Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «ШАХМАТНАЯ ШКОЛА»
рабочая программа (старшая группа)

Горшкова Евгения Михайловна

Дополнительная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

 «ШАХМАТНАЯ ШКОЛА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»

                                                                                 

                 

                             

             

 

        

СОГЛАСОВАНО

Протокол Педагогического совета

№ 01 от 31.08 2020 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

 «ШАХМАТНАЯ ШКОЛА»

Возраст: дети от 5 лет

до прекращения образовательных отношений

Срок реализации:  1 учебный год – 2020-2021 гг.

                                                                   Составители  программы: Горшкова Е.М., воспитатель

г. Нижневартовск

Содержание

Страница

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Цели и задачи программы

4

1.3.

Планируемые результаты программы

5

1.4.

Характеристика особенностей детей:

- от 5 до 6 лет

- от 6 лет до прекращения образовательных отношений

5

6

1.5.

Основные принципы реализации программы

7

2.

Содержательный раздел

8

2.1.

Учебный план

8

2.2

Календарный учебный график

9

2.3.

Перспективный план для детей от 5 до 6 лет

9

2.4.

Перспективный план для детей от 6 до прекращения образовательных отношений

13

3.

Материально-техническое обеспечение

17

4.

Оценка качества освоения программы

18

  1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматная школа» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242); СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями и дополнениями.

1.1. Актуальность  программы

Реализация ФГОС ДО в дошкольных организациях предполагает решение задач, направленных на "...формирование общей культуры личности детей, в том числе... развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности...".

В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Идеальным инструментом для формирования умственных действий представляются шахматы. Именно использование шахмат, позволяет наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Базой такого подхода стали теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Из всего многообразия шахматного материала отобран такой, который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действий. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматам, позволяет реализовать множество задач, даёт возможность учить детей без принуждения, поддерживать постоянный интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.

Шахматы в детском саду открывают широкие возможности пытливому уму дошкольников, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматы по своей  природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает шахматы именно как игру. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать. Содействует формированию таких важных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность, позволяет ребятам научиться оценивать ситуации в каждый момент времени и принимать оптимальные решения, развить волю, коммуникативные навыки, адекватно реагировать на успехи и проигрыши. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя  свойств характера.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию и удовлетворение потребностей дошкольников в активных формах познавательной деятельности. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист» разработана на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:

  • широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
  • применение нестандартных дидактических заданий и игр;
  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
  • преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
  • выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
  • разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
  • неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», любил повторять А. Франс. Поэтому, в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель:обучение детей основам шахматной игры с использованием компьютерных технологий для формирования у детей внутреннего плана действий как компонента готовности к обучению в школе.

Задачи программы:

  1. Образовательная: пополнять кругозор, научить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности, ориентироваться на плоскости.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, воображение, речь, память. Учить думать самостоятельно, принимать конкретные решения.
  3. Воспитательная: воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость, выдержку, волевые качества.

Уровень сложности программы – стартовый. Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления.

Сложность материала – минимальная.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Объем освоения программы – 60 часов.

Срок освоения программы – 1 учебный год.

Форма обучения – очная, групповая.

Количество детей в группе – 10 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с детьми от 6 лет до прекращения образовательных отношений в кабинете «Шахматная школа» дошкольного учреждения.

1.3. Планируемые результаты освоения программы

В ходе реализации программы ребенок:

  • освоит основные шахматные понятия;
  •  познакомится с правилами поведения во время шахматной игры, научится действовать во время шахматной партии в соответствие с этими правилами;
  • будет знать взаимодействие между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также научится применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
  • будет активно использовать полученные знания в процессе игровой практики за шахматной доской;
  • научится ориентироваться на плоскости, обогатит свою фантазию;
  • будет сформирована, усидчивость, целеустремленность, воля, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка. Завершением обучения является шахматный турнир, направленный на демонстрацию достижений обучающихся.

  1. Характеристика особенностей развития детей

Характеристика особенностей детей  от 5 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация.

Характеристика особенностей детей  от 6 лет до прекращения образовательных отношений

В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания. Продолжает развиваться логическое       мышление.        Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (комплексные представления, представления и цикличности изменений). Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большое количество знаний, которые продолжают интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Все эти знания – база, на которой можно строить процесс обучения шахматной игре. Нужно сделать этот процесс максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным.

