Анализ развивающей предметно-пространственной среды
материал (подготовительная группа)

Козлова Катерина Владимировна

Анализ РППС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ развивающей предметно- пространственной среды

в подготовительной группе комбинированной направленности «Пчелки».

Воспитатель: Козлова Екатерина Владимировна.

В группе 19 детей, из них 14 девочек и 5 мальчиков.

      Особо актуальным на сегодняшний день является организация развивающей предметно-пространственной среды, т. к. она является важным фактором воспитания и развития ребенка.

     Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка с учетом его интересов и уровня активности.

      При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы

опирались на личностно – ориентированную модель воспитания. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: желание ребенка уединиться или, наоборот, быть рядом, ощутить тесный контакт со взрослым. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, оборудование.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет ребенку в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.

     Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
     Создавая предметно-пространственную развивающую среду мы учитывали следующие принципы:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Наша группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Стенд «Доска выбора»

      Это обязательный атрибут Программы. Дети после утреннего сбора, выбирают центр активности, в котором хотят заниматься, и ставят свою картинку возле эмблемы центра. Работа с этим стендом очень важна, она способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия.

         Стенд «Приветствий»

     Целью стенда «Приветствий» является создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе. Дети приходя в группу, выбирают картинку с рисунком, как бы они хотели поздороваться, под своё настроение и приветствуют педагога или своего товарища. Эта простая новинка помогает с утра задать детям эмоциональный настрой на день. Детям, которые каждый раз тяжело расстаются со взрослыми, подобранное приветствие позволяет снизить тревожность и помогает настроиться на полезное и приятное времяпровождение. Так же короткий миг, который тратится на приветствие, устанавливает особую связь с каждым ребенком.

Когда детей забирают родители, они могут также по выбору картинки попрощаться с воспитателем или друзьями.

Центр «Творческая мастерская»

Его цель направлена на формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания, обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, на развитие ручной умелости и творчества.

Данный центр содержит в себе: бумагу для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, баночки - непроливайки, тканевые и бумажные салфетки, акварельные краски, гуашь, кисти, пластилин; наличие цветной бумаги и картона, клея, ножниц с тупым концом; альбомы – раскраски, трафареты, обводки; бросовый материал (фольга, фантики от конфет, поролон). Также имеются альбомы народных промыслов «Хохлома», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Мезенская роспись», наборы открыток с репродукциями картин разных художников и др.

По желанию ребенок может найти и воспользоваться всем необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Центр «Книжный»  

      В нем собраны книги для чтения детям, книги для самостоятельного рассматривания, иллюстрации к произведениям, детские журналы, энциклопедии, что формирует у детей интереса и любви к художественной литературе. В центре дети учатся самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Есть ЖК телевизор.  Книги в центре обновляются в соответствии с тематикой недели или детскими запросами, помещаются портреты писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент.

Центр «Науки» (экспериментирования и природный).

В центре дети могут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Они прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями. Центр играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за растениями, побуждают детей заботиться о них.

 В центре размещен алгоритм ухода за растениями в доступной для детей форме (символы, значки, рисунки). Для ухода за растениями имеется оборудование: лейки, губки, пульверизатор, палочка для рыхления. Данный центр содержит в себе: комнатные растения (примула, плющ, фиалка), на которых удобно наблюдать изменения частей растения, паспорта растений.

Имеются дидактические картинки: «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Кто живёт на севере», «Животные жарких стран», «Времена года», «Тело человека». Плакаты: «Комнатные цветы», «Полевые цветы», «Кто живёт в пустыне», «Живая и неживая природа» и др. Имеются семена овощей, произрастающих в нашем регионе, энциклопедии. Есть календарь природы, контейнеры с глиной и песком, камни, ракушки, шишки, скорлупа грецких орехов. Приборы для исследования: линейки, лупы, микроскоп, песочные часы, магниты. В центре имеется ящик с полифункциональным материалом (ткани, поролон, деревянные спилы и др.).

Экспериментирование вызывают у детей неподдельный интерес, восхищение собственными открытиями, желание активно познавать окружающее.

Весь материал в центре дети используют по собственной задумке, экспериментируя, либо используя в игре

       Центр «Строительная мастерская».

      Центр мобилен,  можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально: здесь имеются конструкторы разного размера, мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных, настольный конструктор (мелкий), напольный пластмассовый конструктор, машинки, разные виды мозаики.

Центр «Игротека».

Игра - основной вид деятельности детей. Развивает фантазию, формирует игровые навыки, умение выстраивать диалоги, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье», «Супермаркет», «Автомастерская».

Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

      Есть детская мягкая мебель (два кресла). В игровом центре размещены настольно - печатные, дидактические игры, пазлы, счетные палочки, ленты разной длины, счетный материал  в соответствии с возрастом и интересами детей.

Центр  «Музыки и театра».

 Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности. Театрализованная и музыкальная деятельность помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В Центре размещена ширма, различные виды театров. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей.  Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют музыкальные инструменты: маракасы, бубны, барабаны,  колокольчики, дудочки,  погремушки, ложки. Также имеются иллюстрации музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры,  магнитофон; в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, коллекция дисков со сказками, дидактические игры: «Ножки и ладошки», «Угадай, какой звучит инструмент», «Определи характер музыки», «Угадай свой инструмент».

 Центр «Здоровье».

Совершенствование двигательных навыков и умений. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие детей. В нем содержится физкультурное оборудование: мячи разных размеров, обручи, гимнастические палки, кегли, скакалки, шарики пластмассовые, ленты на палочках,   мешочки для метания, массажные коврики, атрибуты к подвижным играм. Нестандартное оборудование для закаливания, массажоры, массажные коврики.

 Центр «Туристско-краеведческий»

Способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города, родного края. В центре размещены фотоальбомы: «Москва – столица нашей Родины»; «Красноярский край», «Моя малая Родина – Боготол», на которых отображена жизнь нашего города, края, также имеются папки с народным декоративно-прикладным искусством.   Имеются географические карты России, Красноярского края, Боготольского района и города Боготола. Глобус и компас. Также имеются иллюстрации с изображением национальных костюмов России и других континентов.

Центр «Безопасность».

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту. Безопасность – это правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Необходимо сформировать у детей привычку правильно вести себя на дороге. Центр развивает внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление.

      Данный центр содержит в себе: дидактические, настольные игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски; дорожные знаки; модели транспортных средств и макет проезжей части; литературу о правилах дорожного движения.

     Центр «Экономика». 

     Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним, сформировать понимание значения труда в жизни человека, рассказать о процессе производства товаров и их потреблении, познакомить с термином «реклама», научить полезным бытовым привычкам, способствовать развитию разумных потребностей.

Данный центр содержит: сборники дидактических игр; настольно- печатные игры; рекламные буклеты, деньги разных стран, картинки с профессиями, художественную литературу (сказки, стихи, рассказы), кассы, весы. Макет «Банка», «Банкомата».

 «Уголок уединения».

Создание удобного и комфортного места в зависимости от эмоционального состояния ребёнка. Цент расположен в спальне. Это уютное место с мягкими подушечками и домашним ковриком.

Стенд «Информация для родителей».

 В приёмной к каждому времени года меняем оформление стен и стендов, Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду. Имеется место для выставок детских работ. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в образовательный процесс.

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает возможность для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Развивающая среда не может быть построена окончательно, поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС

Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:·        Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"

В статье произведен анализ РППС в старшей группе   согласно ФГОС. Возможно, воспитателям пригодится в работе.   ...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе

В соответствии с тематической неделей «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку со...

Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Смородинка»

Анализразвивающейпредметно-пространственной средыв старшей группе «Смородинка»...