятельной деятельностью ребенка.

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но                        не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка,                    т.е. предметно-развивающую  образовательную среду,  обеспечивающую  выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющую  ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.  А также    - это  организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей  -              это  может быть  эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.

         Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

        Совместную деятельность разделяют:  

- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую  в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в  ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; (инд. раб).

 - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и  ухода.

Акцент на совместную деятельность детей и воспитателя делается на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

Все образовательные области связываем  друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Ведущими видами совместной  деятельности становятся:  игровая, коммуникативная,  двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.   Для разных видов детской деятельности  мы используем разные  формы работы с детьми.  Например,  для  организации трудовой деятельности используем поручения (подгрупповые и индивидуальные), познавательные опыты и задания,  дежурства,  практико-ориентированные проекты и пр. Для музыкально-художественной, включаем  слушание, исполнение, музыкально-дидактические             и народные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации.

        Планирование совместной и самостоятельной деятельности осуществляется с опорой           на предметно-развивающую среду. Этот факт находит свое отражение в планировании при указании зон, в которых педагог организует деятельность детей (работа в уголке сенсорного, физического, музыкального, трудового воспитания), при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.

        \Практика показала, что в самостоятельной  деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Самостоятельная деятельность  детей                 в педагогическом процессе является важной составляющей, так как собственная поисковая, двигательная, художественно – творческая деятельность детей дает возможность к более глубокому познанию мира Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.

Во время составления перспективных планов стоит учитывать этапы усвоения знаний детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике, а также необходимо предусмотреть закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала. При планировании совместной деятельности взрослого и детей выделяются следующие блоки: - ежедневное планирование НОД;

-перспективное планирование совместной деятельности в режимных моментах (утро, вечер, прогулка).

- индивидуальная работа с детьми.

Перспективное планирование совместной деятельности в режимных моментах осуществляется по двум направлениям:

-совместная деятельность,  организуемая в помещении в течение дня;

-совместная деятельность на прогулке.

В данной части следует планировать работу по реализации образовательных областей                в соответствии с задачами развития и темой на неделю, это позволит воспитателю более гибко подойти к интеграции содержания, форм и методов. Для того,  чтобы систематизировать в плане  деятельность вне НОД необходима циклограмма.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УТРО: Намечая деятельность детей утром, необходимо учитывать характер предстоящих занятий.

ЦЕЛЬ  (нашей утренней работы): Способствовать созданию у детей бодрого, жизнерадостного, работоспособного настроения.

ЗАДАЧИ: Включить детей в общий ритм жизни группы; создать у детей положительный эмоциональный настрой на весь день; создать условия для содержательной индивидуальной деятельности в соответствии с их интересами; обеспечить взаимосвязь между режимными моментами, видами и содержанием детской деятельности и НОД.

Утром целесообразно планировать знакомую по содержанию деятельность, непродолжительную по времени, не требующего прямого руководства воспитателя, можно планировать все виды деятельности по желанию детей ( игры, общение, труд, индивидуальная работу). Но они должны отвечать следующим требованиям:

-деятельность не должна быть продолжительной по времени (15 – 20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы (с\р и длительные строительные игры лучше не планировать).

-нежелательно планировать деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.

Утром целесообразно планировать следующие виды деятельности:

1.Короткие беседы ( индивидуальные или подгруппой), на заранее намеченные темы               и темы, возникающие по инициативе детей.

2. Работа по ЗКР (артикуляционная гимнастика, индивидуальная работа по воспитанию звукопроизношения, выработка правильной интонации, развитие фонематического слуха).

3. Рассматривание предметов, картинок, картин, альбомов, которое может быть связано        с предварительной работой по подготовке к НОД.

4.Наблюдения  за объектами живой и неживой природы.

5. Разные виды игровой деятельности (знакомые развивающие, дидактические, настоль – печатные игры, подвижные игры малой и средней подвижности, хороводные игры). При этом указываем косвенные приемы руководства и создание условий.

6.Индивидуальную работу с детьми по воспитанию культурно – гигиенических навыков, закреплению имеющихся знаний, представлений и навыков, развитие умственных способностей.

