Мастер класс для педагогов
методическая разработка

Емельянова Наталья Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Дельфиненок» г. Павлово

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс для педагогов

«Река времени, как средство познавательной активности, как форма исследовательской деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил воспитатель

Емельянова Н. А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_reka_vremeni.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Дельфиненок» г. Павлово

Мастер – класс для педагогов

«Река времени, как средство познавательной активности, как форма исследовательской деятельности»

Выполнил воспитатель

Емельянова Н. А.

Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу познакомить вас с технологией, которая называется «Река времени». Автор Короткова Н.А. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей  дошкольного возраста. Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Знакомство детей с рекой времени начинается с чтения произведения.

Актуальность в том, что данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Технология носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием-панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она  позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной  деятельности в режимных моментах.

Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18), или - магнитная доска, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее.

 Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.

Остановки на «Реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.

Технология строится на следующих принципах:

Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Возможно использовать следующие методы:

1.Словесный метод.

Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий  на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например, каким я был сейчас, каким я буду в будущем.


Более подробно я хочу вас познакомить с данной технологией на примере работы с картой - панно на тему «Огонь наш друг и враг» в форме непосредственно образовательной деятельности, как итогового мероприятия. Вас я приглашаю не только освоить эту технологию, но и выступить в роли детей старшей и подготовительной группе.

Ход занятия

- Предлагаю отправиться в путешествие по реке времени, используя несколько упражнений, которые можно проводить с детьми.

-А вы любите путешествовать? А куда скажите? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени» . Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Садимся поудобнее в наши скоростные лодки и в путь. Я слышу странные звуки, Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени.

- Впереди видна остановка, интересно, как она называется? («Древний мир»).

Отгадайте загадки и узнаете о чем мы сегодня будем с вами говорить:

Шипит и злится

Воды боится

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает.(огонь)

2.Накормишь – живет

Напоишь – умрет.(костер)

-Как вы думаете, что это?

-В древние времена костер «служил» для людей освещением, теплом, светом, способом приготовления пищи, отпугиванием животных. Как они его добывали?

-Они брали острую деревянную палочку и упирали ее в деревянный брусок, появлялся дым, начиналось тление опилок и получалось возгорание.

- А если костер уже был не нужен, то как его тушили? (засыпали песком или землей, водой заливали). Давайте поместим картинки на «реке времени» возле метки «древний мир». Правильно, молодцы.


Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина».

Три собаки под землей,

Охраняли свой покой.

Сундуки монет под ними,

Были медно-золотыми. (Огниво)

-Огонь со времён Древней Руси чаще всего добывали с помощью огнива, которое состояло из трёх частей — кремня, кресала и трута. С кремнём всё понятно — это либо собственно камень-кремень, либо его заменители. Кресало — металлическая полоска, которой с силой проводят по кремню, вызывая сноп искр. Искры падают на трут — высушенный мох, шерсть или ещё что-то, способное тлеть и воспламеняться.

-Как вы думаете чем тушили пожары на Руси? Пожары тушились без использования специальной техники. По возможности огонь заливали водой, которую таскали ведрами. Горящие здания рубились топорами, а горящие бревна растаскивались крюками в разные стороны.

-Давайте размести картинки соответствующие этому времени.

Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир».

1.Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер.

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками, Тоненькими ... (Спичками.)

2.Она все спички победила.

В горючем газе её сила.

Устала - надо заправлять,

Пылала чтоб она опять. (Зажигалка)

-В современном мире людям намного проще стало жить. Люди не добывают огонь, а можно пойти и купить в магазине: спички, зажигалки.

- В современном мире появилась специальная техника для тушения пожаров. Воду перевозят в цистернах специальные пожарные машины. Из них ее выкачивают специальными ручными или механическими насосами. В снаряжении пожарного всегда есть огнетушители. Они бывают разных типов, то есть заполнены разными веществами. Одни заполнены газом, другие – пеной, а третьи – порошком.

-Давайте повесим оставшиеся картинки в современный мир.

Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна и пример представлены на слайде.

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.


Исследование

Интересное, познавательное

Учиться, знать, мыслить.

Интересно узнавать новые факты

Изучение

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Готовые панно вывешиваются в групповой комнате и при необходимости дополняются или используются для закрепления полученных представлений. Как видите таким образом можно познакомить с историей развития различных предметов: книг, письменности, бытовых приборов, костюмов, обуви и т.д.


Заключение:

Я показала вам технологию,

Так подходящую к нашим условиям,

В ней все понятно, и все логично

Она развивает детей отлично.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....