1.5. Основные принципы реализации программы

Уровень сложности программы – общекультурный (стартовый). Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Формы обучения общедоступные и универсальные, сложность материала – минимальная. Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Реализация программы «Шахматная школа » осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  • Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса.
  • Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
  • Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
  • Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

  1. Содержание программы

2.1. Учебный  план  для детей 5-6 лет

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Шахматы. История возникновения

1

1

0

Шахматная доска

4

1

3

Шахматные фигуры

2

1

1

Начальное положение

2

1

1

Ладья

4

1

3

Слон

4

3

6

Ладья против слона

3

0

3

Ферзь

6

2

4

Конь

5

1

4

Пешка

7

2

5

Король

5

1

4

Ценность фигур

2

1

1

Шах

3

1

2

Мат

5

1

4

Пат

3

1

2

Рокировка

3

0

3

Шахматная партия

1

0

1

Учебный  план для детей от 6 лет до окончания образовательных отношений

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Краткая история шахмат

3

2

1

Пешка

2

1

1

Ценность фигур

7

2

5

Шах

3

1

2

Рокировка

2

1

1

Мат

5

1

4

Пат

4

1

3

Шахматная нотация

5

1

4

Шахматная партия

4

1

3

Шахматные часы

2

1

1

Техника матования  одинокого короля

8

2

6

Достижения мата без жертв материала

3

1

2

Шахматная комбинация

5

1

4

Основы дебюта

2

1

1

Основы миттельшпиля

2

1

1

Основы эндшпиля

2

1

1

Мониторинг

1

0

1

2.2.  Календарный учебный график

Годовой календарный график к программе «Шахматная школа» определяет: начало обучения  – 1 октября и окончание обучения – 31 мая.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество занятий/ часов

Режим занятий

1 год

октябрь

май

30

60/30

2 раза в неделю по 25-30 мин

2.3. Перспективный план для детей от 5 лет до 6 лет

Тема

Содержание

1

Шахматы. История возникновения.

Познакомить детей с игрой «Шахматы», способствовать развитию интереса к игре  в шахматы.

2

Шахматная доска.

Чтение  дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

3

Шахматная доска.

Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

4

Шахматная доска.

Расположение доски между партнерами. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

5

Шахматная доска.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

6

Шахматные фигуры.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры: "Что общего?", "Большая и маленькая".

7

Шахматные фигуры.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура".

8

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.  Дидактические задания и игры "Мешочек", "Мяч".

9

Начальное

положение

Разучивание стихотворения Инны и Иржы Весела. Дидактические задания и задания "Рассеянный художник", "Да и нет"

10

Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Один в поле воин", "Лабиринт",  "Кратчайший путь".

11

Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт",  "Перехитри часовых".

12

Ладья.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности".

13

Ладья.

Бить или не бить? (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух) Дидактические игры "Игра на уничтожение", "Игра на уничтожение" (фрагмент доски).

14

Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Дидактические задания и игры "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

15

Слон.

Разноцветные и одноцветные слоны. Дидактические задания и игры "Лабиринт",  "Перехитри часовых".

16

Слон.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности".

17

Слон против слона.

"Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух).

18

Ладья против слона.

Дидактические задания  и игры "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры".

19

Ладья против слона.

Дидактические задания и игры "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".

20

Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

21

Ферзь.

Дидактические задания "Лабиринт",  "Перехитри часовых".

22

Ферзь.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

23

Ферзь против ладьи .

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи), "Ограничение подвижности".

24

Ферзь против  слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против слона), "Ограничение подвижности".

25

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

26

Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

27

Конь.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

28

Конь против  ладьи.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".

29

Конь против, слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".

30

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

31

Пешка.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

32

Пешка.

Ход пешки. Взятие. Превращение пешки. Дидактические задания "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".".

33

Пешка.

Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения) "Ограничение подвижности".

34

Пешка против  ладьи,.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ладьи, сложные положения), "Ограничение подвижности".

35

Пешка против  слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". Дидактические игры "Игра на уничтожение" ( пешка против слона, , сложные положения), "Ограничение подвижности".

36

Пешка против  ферзя.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, сложные положения), "Ограничение подвижности".

37

Пешка против  коня.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

38

Король.

   

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

39

 Король.

Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля), "Ограничение подвижности".

40

Король против других фигур.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя),

"Ограничение подвижности".

41

Король против других фигур.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ладьи, король против слона), "Ограничение подвижности".

42

Король против других фигур.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

43

Ценность фигур

Сила шахматных фигур. Дидактическая игра «Шахматная лестница».