7. Создание условий для самостоятельной деятельности в разных уголках в соответствии  с зонированием.

8. Организацию трудовой деятельности ( в природе, поручения, новый вид дежурства или усложнение обязанностей).

9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

А теперь, как это выглядит на практике.  

Для младшего возраста до прихода детей следует создать условия для самостоятельной деятельности. На столах можно разложить:

- разнообразные конструкторы, строительные наборы

-настольно – печатные игры (в соответствии с возрастом)

-книжки рассказов в картинках, разнообразные иллюстрации, альбомы и т. д.

-матрешки, пирамидки, крупную и мелкую мозаику, разрезные картинки, пазлы, кубики.

Дети старшего возраста знают где, что, находится выбирают сами или можно поставить следующие вопросы «Чем хочешь заняться рисованием или будешь собирать картинку из пазлов»; «Выбирай настольно – печатные игры или рассматривание иллюстраций , альбомов, книг» ( это совместная работа и индивидуальная и самостоятельная деятельность). При этом дети учатся делать выбор, когда ребенок довел свою деятельность до конца можно поинтересоваться, почему он предпочел данный вид деятельности.

Утро всегда начинается с приветствия. Детей младшего возраста мы учим здороваться, используя простые игровые приемы.

- Сегодня к нам пришел Мишка (Зайка): «Здравствуй, Миша! Здравствуй. Да Миша, когда кто ни будь приходит, дети всегда говорят «Здравствуйте». Давайте поможем Мише всем говорить «здравствуйте».  «Здравствуй Оля!» и т. д. Или еще мы играем в забывчивость «Ой,          я забыла, какие слово надо говорить при встрече»; «А ты что потерял (забыл) в приемной».

Дети старшего возраста входят в группу, уже все здороваются со всеми, но некоторые еще здороваются индивидуально (здравствуй, привет Игорь, Даша). Можно провести работу над интонацией (выразительностью) речи. Скажи весело, печально, страшно, грустно, загадочно, интересно (начинаем с одного  ребенка: а там подключаются и другие). Сейчас вы отрабатываете интонацию; в следующий раз правильное звукопроизношение; затем развитие фонематического слуха; артикуляционную гимнастику (но лучше все это планировать в тот день, когда по расписанию коммуникация или грамота). Плавно продолжаем работу и проводим беседы по социально-нравственному воспитанию (почему надо приветствовать людей при встрече; что означает слово «здравствуйте»; как вас будут называть, когда станете взрослыми; что означает ваше имя; для чего нужны комплименты и что они значат; как их надо говорить).  Здесь можно и проверить домашнее задание: что означает имена детей  (имя мамы, папы и т.д.),  а некоторые узнали значение своей фамилии.

Можно создать ситуацию занимательности. Сегодня мы с вами будем собирать вежливые, добрые слова, кто больше назовет, соберет слов - тот получит сюрприз. Итоги подводим после завтрака. Слова – фишки каждый собирает вот в такие красивые пакеты (все утро дети доброжелательно обращаются друг с другом). Сюрприз может быть разный и медаль и вынос новой игрушки, и он как победитель в нее играет.  Эффект удивления (творческий подход) оказывается можно самим придумать, образовать фамилии от существительных, прилагательных, глаголов.(иллюстрации птиц;  рассмотреть, название, цвет, движение и образование сорока – Сорокин, серая – Серов).  Вот уже прослеживаются дидактические игры по развитию речи. Вспомним пословицы про доброту. А пословицы можно не только объяснять их можно и зарисовать, кто смелый, кто первый будет рисовать (начали совместно, затем разбились непроизвольно на подгруппы, а кто – то стал самостоятельно работать по данному направлению).

Можно провести и индивидуальная работа по изо деятельности нам подходят или схематическое изображение настроения людей или рисуем людей. Воспитатель уточняет, ставит задачу ( овалы для лиц приготовить заранее)  первый – радость, второй – грусть, третий – плакса, четвертый – придумай свое настроение. Все дальше рисует ребенок самостоятельно, или уточнить девочка или мальчик, что одето, цвет, рисуем себя или друга, семью и т.д.).

