Мастер-класс для воспитателей «Современные технологии речевого развития дошкольников»
методическая разработка

Чудакова Ольга Владимировна

Повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_k_dlya_pedagogoy.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Современные технологии речевого развития дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм).

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного, формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.

3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.

 

Ход мастер-класса

Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача педагогов – развивать речь ребенка, передать каждому из них любовь к слову.

Сегодня я покажу Вам, какие современные технологии  (приемы, методы, формы) речевого развития для детей старшего дошкольного возраста можно применять на занятиях по развитию речи.

Уважаемые коллеги, я приглашаю вас принять участие в игре-викторине «Знатоки». Начнем с разминки, подойдите полукругом к экрану

Вот стоит осенний лес!    (Круговые движения глазами)

В нем много сказок и чудес!

Слева-сосны, справа-дуб.

Дятел-сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой-открой!

И внимание постой!

Интерактивная игра

Для участия в игре  участникам нужно разделиться на 2 команды: для этого нужно взять элемент осеннего листочка и соединиться, чтобы получился осенний листочек:

  • У кого желтый листочек. Ваша команда называется «Знайки».
  • У кого оранжевый листочек. Ваша команда называется «Всезнайки».

Работая дружно в команде, надо проявить взаимовыручку и взаимопомощь, и тогда вы справитесь с любым заданием! Каждой команде нужно выбрать капитана. Пообщайтесь и сообщите.

Первый раунд «Составь синвейн»

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

У каждого из вас слово на листочке. Вам нужно составить синквейн

Кто быстрее справится с заданием, та команда побеждает!

Для 1 команды: заяц, дождь, груша, туча

Для 2 команды: лист, ёж, слива, солнце.

Второй раунд  «Найди решение»

Для каждой команды подготовлены кейс-ситуации

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Вы должны определить проблему и найти множество решений, чья команда больше найдет решений проблемы данной ситуации, та и побеждает. Капитаны команд должны будут представить ответы!

Для 1 команды:

Ситуация: Девочка Катя каталась на велосипеде с друзьями, вернувшись домой, обнаружила, что нет телефона в кармане.

Для 2 команды:

Ситуация: Мальчик Витя играл с другом на улице в песке с машинками. Друг Вити наткнулся на острый предмет. Витя увидел кровь на пальце друга.

Динамическая пауза

Я предлагаю Вам отправиться в осенний лес, найти грибы и собрать в лукошко. Чья команда больше наберет, побеждает.

 

Третий раунд

«Собери осенний листочек»

Задание на развитие  мелкой моторики рук и творческого воображения

У вас на столах лежат  для развития мелкой моторики: счетные палочки, камешки Марблс. Вам необходимо собрать осенний листочек. Чья команда, которая быстрее справится с заданием, побеждает.

 

Четвертый раунд

«Расшифруй»

В данном раунде мы познакомимся с технологией мнемотехники. Слово «мнемотехника» – техника запоминания.

Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена информация. Весь текст зарисовывается схематично в виде таблицы с ячейками, которые связаны между собой по смыслу.

Вам нужно отгадать сказки  по мнемотаблице.

Следующее задание в данном раунде – нужно расшифровать сказку по картам В.Я.Проппа.

Отечественный фольклорист В. Я. Пропп, исследовавший русские сказки, выделил в их структуре некоторые элементы (функции) главного действующего лица, повторяющиеся постоянно. Этих функций по его системе анализа – 31 (полный набор ниже). Из них двадцать основных. Не любая сказка содержит их все. Чаще всего полный набор в волшебных сказках. Функции изображаются картинками.

Пятый раунд

Игра «Аукцион»

Аукцион – одна из форм технологии ТРИЗ.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главной целью ТРИЗ-технологии  является формирование у детей творческого мышления.

Воспитатель: Первое задание - игра «Аукцион» требует от участников внимания и знание слов «Я продаю – вы покупаете». Я продаю вещи и предметы не за деньги, а за ответы. Вы должны назвать назначение предмета,

Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

Вносится «Черный ящик»!

Я продаю предметы  (мобильный телефон, шарф, цветная бумага, машина, ложка).

Подведение итогов. Награждение.

 

ЗАЯЦ

ДОЖДЬ

ГРУША

ТУЧА

ЛИСТ

ЕЖ

СЛИВА

СОЛНЦЕ

 

Ситуация: Девочка Катя каталась на велосипеде с друзьями, вернувшись домой, обнаружила, что нет телефона в кармане.

Проблема:

Решение проблемы:

 

 

Ситуация: Мальчик Витя играл с другом Мишей на улице в песке с машинками. Миша наткнулся на острый предмет. Витя увидел кровь на пальце друга.

Проблема:

Решение проблемы:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные технологии речевого развития дошкольников»

В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...

Памятка для воспитателей к использованию в педагогической деятельности «Современные технологии речевого развития дошкольников»

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возрас...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

Мастер-класс "Квест - игра как эффективная технология речевого развития дошкольников".

Повысить мотивацию педагогов к использованию квест-технологии в работе с детьми по речевому развитию...

Консультация для воспитателей «Современные технологии речевого развития дошкольников»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способн...

Консультация для воспитателей «Современные технологии речевого развития дошкольников»

Консультация для воспитателей«Современные технологии речевого  развития дошкольников»...