44

Ценность фигур

Сила шахматных фигур. Дидактическая игра «Шахматная лестница».

45

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактические задания "Шах или не шах».

46

Шах

Защита от шаха. Дидактические задания "Защита от шаха".

47

Шах

Открытый шах. Дидактические игры и задания «Первый шах», «Дай открытый шах».

48

Мат

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

49

 

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

50

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход слоном ,конем (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

51

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход  пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

52

Мат

Мат в один ход: сложные примеры с большим

числом шахматных фигур. Дидактическое задание        « Дай мат в один ход».

53

Пат

Отличие пата от мата. Примеры на пат.

54

Пат

Отличие пата от мата. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

55

Ничья

Варианты ничьей. Примеры.

56

Рокировка

Рокировка на королевском фланге.

57

Рокировка

Рокировка на королевском фланге.

58

Рокировка

Рокировка на ферзевом фланге.

59

Шахматная партия

Игра со всеми фигурами из начального положения.

60

Шахматная партия

Игра со всеми фигурами из начального положения. Мониторинг.

2.3. Перспективный план для детей от 6 лет до окончания образовательных отношений

Тема

Содержание

1

Краткая история шахмат

Происхождение шахмат. Легенда о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2

Повторения пройденного материала

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Начальное положение. Ходы шахматных  фигур.

3

Повторения пройденного материала

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Начальное положение. Ходы шахматных  фигур.

4

Пешка

Ход пешки. Взятие. Превращение пешки.

5

Пешка

Взятие на проходе

6

Ценность фигур

Сила шахматных фигур. Дидактическая игра «Шахматная лестница».

7

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактические задания "Шах или не шах».

8

Шах

Защита от шаха. Дидактические задания "Защита от шаха".

9

Шах

Открытый шах. Дидактические игры и задания «Первый шах», «Дай открытый шах».

10

Рокировка

Правила рокировки. Дидактическое задание  «Рокировка на королевском фланге Рокировка».

11

Рокировка

Рокировка на ферзевом фланге. Игровая практика.

12

Мат

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

13

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем , ладьей (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

14

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход слоном ,конем (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

15

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход  пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

16

Мат

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание « Дай мат в один ход».

17.

Пат

Отличие пата от мата. Примеры на пат.

18

Пат

Отличие пата от мата. Дидактическое задание «Пат или не пат».

19

 Пат. Ничья

Варианты ничьей. Примеры.

20

 Пат. Ничья

Варианты ничьей. Примеры.

21

Шахматная география

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь».

22

Шахматная нотация

Дидактические задания «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика (дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое идет).

23

Шахматная нотация

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.

24

Шахматная нотация

Краткая и полная шахматная нотация.

25

Шахматная нотация

Итоговая практика (с записью фрагмента  шахматной партии ).

26

Ценность шахматных фигур

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны».

27

Ценность шахматных фигур

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание  «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика

28

Ценность шахматных фигур

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание  «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

29

Ценность шахматных фигур

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание  «Выигрыш материала» (выигрыш  пешки).

30

Ценность шахматных фигур

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание  «Выигрыш материала» (выигрыш  пешки). Способ защиты. Дидактическое задание «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

31

Ценность шахматных фигур

Защита. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

32

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).  

33

Шахматная партия

Правила поведения

34

Шахматная  партия

Демонстрация коротких партий.

35

Шахматная партия

Дебют. Несколько вариантов дебюта.

36

Шахматные часы

Понятия «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

37

Шахматные часы

Игровая практика  «контроль времени».

38

Техника матования  одинокого короля

Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат». Игровая практика

39

Техника матования  одинокого короля

Две ладьи против короля. Дидактические задания «Мат в один ход», «На крайнюю линию»». Игровая практика.

40

Техника матования  одинокого короля

Дидактические задания «Ограниченный король»,  «Мат в два хода». Игровая практика

41

Техника матования  одинокого короля

Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход». Игровая практика.

42

Техника матования  одинокого короля

Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания :«На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король»,  «Мат в два хода». Игровая практика.

43

Техника матования  одинокого короля

Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход». Игровая практика.

44

Техника матования  одинокого короля

Ферзь и король против короля. Дидактические задания «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король»,  «Мат в два хода». Игровая практика.

45

Техника матования  одинокого короля

Ферзь и король против короля. Дидактические задание «Мат в два хода». Игровая практика.