Для закрепления норм поведения, способности формирования культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать в старшем дошкольном возрасте чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций, картин из серии «Воспитание культуры поведения»;

-обыгрывание проблемных ситуаций;

-копилка добрых дел и поступков;

-обсуждение пословиц;

-загадывание загадок.

Можно разыграть сказку «Три медведя» - на новый лад. Приготовить (поставить) домик         и спросить, кому принадлежит дом ,где три стула, три чашки, три кровати. Кто ее знает, дети начнут рассказывать. Предложить только вошла Машенька в дом, а Михаил Иванович увидел         и заревел: «А-а, давно тебя Машенька ждем, научи Мишутку правилам поведения за столом»         и дети начнут рассказывать и показывать, что надо делать после еды. Это создание ситуации занимательности  в совместной деятельности взрослого и детей затем она переходит в микро группы. Предлагаем зарисовать сказку на новый лад; индивидуальная работа по изо деятельности (рисуем штрихами мех животных на готовых шаблонах); перед этим рассмотреть иллюстрации животных, вспомнить когда гладишь домашних животных, что чувствует ладошка.

 Могут возникнуть беседы на произвольные темы «Я шел в сад и увидел…» или спросить: что вы увидели, когда шли в д\ сад; чем занимались  вчера вечером; и т. д.

Еще в утреннее время нам нужно организовывать работу дежурных; уголок природы;         по НОД и по столовой.

Из уголка природы выставить 3-4 горшка и как бы мимоходом невзначай спросить, обратить внимание детей,  почему они не вместе со всеми, что случилось , привлечь внимание детей ( дети говорят -  земля сухая, листочков тоже много сухих, листья пыльные,  растениям нездоровится, что с ними делать, лечить – одеваем фартуки, (кто лечит доктор) шапочки, врачей уточняем, что нужно сделать (как их лечить) и все дальше уже началась самостоятельная деятельность; другой вариант, а у нас в уголке природы появился сюрприз – найдите его (это цветок расцвел) , а можно произвести эффект удивления,  как расцвел, когда. Пока найдут и польют, и взрыхлят; от радости сделают все аккуратно и быстро. Потом понаблюдать цвет, количество лепесточков, форма лепестков, сколько дней будет цвести.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

ЦЕЛЬ: Создать жизнерадостное настроение, организовать двигательную активность. Разученный на физкультурном занятии комплекс меняется через 2 недели. Виды (классическая, игровая, полоса препятствий, музыкально – ритмическая, подражательные движения). Конечно,  нужно преподнести и мотивацию: Сильным хочешь быть и смелым по утрам зарядку делай. Побеседовать с детьми как стать сильным и здоровым, зачем надо заниматься спортом.  Можно принести игрушку и научить ее делать зарядку, или вообразить себя спасателями, пожарными на разминке. Здесь преобладает показ упражнений и личный пример. По окончанию зарядки говорим: здоровье в порядке? Дети: Спасибо зарядке. Делаем группой, но обязательно идет индивидуальная работа.

ЗАВТРАК.

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию культурно – гигиенических навыков и культура еды, правила этикета.

Гигиенические процедуры. У малышей можно использовать разнообразные потешки          и стихи; у старших – образное слово: ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой – правую. Следим за аккуратностью в процессе умывания. Можно провести соревнования «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Особое внимание у старших детей уделить внимание самооценки и самоконтроля. Чтобы дети не толкались, можно провести аналогию с очередью в магазине,  вспомнить, как нужно вести себя в общественных местах, какие вежливые слова необходимо говорить.

Перед гигиеничными процедурами мы организуем работу дежурных по  столовой.  Спросить у дежурных как правильно раскладывать ложки; как сервировать стол. Напомнить          о безопасности. Дальше у них пошла самостоятельная деятельность. А мы с детьми умываемся. Можно организовать конкурсы «Быстрый дежурный», «Аккуратный стол». Обязательно надо дать оценку деятельности дежурных. Оценить эстетичность оформления столов.  Сажаем детей и привлекаем внимание детей к еде, знакомим с меню.

 -Мишка желает знать, что у нас на завтрак.

- кукла Катя рассказывает о том, как каша помогла ей вырасти.

 В  подготовительной группе можно, что бы дежурные озвучили меню.

