Доклад " Здоровье сберегающая среда в ДОУ"
материал

Шайхисламова Оксана Раилевна

Доклад "Здоровье сберегающая среда в ДОУ" . Физкультурно-оздоровительное направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 с.Аргаяш

                                     

                                       Доклад

«Здоровье сберегающая среда в ДОУ»

(физкультурно-оздоровительное направление)

Выполнила: Шайхисламова О.Р

       

                                                        2024ГОД

        Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательном учреждении. Это комплекс условий, организуемых администрацией сада, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей в целях обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.

    Вопрос формирования сбережения здоровья в дошкольных  учреждениях прежде всего ориентирован на соблюдение условий гармоничного физического развития ребенка.

Существует несколько направлений работы ДОУ по здоровьесбережению и одно из них — физкультурно-оздоровительное, которое включает развитие физических качеств, умений и навыков, реализацию потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как воспитателя по физкультуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

   

       Я считаю,что у нас в ДОУ  достаточно многообразное спортивное оборудование . Многообразие оборудования позволяет применять его в различных видах занятий по физической культуре, развивает произвольность движений детей, позволяет импровизировать.

    Здоровьсберегаюшие технологии используемые мной на физкультурных занятиях:

Подвижные и спортивные игры – это часть моего физкультурного занятия, проводится как в зале так и на прогулке. Существуют игры малой, средней и высокой степени подвижности. Рекомендуется проводить их  ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация – проводится мной в конце занятия в зале. В зависимости от состояния детей и целей, я определяю интенсивность технологии. Подходит для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

Гимнастика пальчиковая – Может проводиться с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой. Так же пальчиковую гимнастику я включаю в комплексы ОРУ на занятиях.  Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Гимнастика дыхательная – это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного аппарата и повышения эффективности дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью . Бесспорно , дыхательные упражнения просто необходимы детям довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами , а  также выздоравливающим после различных заболеваний органов дыхания . Дыхательная гимнастика обладает мощным общим и местным воздействием на организм. Общеукрепляющее действие правильного и полноценного дыхания широко известно: обменные процессы в организме протекают более динамично,  ребенок лучше растет и развивается, меньше болеет.

   

                                     

Дорожка здоровья -используется мной в заключительной части физкультурного занятия как профилактика плоскостопия. Рекомендуется детям всех возрастных групп. Ходить по ним необходимо босяком или в носочках. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

                                               

 Фитбол-аэробика

Фитбол – это аэробика с использованием мячей диаметром от 55 до 70 см. Эти мячи вносят игровой момент в занятие, а также создают неповторимый эмоциональный подъем. Часто испльзуютя мной в индивидуальной работе с детьми. Они имеют ярко выраженный лечебный эффект. Задача состоит в развитие гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений. Формируют  правильную осанку, заряжают энергией. Занятия  в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку, справедливость. Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

       

    Самомассаж – уместен в вводной и заключительной части физкультурного занятия, а так же между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни. Целью самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Ритмическая гимнастика.

Танцевальные движения, при проведении ритмической гимнастики, мобилизируют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Ритмическая гимнастика

Неиро-игры и нейрогимнастика

 Одним из моих последних открытий стало использование нейро-игр на занятиях физической культуры. 

  Нейро-игры — это специальные игры, направленные на тренировку мозга и развитие нейронных связей. Они стимулируют работу различных функций мозга, таких как внимание, память, логика и координация движений. В отличие от обычных игр, нейро-игры направлены на достижение определенных образовательных и развивающих целей.

Преимущества использования нейро-игр на занятиях физической культуры:

1. Повышение мотивации. Нейро-игры делают процесс занятий более интересным и захватывающим, что стимулирует детей к активному участию в упражнениях.

2. Развитие навыков командной работы. Нейро-игры учат детей работать в коллективе, развивая социальные навыки и способность к сотрудничеству.

3. Улучшение координации движений. Нейро-игры требуют от детей выполнения сложных двигательных задач, что способствует развитию моторики и координации.

4. Развитие когнитивных функций. Участие в нейро-играх стимулирует работу мозга, улучшая память, внимание и способность к принятию решений

Мяч – универсальная игрушка, друг из детства каждого из нас, игра с мячом активизирует весь организм, все анализаторные системы.Существует великое множество традиционных игр с мячом, но развивающей находкой явились нейропсихологические игры-упражнения с мячом:

Упражнения в кругу

  • Игра в круге «Влево-вправо» Правила: ведущий передаёт мяч по кру- гу предварительно дав здание: например, «3 влево» и передаёт мяч вле- во, а все считают: «1,2,3». Теперь мяч у третьего игрока слева, и он стал ведущим, передаёт мяч и даёт своё задание, например, «6 вправо с шагами» и т.д.
  • Игра в круге «Части тела» Правила: игроки передают мяч по кругу, прикасаясь к какой – то части тела соседа, сосед берёт мяч и называет часть тела к которой прикоснулись, передавая мяч, например, «правая

ступня». Можно всем напевать: «Вот летела муха, на правую ступню мне села, почесала брюхо, дальше полетела»

  • Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого (свою ассоциацию) и кидает мяч обратно. Например, взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако».
  • Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц (аналогично - обобщающее слово и конкретный объект).
  • Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
  • Ребенок кидает большой мяч об стену четырьмя способами (ну как не вспомнить здесь свое советское детство!
  • 1) кидает его и сразу ловит;
  • 2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит;
  • 3) кидает, хлопает в ладоши, ловит (при усложнении - хлопает 2 раза, 3 раза и т.д.)
  •  4) кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.

             Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги) .

С этой целью проводятся совместные физкультурные праздники и развлечения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Таким образом: применяемые в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровье сберегающей среды.

Здоровый ребёнок- счастливый ребёнок.                   ...

Здоровье сберегающая среда в ДОУ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...

Здоровье сберегающая среда как условие психического здоровья детей

Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров...

Здоровье сберегающая среда в ДОУ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...

Доклад «Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья....

Доклад. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ

доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ...

доклад "Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье"

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного во...