46

Достижения мата без жертв материала

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат  в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика

47

Достижения мата без жертв материала

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  Дидактическое задание «Объяви мат  в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

48

Достижения мата без жертв материала

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.  Дидактическое задание «Объяви мат  в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

49

Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

50

Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

51

Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

52

Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

53

Шахматная комбинация

Комбинации ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки

54

Основы дебюта

Принципы игры в дебюте. Быстрое развитие фигур. Борьба за центр. Гармоничное пешечное расположение.

55

Основы дебюта

Принципы игры в дебюте. Быстрое развитие фигур. Борьба за центр.  Связка в дебюте.

56

Основы миттельшпиля

Тактические принципы. Связка в миттельшпиле .Матовые комбинации.

57

Основы миттельшпиля

Матовые комбинации. Комбинации для достижения ничьей.

58

Основы эндшпиля

Элементарные окончания.

59

Основы эндшпиля

Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

60

Мониторинг

  1. Материально-техническое обеспечение

Наименование

Количество

Оснащение

1

Напольная шахматная доска

1

2

Напольные шахматы

1 набор

3

Мольберт

1шт

4

Мобильная доска для магнитных шахмат

1шт

5

Магнитные шахматы (настольные)

10 наборов

6

Часы

10 шт

7

Столы детские

 6 шт

8

Стулья детские

12 шт

9

Столы турнирные

4 шт

10

Компьютер

1

11

Стол компьютерный

1

12

Интерактивная доска

1

13

Интерактивный стол

 1

14

Мольберт

1

15

Накидки для сюжетно-ролевых игр

20шт

16

Костюмы шахматных фигур (белые)

20 шт

Дидактическое обеспечение

1

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1

2

Дидактическая игра «Составь картинку»

1

3

Дидактическая игра «Составь доску»

1

4

Дидактическая игра «Вертикаль, диагональ, горизонталь»

1

5

Дидактическая игра «Назови фигуру»

+

6

Дидактическая игра «Лабиринт»

+

7

Дидактическая игра «Перехитри часовых»

+

8

Дидактическая игра «Один в поле воин»

+

9

Картотека Шахматных игр

+

Документация

1

Программа «Шахматная школа» 5-6 лет

1

2

Программа «Шахматная школа» 6-7 лет

1

3

  Журнал индивидуального учета хода и   содержания        программы

2

4

Документация по оказанию платных услуг

2

Методическое обеспечение

1

И.Г.Сухин «Шахматы первый год или учусь и учу»

1

2

И.Г.Сухин «Шахматы второй год или учусь и учу»

1

3

И.Г.Сухин  Программы курса «Шахматы-школе»

1

4

Н.М. Петрушина «Шахматный учебник для детей»

1

5

Т. Ноттингем  «Шахматы для будущих чемпионов»

1

6

А. Трофимова «Учебник юного шахматиста»

1

7

Н.М. Петрушина «Шахматные окончания для детей»

1

8

И.Г. Сухин «Шахматы для детей.»

1

9

Е.П. Быкова Т.Н.Локтева «Шахматы для малышей"

1

10

И.Г. Сухин  «Задачник»

1

11

Н.М. Петрушина «Шахматные дебюты для детей»

1

12

  И.Г.Сухин «Шахматы тайны королевской игры 3»  третий год обучения.

1

13

  О.Должикова «Шахматы: просто и весело»

1

14

  Э.Э. Усманская,  Е.И. Волкова,  Е.А. Прудникова  «Шахматы в школе»  

1

15

  Т.Степовая Рабочая тетрадь «Тигрёнок в шахматном королевстве»

1

16

  Э.Э.Усманская,  Е.И. Волкова,  Е.А. Прудникова  Рабочая тетрадь.

1

  1. Оценка качества освоения программы

 Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

К концу первого полугодия учебного года ребенок должны знать:

  шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем.

 историю возникновения шахматной игры;

 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

 правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого полугодия учебного года дети должны уметь:

 ориентироваться на шахматной доске;

 играть каждой фигурой в отдельности;

  правильно помещать шахматную доску между партнерами;

 правильно расставлять фигуры перед игрой;

 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 рокировать;

 решать элементарные шахматные задачи;

 правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры

Принципы педагогической диагностики

Основными принципами диагностики и контроля успеваемости обучающихся являются систематичность, объективность, наглядность.