Обыкновенный завтрак и подготовка к нему, но посмотрите, какие образовательные области присутствуют: «Труд» (самообслуживание, культурно – гигиенические навыки), «Познание» (этикет), «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация».

После приема пищи обратить внимание на самый чистый стол, тарелки, аккуратных  ребят. Не забыть выяснить кто же у нас победитель , кто самый вежливый.

 ПОДГОТОВКА  к НОД.

Перед занятием уберите игрушки. Используем игровую мотивацию

  • Игра «Поставь игрушку на место». У каждой игрушки есть свой домик. Поставьте игрушки в домики. Как оценку деятельности детей используйте похвалу . Оценка детей младшего возраста может  быть только положительной. Игра малоподвижного характера (совместно выбираем игру, ведущего и дальше самостоятельно играют), с дежурными готовимся  к НОД. (и наоборот).

Перед прогулкой можно спросить, интересно на улице есть ветер. Подойти к окнам, посмотреть, а как вы узнали;

  • ПРОГУЛКА.

Создать интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Перед прогулкой  у нас очень сложный момент одевание. В каждой группе есть дети, которые медленно одеваются , вот их надо иногда под каким ни будь важным предлогом отправить одеваться первыми. Малыше,  конечно , нужно учить одеваться в определенной последовательности используя игрушку или картинки  последовательного одевания.  Старшим можно предложить загадки про одежду, проговаривание последовательности одевания (одеваю теплый красный свитер, а затем комбинезон) можно считать (сколько уже оделось детей; сколько девочек еще одевается; больше одетых или раздетых), давать задания на ориентацию   в пространстве (кто стоит справа (слева) от…; впереди - сзади; форма и цвет одежды) вначале замедляется темп одевания, но постепенно дети привыкают и становятся более внимательными, наблюдательными и увеличивается скорость одевания. Оделись, построились и можно ввести игровой момент показ участка игрушке, новому ребенку или взять клубочек ниток, вспомнить для чего он нужен был в сказках привязать его к ручке двери детского сада и отправиться гулять.(не забыть его потом смотать по очереди).

Основная цель прогулки: создать условия для активной, разнообразной, интересной деятельности детей, в прогрессе которой активизировать двигательную деятельность детей, способствовать физическому развитию и оздоровлению детского организма, расширять представления об окружающей действительности, формировать трудовые навыки, воспитывать самостоятельность.

Прогулка планируется дважды в день.

Построение прогулки зависит от предшествующей деятельности детей, если занятия были связаны с интенсивной двигательной деятельностью, то целесообразнее прогулку начать          со спокойных видов деятельности.

Составные части:

Свободная деятельность детей.

  1. Наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, явлениями окружающей действительности, трудом взрослых и т.д. (указать художественное слово, которое будет использовано, или номер карточки)
  2. Разнообразные самостоятельные и организованные игры (спортивные, игры-эстафеты, подвижные разной интенсивности, сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, развивающие и т.д.).
  3. Трудовая деятельность, в которой дети могут принять активное участие в форме коллективного труда, поручений (индивидуальных и под групповых): хозяйственно-бытовой  на участке и веранде, труд в природе - на цветнике и огороде, ручной труд (в теплое время года).
  4. Индивидуальная работа с детьми по разным видам деятельности с целью закрепления представлений и умений, развития психических процессов, воспитания нравственных качеств, особое внимание уделяется осуществлению индивидуальной работы по физическому развитию детей.
  5. Начиная со средней группы, может быть запланирована целевая прогулка за пределы детского сада.

Планируя работу на прогулке, необходимо указать:

  • форму организации деятельности: фронтальная (коллективная), подгрупповая, индивидуальная (с кем конкретно),
  • цель, с которой планируется та или иная работа, игра, наблюдения и т.д.,
  • приемы руководства, распределение обязанностей,
  • выносной материал.

Игровой материал для прогулки готовится заранее. Планирую подвижные игры:                   2—3 игры большой подвижности  2—3 игры малой и средней подвижности. Необходимо предусмотреть и игры на выбор детей.

Вывожу детей после физкультуры, музыки и провожу малоподвижную игру «Жмурки»  по новому: 2м детям завязываем глаза, остальные к ним подходят по очереди и ведущие должны по рукопожатию, по шепоту, по одежде узнать, кто перед ним стоит.  Успокоились. Наблюдение (бывает так, что запланировал одно, а наблюдаем другое). Например, запланировали понаблюдать за птицами, их нет ни одной. Ориентируюсь по ситуации наблюдем то, что заинтересовало детей (небо, листья, кто – то нашел паучка). Присутствует ситуативный разговор посмотрите вокруг, назовите мне особые осенние слова (приметы осени) отмечаю, самых активных и наблюдательных. Индивидуально- стихи про осень (птиц, солнце, дождь). Можно выучить небольшую закличку, приметы рассказать (Сухие листья на деревьях шуршат к снегопаду, чтобы постояли тихо послушали. Если был дождь можно рассмотреть лужи их форму; провести опыт  на прозрачность воды (если вода не очень грязная). Бросить           в лужу монетку, а потом найти ее.  (вывод: вода прозрачна и сквозь ее видно брошенные предметы). Можно выяснить, что тонет в воде, а что плавает, выяснить на асфальте лужи,               а в песке нет почему – то. Подвижная игра, чтобы нам поиграть нужно выучить новую считалку, учим интонация – громко, нормально, тихо, шепотом; выбираем ведущего играем.     А дальше с теми детьми кто устал уже играть можно провести д\ и «Кто Где живет», «Бывает – не бывает». Д\и можно провести и во время наблюдения продолжи, закончи, опиши, а мы отгадаем, кто больше знает.

Во время прогулки тем  детям, которые не могут найти себе дело по душе можно предложить собрать красивые букеты (осень), сделать на земле аппликацию из подручного бросового материала, что – ни будь  нарисовать палочкой, превратить свой след в какой ни будь объект. Можно даже сделать осеннего снеговика из кучи листьев или лесовичка. Начало этой деятельности как бы индивидуальные, но может и перейти в совместную деятельность детей          и самостоятельную.  Иногда провожу эмоционально – дидактические игры «Кенгуру», «Петушиные бои» Способствует эмоциональной разрядке, развивает чувство сопереживания. Какие виды деятельности у нас присутствовали на прогулке: трудовая деятельность, двигательная, продуктивная (рисовали, конструировали, моделировали),  познавательная (наблюдали, проводили опыты, экспериментирование  с природными материалами (от какого дерева лист быстрее падает на землю), коммуникативная,  игровая, но во всех видах деятельности нужно проводить индивидуальную работу.  Это и на развитие движений, в играх ритмичные движения под слова, речевые ситуации и т. д.

Организую  детей на труд  на участке (давайте сделаем чистыми дорожки или к нам должен прийти гномик глазастик , а у нас в цветнике не порядок, уделяю внимание мотивации их деятельности, помогаю распределить обязанности, подготовить оборудование и убрать его после работы, даю оценку деятельности детей. В теплое время года можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи, математическим развитием, театрализацией. Стараюсь за 20 -30 минут до конца прогулке собрать всех детей и поиграть  в мало – подвижную игру, чтобы дети успокоились и настроились идти в группу.

По возвращении с прогулки учу детей самостоятельно и последовательно раздеваться (игрушки, картинки последовательности). Поможем Золушке попасть на бал, убираем все вещи; соревнование не просто быстрее, правильно и аккуратно( если, есть возможность то дежурных отправить раньше). Культурно – гигиенические навыки по сути толпы нет, но руки грязные конкурс чистых ладошек; можно считать, найдите предметы овальной, круглой формы.

ОБЕД.

 ЦЕЛЬ: Способствовать формированию знаний о полезном питании; способствовать формированию культуры приема пищи; вызвать желание научиться правильно пользоваться столовыми приборами

-при приеме пищи тщательно пережевывать пищу, после приема пищи пользоваться салфеткой, полоскать рот питьевой водой это можно провести как индивидуальную работу; привлечения внимания детей к еде, оценка деятельности дежурных.

2я ПОЛОВИНА ДНЯ.

СОН. Постепенный подъем.