Принцип систематичности заключается в том, что все обучаемые подвергаются систематическому диагностированию с первого и до последнего дня проведения занятий. Контроль необходимо осуществлять с такой периодичностью, чтобы достоверно и объективно проверить то содержательное наполнение образовательного процесса, что обучающимся необходимо знать и применять в практической деятельности. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностики, при котором различные методы, формы и средства диагностирования, проверки и оценивания реализуются в единстве и тесной взаимосвязи, подчиняются одной образовательной цели. Требование принципа систематичности выражается, прежде всего, в необходимости осуществления диагностического контролирования на всех уровнях дидактического процесса - от первоначального восприятия знаний и до их практического использования. Такой подход исключает универсальность отдельных форм, методов и средств педагогического диагностирования.

Принцип объективности заключается в научном обосновании содержания диагностических процедур, тестовых заданий, методик, вопросов, в точном, соответствующем установленным критериям контроле и оценке знаний, умений, навыков. Практически объективность педагогической диагностики заключается в том, что независимо от педагогов, осуществляющих диагностирование, методов, средств и форм контроля выставленные оценки совпадают.

Принцип наглядности состоит прежде всего в осуществлении открытых испытаний всех обучающихся по одинаковым критериям и параметрам. Рейтинг каждого обучаемого, устанавливаемый в процессе диагностики, носит формализованный, наглядный характер. Существенными условиями реализации принципа наглядности являются формирование результатов диагностических срезов, их анализ, составление перспективных планов устранения пробелов. Педагогическая диагностика как важная составляющая профессионально-педагогической деятельности требует от педагога постоянного изучения и оценки динамики развития педагогического процесса. Она дает возможность констатировать исходное состояние образовательного процесса и указания для практического решения запланированных педагогических задач.

Методы проведения педагогической диагностики 

Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.  Малоформализованные методы: наблюдение.

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности Содержание обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.

К концу учебного года ребенок должен знать:

  • Имена нескольких выдающихся шахматистов.
  • Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья

К концу учебного года ребенок должен уметь:

  • Разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
  •  Ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.

Критерии оценки:

Высокий - 2: Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приемах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.

Средний - 1: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

 Низкий - 0: Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

Вопросы и задания для проведения мониторинга:

1. Покажи шахматную доску, шахматное поле, белое поле, черное поле.

2. Покажи какую-нибудь горизонталь. Покажи все горизонтальные линии.

3. Покажи какую-нибудь вертикаль. Покажи все вертикальные линии.

4. Покажи какую-нибудь диагональ, большую белую диагональ.

5. Покажи большую черную диагональ.

6. Покажи центр. Сколько в нем полей? Какие?

7. Что делают партнеры за шахматной доской?

8. Как правильно сесть за шахматную доску?

9. Покажи белую и черную пешки, слона, ладью, ферзя, коней, королей

10. Расставь на шахматной доске начальное положение.

11. На поле какого цвета стоит белый ферзь? Почему?

12. Что такое ход? Сколько фигур можно передвинуть за один ход?

13. Что означает «стоять под боем»?

14. Что означает «побить» или «взять»? Как выполняется взятие? За сколько ходов выполняется взятие? Обязательно ли взятие в шахматной игре?

15. Как перемещается по доске ладья? Покажи три хода.

16. Как перемещается по доске слон? Чем отличается ход белопольного слона от хода чернопольного? Покажи три хода каждым слоном.

17. Как перемещается по доске ферзь? Покажи три хода.

18. Как перемещается по доске конь? Покажи три хода.

19. Задание: побей фигуру противника (одноименные и разноименные)

Протокол

педагогической диагностики достижения планируемых результатов освоения программы

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль

Название шахматных фигур и их отличия

Правила хода, взятие каждой фигуры

Ориентировка на шахматной доске.

Играть каждой фигурой

Правильно располагать доску

Умение перемещать фигуры

Правильно располагать фигуры

Решать простые шахматные задачи

Н.г

К.г

Условные обозначения:

2 – высокий уровень

1 - средний уровень

0 – низкий уровень.

Диагностическая карта

п\п

Ф.И. ребенка

Шахматные термины

Названия шахматных фигур

Правила хода и взятия фигуры

Ориентировка на доске

Шахматная

нотация

Шах

Мат

Ничья, пат

Рокировка

Шахматная

партия

н.г.

к.г.

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей 6-7 лет «Школа мяча»

1.     Пояснительная записка.Направленность программы.Программа «Школа мяча» - Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет. 2022-2023 г.

1. Комплекс основных характеристик образования1.1 Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивная карусель» имеет физкультурно-спортивную напр...