Способствовать формированию полезных привычек, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься  бодрящей гимнастикой, воздушные ванны, гигиенические процедуры, обширное умывание, хождение босиком по тропе «здоровья» профилактика плоскостопия, выполнять закаливающие процедуры).

ПОЛДНИК.

-Способствовать формированию  культурно- гигиенические навыков;

-создавать необходимые условия для успешного применения детьми полученных гигиенических знаний и опыта в повседневной жизни; помогаем друг другу, улыбаемся, проговаривай Ира, что за чем одеваешь; посмотрите, а у …новая юбка, кофточка или какие красивые шорты детям это нравится, кто – то начинает кокетничать,  предлагаю: ну – ка расхвали себя или друга, а сама  причесываю девочек, застегиваю; вспомнить рассказ про девочку, которая потеряла одежду. Посмотреть у всех все одето. Для чего надо красиво                     и правильно одевать вещи; (дежурных пораньше собрать). Короткий промежуток времени,              а сколько использовала « Труд» -самообслуживание; «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация»,можно одеваться и ходить по тропе  «здоровья»  под музыку.

Оценить работу дежурных; из детей кто ни будь  расскажет, что у нас сегодня на полдник; напомнить про салфетки, осанку, спросить для чего нужно прямо сидеть за столом во время приема пищи.

2я прогулка проходит также по той же схеме и организация ужина проходит аналогично. Необходимо создать радостное настроение, чтобы ребенок на следующей день с удовольствием шел в детский сад. На данный отрезок времени планирую:

  1. Все виды игр – настольно – печатные, сюжетно – ролевые, строительные, подвижные, дидактические и  развивающие, театральные. Учитываю желания и потребности детей.
  2.  Развлечения, праздники, сюрпризы планирую 1 раз в неделю. Так же планирую различные виды театра, мини – концерты на которых дети используют любимые стихи, песни, танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки
  3. Труд (ручной труд, хоз – быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.

Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, отразить лишь нововведение.

  1. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. До занятия желательно планирую индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии дети себя чувствовали увереннее.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Работа по ЗКР.
  4. Работа с родителями.

Развлечения провожу на различные темы это праздник «Мыльных пузырей», «Веселых слов», «Бумажных снежинок», «Скачущих лягушек», литературные викторины и т.д.  (Совместная деятельность преобладает)

Вечером: труд – реставрация старых книг( учить подклеивать используя кальку);  показать, объяснить, а дальше дети кто самостоятельно, а кто подгруппой будет работать, здесь же в индивидуальной  деятельности планирую расширять словарь по теме «Осень»- Данила, Егор; учу  вырезать из бумаги фигуры по контору – Рома, Настя; учу отвечать на вопросы полным ответом – Кирилл, Вася. Устали пришел кот  Матроскин   просит поиграть в его любимую игру м\п игра «Мышеловка», предложить с\р игры «Библиотека», «Семья» «Магазин».; ; одни играют 3 – 4 ребенка организовать помыть строитель, конструктор (проведем эксперимент какие фигуры лучше плавают, дольше не тонут, быстрее легче мыть, чтобы остальные не обиделись и их помоем , можно заучить новые пословицы о труде) домывают самостоятельно; заучивание текста пальчиковой гимнастики; составление рассказа «Если бы я был волшебником»; рассматривание картин «Наша улица» по ПДД. Пересказ сказки по иллюстрациям «Лиса и кувшин»   2ой вариант учимся работать по готовой выкройке «кошелек» (объяснение идет всем желающим, но иногда индивидуальный показ. Собрались           в магазин, кошелька нет давайте его сделаем, о потом игра или куклам на бал сумочку)».

Вот как – то так.

Воспитатели детских садов   стараются оптимально организовать различные виды детской деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание индивидуальных заданий, игр, самостоятельной деятельности, прогулок, экскурсий, чтобы  достичь высоких результатов в воспитании детей.

На основании анализа концептуальных положений ФГТ, можно сделать вывод: что содержание образовательных областей осваивается ребенком в большей степени в процессе совместной деятельности с педагогом в ходе режимных моментов, а не в процессе непосредственно образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 02.02.2023 г. на тему: «Художественно-эстетическое развитие посредством театрализованной деятельности».

Методические рекомендации воспитателям: "создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых"...